Частица как часть речи. Разряды частиц.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Клокова Ольга Алексеевна

Представление о частице как части речи,  роль формообразующих и смысловых частиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chastitsa_kak_chast_rechi._razryady_chastits.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Частица как часть речи. Разряды частиц.

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид урока: урок-практикум.

.

Цели: 1. Дать представление о частице как части речи,

 познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.

2. Развитие навыков  самостоятельной работы.

3. Используя материал урока, пропагандировать здоровый образ жизни.

Ход урока.

  1. Оргмомент

Установка на плодотворную работу

Словарная работа.

Цель работы: обогатить словарный запас учащихся.

Арбитр, чемпион, альпинист, тренер.

- Какой темой объединены слова? (Спорт)

Сообщение ученика.

Впервые сборная СССР приняла участие в Паралимпийских зимних играх в 1984 году в  Австрии. На счету команды были только две бронзовые медали, завоеванные лыжницей Ольгой Григорьевой, инвалидом по зрению.

 В Паралимпийских летних играх советские паралимпийцы дебютировали в 1988 году в Сеуле. Они выступали на соревнованиях по плаванию и легкой атлетике, завоевав 55 медалей, из них 21 золотую.

Программа XI зимних Паралимпийских игр в Сочи включала пять зимних паралимпийских видов спорта: горнолыжный спорт,биатлонлыжные гонкикёрлинг на колясках и следж-хоккей.

В соревнованиях  приняли участие 555 спортсменов из 45 стран..

Российские спортсмены завоевали рекордное количество медалей: всего 80. Из них: 30 золотых,28 серебряных и 22 бронзовых. ( 2-место у Украины( 25 медалей), 3-е у США (18 медалей)

- Значение слова «параолимпиада»

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Объяснение нового материала. Работа с текстом.

Цель работы: познакомиться с теоретическими сведениями по теме урока

Вид работы: работа в паре.

Алгоритм

  1. Прочитайте текст
  2. Сделайте определенные пометки:

\/ - это я знал;

+ - новая информация;

В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный?

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: ли, разве, неужели

Восклицание: что за, как.

Указание: вот (а вот), вон (а вон).

Сомнение: вряд ли, едва ли.

Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

Смягчение требования: -ка. 

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Не бывать этому.(отрицание всего предложения) 

За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения)

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.

5.Формообразующие частицы. Анализ предложений.

Цель: определить роль формообразующих частиц.

Алгоритм работы

  1. Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.
  2. Определите наклонение глаголов-сказуемых.
  3. Сделайте вывод.

Пусть каждый спортсмен внесёт свою лепту в победу.

Было бы здорово, если бы хоккеисты взяли шефство над нашим спортивным клубом.

Давайте упорно тренироваться, и мы победим.  

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 1.

Пусть каждый спортсмен внесёт(повелит.накл) свою лепту в победу.

Было бы здорово, если бы хоккеисты взяли(условн.) шефство над нашим спортивным клубом.

Давайте упорно тренироваться, и мы победим.(повелит.)  

  1. Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-ошибки – “3”

6.Смысловые частицы.

Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.

Алгоритм

  1. Прочитайте высказывания классиков литературы.
  2. Дополните их смысловыми частицами(слова для справок).
  3. Запишите предложения в тетрадь.
  4. Над вставленными частицами надпишите что выражают

1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок:
только, даже, что за, как.

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 2.

        ограничение

  1. Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

        восклицание
2)
Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

восклицание                восклицание
3)
Как упоителен, как  роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

        усиление
4) Глупость не могли победить
даже боги. (Ф.Шиллер)

6.Оцените себя, используя критерии.

7.Отрицательные частицы. 

Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.

Алгоритм

  1. Прочитайте предложения, перепишите.
  2. Определите значение частиц и запишите.

Я не был в школе. (________________________)

Я был не в школе. (_________________________)

Я не мог не быть в школе. (_____________________)

  1. Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ к заданию 3.

Я не был в школе. (отрицание всего предложения)

Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)

Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)

  1. Оцените себя, используя критерии.
  1. Работа с текстом.

Цель: уметь различать разряды частиц.

Вид контроля: самоконтроль.

Вид работы: самостоятельная работа.

Алгоритм

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте.
  2. Определи тему (о чем текст?)
  3. Определите стиль, тип текста
  4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.
  5. Найдите в тексте частицы, определите их разряд.

Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка! Если вы всё ещё сомн.ваетесь в её пользе, настало время сделать своё утро приятным и бодрым!

 Зна.те ли вы людей, все-таки сумевших воспитать в себе  пр.вычку к утренним физическим упражнениям? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания,  что ни на что  врем.ни не хватает, что  не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое  энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время…

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 4.

Тема: хорошая привычка

Стиль: публицистический

Тип: рассуждение

Дасмысл здравствует утренняя зарядка! Если вы всё ещё сомн.ваетесь в её пользе, настало время сделать своё утро приятным и бодрым!

Знаете  лисмысл вы  людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе  привычку к утренним физическим упражнениям? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания, что  ни на что  времени неотриц хватает, что  не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра.  Следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр  энергичное и наполненное хорошим настроением время…

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

  1. ошибки – “3”

8.Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

Допишите предложения.

   9.Домашнее задание: составить 7 предложений на спортивную тему, включив в них частицы.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Частицы как часть речи"

Презентацию можно использовать на уроке по теме "Частицы"....

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Тест по русскому языку по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Тест содержит три вопроса по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц" . Тест в двух вариантах....

Презентация по теме: "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Сведения о частице как служебной части речи, о разрядах частиц. Схема и образец морфологического разбора....

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц"...