Главные вкладки

    урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
    материал по русскому языку (7 класс) по теме

     

    Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные взаимосвязанные в зоне общих идей. В основе данного урока  лежит возможность каждого ученика полностью самостоятельно или с определенной степенью помощи достигать конкретных целей урока в процессе работы, с алгоритмом.

    Воспитательная задача реализуется через работу с текстом о необходимости утренней зарядки и независимостью  выбора от других людей здоровый образ жизни.

    Материалы словарной работы также были объединены темой спорта, сообщение о параолимпийских соревнованиях содержало региональный компонент.

    Развивающая задача урока реализуется через работу с текстом, содержащим теоретический материал урока и на индивидуальных листах, используя  алгоритм выполнения задания. Используется метод самопроверки, самоконтроля выполнения задания по ключу.

    Обучающая задача осуществляется через выполнение заданий по нахождению в предложениях глаголов-сказуемых и определения их форм, образованных с помощью формообразующих частиц: через выполнение заданий по определению роли смысловых частиц в предложении (дополните смысловыми частицами высказывания классиков): через выполнение заданий по определению значения частицы «не»; через обобщение полученных знаний, работая с текстом.

    Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

    Вид урока: урок-практикум.

    Тема. Частицы. Разряды частиц.

    Технология: модульная

    Цели: 1. Дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.

    2. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

    3. Используя материал урока, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

    Ход урока.

    Оргмомент

    Установка на хорошую плодотворную работу (слайд 1)

    Словарная работа.

    Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.

    Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)

    - Какой темой объединены слова? (Спорт)

    Сообщение ученика по статье газеты «Белебеевские известия»

    Сообщение.

    - Значение слова «параолимпиада»

    В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

    -Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.

    Определение темы урока.

    - Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.

    Объяснение нового материала. Работа с текстом.

    Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока

    Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

    Вид работы: работа в паре.

    Алгоритм

    Прочитайте текст

    Сделайте определенные пометки:

    \/ - это я знал;

    + - новая информация;

    В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

    Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный?

    Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

    Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

    Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

    К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

    Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

    Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

    Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

    Вопрос: ли, разве, неужели

    Восклицание: что за, как.

    Указание: вот (а вот), вон (а вон).

    Сомнение: вряд ли, едва ли.

    Уточнение: именно, как раз.

    Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

    Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

    Смягчение требования: -ка. 

    К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

    Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

    Не бывать этому.(отрицание всего предложения) 

    За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения)

    Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

    В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)

    Формообразующие частицы. Анализ предложений.

    Цель: определить роль формообразующих частиц.

    Алгоритм работы

    Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.

    Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)

    Определите наклонение глаголов-сказуемых.

    Сделайте вывод.

    К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

    В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

    Давай помечтаем о будущих победах.

    Проверьте свою работу, пользуясь ключом

    Ключ к заданию 1.

    гл. пов. накл.

    К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

            гл. усл.накл.

    В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

       гл. пов.накл.

    Давай помечтаем о будущих победах.

    Оцените себя по следующим критериям:

    0 ошибок – “5”

    1-2 ошибки – “4”

    3-4 ошибки – “3”

    5 и более ошибок – “2”

    Смысловые частицы. (Слайд № 8)

    Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.

    Алгоритм

    Прочитайте высказывания классиков литературы.

    Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9)

    Запишите предложения в тетрадь.

    Над вставленными частицами надпишите что выражают

    1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
    2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
    3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
    4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
    Слова для справок:
    только, даже, что за, как.

    Проверьте свою работу, пользуясь ключом

    Ключ к заданию 2.

            ограничение

    Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

            восклицание
    2)
    Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

    восклицание                восклицание
    3)
    Как упоителен, как  роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

            усиление
    4) Глупость не могли победить
    даже боги. (Ф.Шиллер)

    6.Оцените себя, используя критерии.

    Отрицательные частицы. (Слайд №10)

    Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.

    Алгоритм

    Прочитайте предложения, перепишите.

    Определите значение частиц и запишите.

    Я не был в школе. (________________________)

    Я был не в школе. (_________________________)

    Я не мог не быть в школе. (_____________________)

    Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

    Ключ к заданию 3.

    Я не был в школе. (отрицание всего предложения)

    Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)

    Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)

    Оцените себя, используя критерии.

    Работа с текстом.

    Цель: уметь различать разряды частиц.

    Вид контроля: самоконтроль.

    Вид работы: самостоятельная работа.

    Алгоритм

    Прочитайте текст. Озаглавьте.

    Определи тему (о чем текст?)

    Определите стиль, тип текста

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

    Найдите в тексте частицы, определите их разряд.

    О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!

    Проверьте свою работу, пользуясь ключом

    Ключ к заданию 4.

    Тема: хорошая привычка

    Стиль: публицистический

    Тип: рассуждение

    О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка!

    Оцените себя по следующим критериям:

    0 ошибок – “5”

    1-2 ошибки – “4”

    3-4 ошибки – “3”

    5 и более ошибок – “2”

    Рефлексия. (Слайд №12)

    Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

    Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

    Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________

    Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________

    Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________

    Допишите предложения.

    Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»

    Сообщение

    В конце марта наш город посетили 64 спортсмена из двенадцати городов и районов нашей республики. Они стали участниками I комплексной спартакиады инвалидов  РБ по лыжным гонкам. Параолимпийские соревнования проводились на Тропе Здоровья.

    Люди разных возрастов, с разными физическими способностями, уровнем подготовки одинаково волновались на старте и верили в удачу. Среди участников была выпускница нашей школы Федотова Екатерина.

    Справка

    В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

    Слайд 2

    Двадцать первое апреля Классная работа

    Слайд 3

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    Слайд 4

    ТЕМА УРОКА: Разряды частиц

    Слайд 5

    ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке я хочу подробно узнать о …

    Слайд 6

    Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова ЧАСТИЦА Формообразующие Смысловые Отрицательные

    Слайд 7

    Бы, б Да, давай, пусть, пускай Самый Наклонение условное Повелительное наклонение Степени сравнения формообразующие частицы

    Слайд 8

    Проверь! Ключ к заданию 1. гл. пов. накл. К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен . гл. усл.накл. В солнечный день мы отправились бы на пробежку. гл. пов.накл. Давай помечтаем о будущих победах.

    Слайд 9

    смысловые частицы (модальные)

    Слайд 10

    Дополните высказывания модальными частицами Трус посылает угрозы тогда, когда он уверен в безопасности. (И.Гете) только прелесть эти сказки!..(А.С.Пушкин) Что за Глупость не могли победит боги. (Ф.Шиллер) даже

    Слайд 11

    отрицательные не ни

    Слайд 12

    Проверь! Я не был в школе. ( отрицание всего предложения ) Я был не в школе. ( отрицание отдельного члена предложения ) Я не мог не быть в школе. ( положительный смысл )

    Слайд 13

    Тема: хорошая привычка Стиль: публицистический Тип: рассуждение О пользе утре нн ей зарядки мы слышали ещ ё в ра нн ем детстве. Но много ли формообр вы зна е те людей , все-таки смысл сумевших воспитать в себе эту пр и вычку? При словах «утре нн яя зарядка» многие же смысл начинают пр и думывать оправдания и вспоминать , что с утра и так сил ни на что нет , и врем е ни не отриц хватает , но и вообще не так уж смысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр е вратить своё утро в самое формообр бодрое , самое формообр энергичное и наполне нн ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн е ваетесь. Настало время избавиться от выдума нн ых или навяза нн ых кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да смысл здравствует утре нн яя зарядка!

    Слайд 14

    «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» Рефлексия

    Слайд 15

    5 5 5

    Слайд 16

    Домашнее задание Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок в 7 классе по теме: "Частицы:

    Данный урок является обобщающим, проводится в форме путешествия по стране Частицы. На уроке использовано несколько презентаций, которые связаны друг с другом посредством гиперссылок. Каждую из презент...

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Частицы НЕ и НИ"

    Урок объяснения нового материала по правилам выбора не-ни....

    Презентации по русскому языку для 7 класса по теме "Частицы"

    Несколько презентаций и рабочего материала по русскому языку для 7 класса по теме "Частицы"...

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"

    Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями   ФГОС...

    Тест по русскому языку для 7 класса на тему "Частица"

    Тест проверяет умения и навыки учащихся 7 класса по теме "Частица"...

    конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

    Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"

    Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообр...