рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требований выпускнику 9 класса и социально- гуманитарного профиля школы. Программа предполагает не только  ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность с широким использованием активных форм обучения работы с текстами разных стилей речи. Курс расчитан на 34 часа. В нем указано колличество часов на изучение каждой темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край МО Туапсинский район

муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское

                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                       решением педсовета протокол №1

                                                                       от 30 августа 2010  года

                                                                       Председатель педсовета

                                                                       ___________ Ю.В.Козлов

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

        2 вида

По    элективному курсу « Уроки мастеров слова»

Класс      9 

Количество часов  34              Уровень   базовый

 

Учитель     Аведьян  Эрика Альгирдовна

   Программа разработана на основе  программы Булатовой Л.П «Практическая стилистика» , сборник программ элективных  курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006г.

Пояснительная записка

  Язык -  важнейшее средство общения человека. Основной задачей курса  является развитие  способностей не только к правильной, но и выразительной речи учащихся.

  Предлагаемая программа составлена на основе программы Булатовой Л.П.  «Практическая стилистика». С учетом требований к уровню подготовки  выпускников 9 класса и социально-гуманитарного профиля нашей школы, в рабочей программе  расширены темы «Тропы», «Стилистические фигуры», добавлены  часы  к изучению данных тем. Программа рассчитана на 34 часа и составлена с целью:

 выработать  у учащихся высокую коммуникативную, языковую,  лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;

 научить  ребят чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, выражать себя в слове;

 Обогатить словарный запас и обучить умению  связно и правильно излагать свои мысли;

вооружить знаниями  о нормах языка;

ознакомить с изобразительно- выразительными средствами языка, их использованием в художественной литературе;

формировать теоретические и практические знания о закономерностях целесообразного отбора  и использования  языковых средств в зависимости от цели  и условий высказывания;

развивать языковой эстетический идеал.

 

    Данная программа представляет собой не только ознакомление  с теоретическим материалом, но и  практическую направленность. Она предполагает широкое использование  активных форм обучения , различных видов самостоятельной и исследовательской  работы учащихся: правку предложений и текстов, работу с индивидуальными карточками и составление таковых, работу с различными словарями, текстами разных стилей речи, написание сочинений и рефератов, подготовку устных сообщений. Подбор заданий и упражнений рассчитан на предупреждение речевых и стилистических ошибок. Большое внимание уделяется  работе с текстами  как творением  словесного искусства, образцом работы мастеров слова.

  Данная программа направлена на ознакомительное и более глубокое изучение  уже знакомых старшеклассникам тем. Учитывая возрастные особенности учащихся, упор делается именно на  более глубокое изучение уже знакомых старшеклассникам тем.  Программа построена на интеграции русского языка и литературы.

 Для того, чтобы добиться поставленной цели, перед учителем и обучающимися ставятся следующие задачи:

приобретение языкового чутья, слушая и читая образцовые тексты, редактируя неудачные;

овладевать навыками стилистической правки текста;

 овладевать всеми ресурсами языка, делающими нашу речь выразительной и точной4

 развивать творческое мышление и духовную культуру учащихся.

В основе процесса   предполагается работа  с текстами разных стилей речи, исследовательские и творческие работы учащихся.

 В программе указано количество часов на изучение каждой темы. В конце программы даны списки научно- учебной  и справочной литературы.

   В конечном итоге учащиеся должны  овладеть  следующими умениями и навыками:

 иметь  необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;

владеть нормами литературного языка;

знать изобразительно- выразительные средства, уметь их находить в тексте, обладать приемами их анализа, применять в собственной речи;

анализировать тексты разных стилей речи;

употреблять синонимы для выражения различных смысловых отношений;

 редактировать тексты.

 

Для  достижения поставленных целей используются следующие методы и приемы:

 сообщение теоретических сведений;

стилистический анализ слов и конструкций, текстов;

беседа, предполагающая использование словарей;

совершенствование созданных учащимися текстов;

самостоятельная работа по выявлению характерных языковых средств или ошибок, речевых недочетов;

приемы наблюдения, сравнения, сопоставления;

прием синонимической замены;

стилистический эксперимент;

прием моделирования;

прием решения познавательных речевых задач;

прием рецензирования;

 приемы   редактирования, среди которых могут быть выделены  упражнения на исправление  речевых недочетов и упражнения на редактирование  связных текстов;

упражнения,  направленные на освоение языковых норм;

самостоятельный подбор из СМИ, книг примеров с целью нахождения, характеристики, объяснения  целесообразности состава и функций используемых средств.

Программа

(34ч)

  Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления.

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые  антонимы. Антитеза

Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов.

Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон.

Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия.

Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления.

Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика.

Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности.

Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация.

Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

Стилистические свойства словообразования.

Употребление форм существительных и прилагательных.

Употребление форм прилагательных и числительных.

Употребление форм местоимений и глаголов.

Согласование главных и второстепенных  членов предложения. Управление в русском языке.

Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями.

Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями.

Стилистические особенности сложных предложений  и периода.

Стилистические особенности прямой и косвенной речи

Стилистические фигуры

Распределение учебных часов на изучение каждой темы курса

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Виды деятельности учащихся

лекции

практические  занятия

1

Слово- основная единица Омонимы как оппозиция тождества. Типы омонимов, причины их появления.


1


1

Составление  конспекта и тезисов. Правка предложений. Работа с текстами

(В.Брюсов « На пруду», «На берегу»)

2

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Антонимы. Контекстуальн-ые  антонимы. Антитеза.

1

Правка текстов. Стилистическая функция синонимов в отрывке из «Двенадцати стульев» И.Ильфа и Е.Петрова.

3

Паронимы. Паронимы и культура речи. Словарь паронимов.

1

Стихотворение В.Маяковского «Севастополь- Ялта». Работа с карточками с использованием словаря паронимов.

4

Основной закон сочетаемости слов. Оксюморон.

1

Конспект. Редактирование текстов.

5

Явление многозначности. Изобразительные средства, связанные с многозначностью: метафора, метонимия.

1

1

Работа с текстами                 ( И.Суриков, А.Майков, Ф.Кривин « Колода»)

6

Исконная и иноязычная лексика. Типология иноязычных слов, уместность их употребления.

1

Анализ предложений. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина: заимствованные слова.

7

Стили языка. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль.Выбор слова. Стилистически маркированная лексика. Экспрессивная лексика.

1

1

Работа с текстами научного, официально- делового стиля, разговорного стиля.

8

Фразеология. Типы, характеристика, значения фразеологизмов. Уместность употребления. Изобразительные возможности.

1

1

Анализ текстов и предложений. С.Эйдлин «В разрезе» и «на уровне». Сочинение по фразеологизму.

9

Изобразительные возможности фонетики. Ассонанс. Аллитерация.

1

Работа с поэтическими текстами.

10

Строй простого предложения и стилистические функции порядка слов в предложении. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

1

Работа с текстами ( по материалам  КИМ ов)

11

Стилистические свойства словообразования.

1

1

Уроки мастеров слова. И.Северянин, В.Маяковский

12

Употребление форм существительных

1

1

Анализ колебаний в роде, выбор окончаний существительных

13

Употребление форм прилагательных и числительных.

1

1

выстраивание синонимических рядов прилагательных, выбор нужной формы в словосочетаниях

14

Употребление форм местоимений и глаголов.

1

1

Анализ вариантов видовых форм, стилистических ресурсов местоимений

15

Согласование главных и второстепенных  членов предложения. Управление в русском языке.

1

1

Нахождение ошибок при неправильном согласовании, стилистическая правка текстов

16

Стилистические особенности предложений с однородными членами и обращениями.

1

1

Работа с тренировочными текстами  при подготовке к ГИА

17

Стилистические особенности предложений с вводными словами и вставными конструкциями.

1

1

Составление текстов с вводными словами, анализ вводных слов в художественных и публицистических текстах

18

Стилистические особенности сложных предложений  и периода.

1

1

Наблюдение над стилем Л.Н. Толстого

19

Стилистические особенности прямой и косвенной речи

1

1

Анализ предложений с несобственно – прямой речью

20

Стилистические фигуры

1

1

Создание собственных текстов с использованием выразительных средств.

 Список литературы

Д.Э. Розенталь Справочник по русскому языку. М., 2003

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1996

Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1998

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ

Львова С.М. Уроки словесности. М., 1997

Шанский Н.М. Русская словесность на продвинутом этапе обучения.

Практическая стилистика. Пособие для лицеев, гимназий и школ  гуманитарного профиля. М., «Новая школа», 1994

Согласовано                                                                       Согласовано                                  замдиректора по УВР                                                        руководитель ШМО                ________Н.Г.Воронина                                                     _____ А.А.Канашян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа  по элективному курсу  "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" ( сб. программ филологического и гуманитарно- эстетичес...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа  к элективному курсу "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" (сб.программ элективных курсов филологического и гуманитарно-э...

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...

Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...


 

Комментарии

Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требований выпускнику 9 класса и социально- гуманитарного профиля школы. Программа предполагает не только ознакомление с теоретическим материалом, но и практическую направленность с широким использованием активных форм обучения работы с текстами разных стилей речи. Курс расчитан на 34 часа. В нем указано колличество часов на изучение каждой темы.