Олимпиада (Рус. Яз.) 2012-2013 уч. г.
олимпиадные задания (русский язык, 9 класс) на тему

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс

1.Из предложенных блюд в кафе вы выбрали суп из щавеля, салат из варёной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем. Расставьте в словах  ударение, чтобы правильно их  произнести, слово «майонез» запишите в транскрипции.

( 6 баллов)

2.В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица.  Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?

А) циклон;

Б) космос;

В) атмосфера;

Г) вьюга.

 ( 1 балл)

        3.Какие из названий головных уборов русские по происхождению :

1. панама. 2. шапокляк. 3.цилиндр. 4. бейсболка. 5. сомбреро. 6. берет.

7. треуголка. 8. шапка. 9. ушанка.

А) 1,4,6,7,8,9.

Б) 1,6,7,8,9.

В) 6,7,8,9.

Г) 7,9.

7,9.

(2 балла)

4. Если в старославянском языке тукъ означает  «удар» , а тукати –«ударять», то как будет называться изваяние , созданное этими «ударами»?

 (2 балла)

5. В Древней Греции именем  Гигиея звали богиню здоровья. Богиня изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, а также со змеёй, которую она кормит из чаши. Какое слово дало всему миру это греческое имя?

( 2 балла)

6.Подберите эквиваленты к образным выражениям, заимствованным из греческой мифологии:

1. Буриданов осёл -

А) мудрец;

Б) человек в ситуации трудного выбора;

В) скряга;

Г) упрямец.

2. Сады Семирамиды -

А) нечто великолепное;

Б) мираж;

В) замок на песке;

Г) несбыточные мечты.

3.Танталовы муки -

А) неразделённой любви;

Б) одиночества;

В) вследствие невозможности достичь близкой цели;

Г) притворные . ( 3 балла)

7. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое  из этих слов написано правильно?

А) нечайно;

Б) отчайно;

В черезвычайно;

Г) необычайно.

(1балл)

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) А эти молодые, красивые берёзы стоят на берегу, отражая тень в воде.

В) Имелись также слухи о том, что  сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г). Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.

 (4 балла)

9. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

Болезненный, тяжёлый сон называют…

В освоении космоса у России есть неоспоримый…

Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…

Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой  болезни называют…

Человека, склонного к роскоши и праздности, называют…

Если вам не могут дать требуемое, то,  скорее всего, предложат…

Исключительное право человека или организации - это…

Д…в… львация,  с…б…рит,  д...гр...дация, р...аб...л…тация,  л…т…ргический, пр…оритет, л…в…лас, пр…р…гатива, м ...л...нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф...л…нтроп, экв…в…лент, эм…нс…пация.

 (14 баллов : 1 балл за лексическое толкование, 1- за грамотность)

1.                   10.   Прочитайте текст:

Между нами был человек основательный — учитель математики. Он посмотрел на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

—        Сейчас я возьму на себя честь объяснить Вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё  это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой. Чтобы       сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.    

Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что  в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко:

—        А с какой целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

—        Чтобы весело было!

(Н.. Тэффи «Блины»)

   Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. На чём   основан комический эффект данного отрывка? Передайте  содержание текста в другом стиле, стараясь показать, что  блины - это вкусное блюдо.

16 баллов: определение стиля -1 балл; аргументация - 2 балла; обоснование комического эффекта - 3 балла; творческая работа - 10 баллов)

Всего за работу 50 баллов  



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 9 класс. Ответы.

Суп из щавЕля, свЁкла, тЕфтЕли, с твОрогом, слИвовым, [майанЭс]( 6 Б.)

В (1 Б)

Г (1Б)

Истукан. (2 Б)

Гигиена (2Б).

Б, А,В. (3 Б)

Г. (1 Б)

А) Художник увидел то, чего ждал,  что смутно надеялся увидеть.

Б) А эти молодые, красивые  берёзы стоят на берегу, отражаясь в воде.

В) Ходили также слухи о том, сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г) Когда я читал данный текст,  у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя. Читая данный текст , я получил очень приятное впечатление о характере главного героя.

(4 Б)

Летаргический, приоритет, ловеласом, реабилитацией, сибаритом, эквивалент,  прерогатива. (14Б)

 16 б( 1 балл- определение стиля; 2 балла – аргументация;3 балла- обоснование комического эффекта; 10 – творческая работа.

Итого: 50 баллов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам участия обучающихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 - 2013 учебном году

Предлагаю образец справки по результатам участия обучающихся школы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В приложении к справке содержатся статистические данные по школе в сравнени...

Олимпиады по информатике 2012-2013 уч.год

Тексты заданий школьной олимпиады по информатике для 6-7 и 8-9 классов...

Школьный тур олимпиады 9 класс,2012-2013

Олимпиадные задания за 2012-2013 учебный год...

Приказы УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013,2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

Приказ УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в в 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016  учебном году...