Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Калашникова Юлия Сергеевна

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  Курс рассчитан на 9 часов.Особенности курса

 

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. 

            Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять получен­ные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
           Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
           Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и пись­менной монологической речи.

Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии.

Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.

Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:

- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;

- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сагуновская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено                                          на заседании МО

Руководитель МО учителей-филологов

 ___  Ю.С. Калашникова.

Протокол №1  от   31.08.2017г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________Е.В.Карпенко.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Сагуновской СОШ

__________В.И.Вдовина.

Рабочая программа

по элективному курсу

по русскому языку

в 9 классе

«ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»

Составила:                                                                                 Калашникова Юлия Сергеевна,                                                                                                                                  учитель русского языка                                                                                                                   и литературы,

1КК.

                                            Пояснительная записка

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  Курс рассчитан на 9 часов.

Цели и задачи курса

Цели :

  • обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей личности;
  • овладение учащимися свободной письменной речью.

Задачи:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к  написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова);
  • совершенствование практической грамотности;
  • обобщение знаний по орфографии и пунктуации, полученных в основной школе;  
  • формирование умения грамотно писать сочинение-рассуждение;
  • обогащение словарного запаса учащихся

Особенности курса

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Актуальность программы определяется тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Данный курс поможет подготовить учащихся к сочинению - рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления. Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. 

            Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.
          Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
          Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Обучение элективному курсу по русскому языку в 9 классе осуществляется с использованием следующих педагогических технологий:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии.

Формы теоретических занятий: лекция- беседа, занятия-исследования, практикум.

Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам:

- принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися;

- принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ученика, раскрывать его творческий потенциал.

Требования к уровню подготовки учащихся:

             В результате обучения ученик должен
иметь представление:
• о коммуникативной функции языка;
• о литературном языке как основе художественной литературы;
• о языковых нормах и их признаках;
знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;
• стили речи и их признаки;
• особенности жанра рассуждения;
• признаки текста и его функционально смысловые типы;
• основные нормы русского литературного языка;
уметь:
• определять лексическое значение слова; осознавать ассоциативное поле слова;
• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;
• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фактам и явлениям окружающего мира;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; осмысливать особенности представления слова в авторском тексте; анализировать свой жизненный опыт;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Содержание программы

Тема 1. (1 час) Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).  (15.3.)

Композиция сочинения-рассуждения, доказательства (аргументация), вывод.   Алгоритм построения сочинения-рассуждения.

Тема 2. (1 час) Восприятие исходного текста.

Чтение и декодирование текстовой информации; устранение лексических трудностей4 заполнение смысловых скважин; установление причинно-следственных связей; создание проекции текста в сознании читающего.

Тема 3. (2 час) Анализ ключевого слова-понятия текста, формулирование собственных мыслей о его сути.

Ассоциативное развертывание слова-понятия; отбор мыслей о феномене или явлении, обозначаемом словом-понятием; определение аспекта рассуждения о нем; формулирование тезиса.

Тема 4. (1 час) Анализ прочитанного текста.

Определение способа презентации явления или феномена, обозначенного словом-понятием в тексте; подбор примера-аргумента; выбор способа включения примера в текст.

Тема 5. (1 час) Анализ жизненного опыта.

          Осмысление непосредственного собственного жизненного опыта, оценка его значимости; актуализация энциклопедических знаний; подбор примера-аргумента; выбор способа  включения примера в текст.

Тема 6. (2 час) Композиционное и словесное оформление текста

          Обеспечение правильного абзацного членения текста, последовательности и логичности изложения; подбор грамматических конструкций и их лексического наполнения; работа над правильностью и выразительностью речи.

Тема 7. (1 часа) Проверка и корректировка написанного.

Проверка соблюдения грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, этических норм и требования фактологической точности; внесение коррективов

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема  занятия

Кол-во часов

Организация учебной

деятельности

1

Структура сочинения на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).  (15.3.)

1

Лекция.

2

Восприятие исходного текста.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

3

Анализ ключевого слова-понятия текста, формулирование собственных мыслей о его сути.

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

4

Анализ прочитанного текста.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

5

Анализ жизненного опыта.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

6

Композиционное и словесное оформление текста.

2

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

7

Проверка и корректировка написанного.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

Перечень  УМК

Литература для учителя:

1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

2. Егораева Г.Т. ОГЭ  2018. Русский язык. 9 класс. 14 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

3. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы. – М, 2017.

4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс  интенсивной  подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.

5. Драбкина С.В., Субботин Д.И.  Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.

6. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Литература для учащихся:

1. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс  интенсивной  подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И.  Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.

3. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егора-ева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/

2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/

3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/

5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф

8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/

10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/

12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm

13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru

15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

16. Рособрнадзор http://www.obrnadzor.gov.ru/

17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)

Элективный курс " Это непростое простое предложение"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.

Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс

Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»

Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение  на лингвистическую тему.15.1»  предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Ос...

Рабочая программа по элективного курса по русскому языку «Обучение сочинениям разных жанров»

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 10-11 классовНеобходимость разработки рабочей программы заключается в том, что уч...