Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку «ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Калашникова Юлия Сергеевна

Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение  на лингвистическую тему.15.1»  предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов.

 

Особенности курса

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. 
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
             Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого  задания .  Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово­рить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Новизна программы:

- в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
            Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сагуновская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено                                          на заседании МО

Руководитель МО учителей-филологов

 ___  Ю.С. Калашникова.

Протокол №1                от   31.08.2017г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________Е.В.Карпенко.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Сагуновской СОШ

__________В.И.Вдовина.

Рабочая программа

по элективному курсу

по русскому языку

«ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему.15.1»

Составила:                                                                                 Калашникова Юлия Сергеевна,                                                                                                                                  учитель русского языка                                                                                                                   и литературы,

1КК.        

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «ОГЭ. Сочинение  на лингвистическую тему.15.1»  предлагается для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов.

Цели и задачи курса

Теоретические:

Развивающие:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
• совершенствование коммуникативных умений;
• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• совершенствовать и редактировать текст;
•  подготовить учащихся к ГИА.

Воспитательные:
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• воспитание интереса и любви к русскому языку;
• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
•  воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка  размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);
- самостоятельная работа; 
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной 
познавательной  деятельности  учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение  к  результатам  их  деятельности  в  сочетании  с  разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
 - здоровьесбережение.

Особенности курса

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. 
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
            Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания .Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Новизна программы:

- в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном 
планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
           Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

- по лексике: пользоваться разными видами словарей;

- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

- по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

- по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

- по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

- по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.

Содержание программы

Тема 1. Структура сочинения на лингвистическую тему. (1 час).

Композиция сочинения-рассуждения, доказательства (аргументация), вывод.   Алгоритм построения сочинения-рассуждения.

Тема 2. Анализ фразы–задания. Тезис сочинения. (1 час).

Ключевые слова, тема сочинения. Определить тему фразы-задания.        Уметь составлять тезис сочинения-рассуждения.

Тема 3. Подбор аргументов по теме «Лексика» (1 час).

Лексическое значение слова, переносное значение, общеупотребительные слова, средства выразительности.         Составление аргументации по теме.        Находить в тексте языковые явления по теме «Лексика», определять их функцию в тексте.

Тема 4. Подбор аргументов по теме «Морфология»  (1 час).

Части речи, самостоятельные, служебные, существительные, прилагательные, глаголы, причастия. Составление аргументации по теме.        Находить в тексте языковые явления по теме «Морфология», определять их функцию в тексте.

Тема 5. Подбор аргументов по теме «Грамматика»  (1 час).

Грамматические признаки частей речи. Составление аргументации по теме.           Находить в тексте языковые явления по теме «Грамматика», определять их функцию в тексте.

Тема 6. Подбор аргументов по теме «Синтаксис» (1 час).

Синтаксис, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, обращение, вводные слова.  Составление аргументации по теме.   Находить в тексте языковые явления по теме «Синтаксис», определять их функцию в тексте.

Тема 7. Подбор аргументов по теме «Пунктуация» (1 час).

Знаки завершения, разделения, выделения.  Составление аргументации по теме.  Находить в тексте языковые явления по теме «Пунктуация», определять их функцию в тексте.

Тема 8. Учимся работать с орфографическим словарем (1 час).

Структура словаря, расположение слов в словаре, используемые грамматические пометы. Редактирование сочинения-рассуждения. Редактирование сочинения-рассуждения с использованием орфографического словаря.

Тема9. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (1 час).

Написание сочинения-рассуждения.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема  занятия

Кол-во часов

Организация учебной

деятельности

1

Структура сочинения  на лингвистическую тему.

1

Лекция

2

Анализ фразы–задания. Тезис сочинения.

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

3

Подбор аргументов по теме «Лексика».

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

4

Подбор аргументов по теме «Морфология».  

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

5

Подбор аргументов по теме «Грамматика».  

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

6

Подбор аргументов по теме «Синтаксис».

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности. Практикум.

7

Подбор аргументов по теме «Пунктуация».

1

Лекция с элементами практической и исследовательской

деятельности. Практикум.

8

Учимся работать с орфографическим словарем.

1

Лекция с элементами практиче-ской и исследовательской

деятельности. Практикум.

9

Написание сочинения  на лингвистическую тему

1

Контрольная работа.

Перечень  УМК

Литература для учителя:

1. Цыбулько И.П., Зверева Е.Н. ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

2. Егораева Г.Т. ОГЭ  2018. Русский язык. 9 класс. 14 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

3. Богданова Е.С. Русский язык: сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ: 9-11 классы. – М, 2017.

4. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс  интенсивной  подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.

5. Драбкина С.В., Субботин Д.И.  Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.

6. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Литература для учащихся:

1. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс  интенсивной  подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов на/Д: Легион, 2016.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И.  Комплекс материалов для подготовки учащихся – М.: «Интеллект-Центр», 2018.

3. ОГЭ 2017. Русский язык. Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3. / Г.Т. Егора-ева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/

2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/

3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/

5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф

8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/

10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/

12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm

13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru

15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

16. Рособрнадзор http://www.obrnadzor.gov.ru/

17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу ( 8кл , русский язык, базовый уровень)

Элективный курс " Это непростое простое предложение"...

Рабочая программа по элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11-х классов с углублённым изучением английского языка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку 2004г.,  Примерных ...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу « ПОЗНАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 класс

Рабочая программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся....

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 9 классе «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3»

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса «ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). 15.3» составлена в соответствии с требованиями ...

Рабочая программа по элективного курса по русскому языку «Обучение сочинениям разных жанров»

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 10-11 классовНеобходимость разработки рабочей программы заключается в том, что уч...