Рабочая программа по русскому языку 10 -11 класс.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Нартова (Павленко ) Наталья Валентиновна

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)http://nsportal.ru/sites/default/files/012/10/rabo...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rya_10-11_kl.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

.

                                                           Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

   Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Используемый учебно-методический комплект:

1  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2005.

2  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Тематика рефератов

 

1 Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение  о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»  и другие.

2 Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

 «Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

Требования к уровню
подготовки выпускников

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

 учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

Дополнительные обобщающие материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2002.

Литература для учителя

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

          4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

         5. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                          

6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

8. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.

10. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

11. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

12. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999

Литература для учащихся

13. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.

14. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.

                15. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.

             16. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.

          17.  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для          

         общеобразоват.  учеб. заведений(10-11 кл.). – М.,   1996.                                        

18.  Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный           фразеологический

словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.        

        19. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10класс

ТЕМА УРОКА

ТЕОРИЯ

ПОВТОРЕНИЕ

Развитие речи

1

Общие сведения о  языке. Язык и общество. Язык и культура.

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Проверяемая гласная в корне слова, непроизносимая согласная.

2

Язык и история народа. Три периода в истории русского народа. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

НРК. 

Прошлое Кольского Севера и его сегодняшний день.

Старославянизмы.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Решение лингвистических задач по теме «История языка»

3

Период выработки норм русского национального языка. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Орфоэпические нормы, историзмы, архаизмы фонетические, словообразовательные и семантические, деепричастный оборот.

Лексический анализ текста.

4

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Русский язык в Российской Федерации. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Орфограмма – гласная в чередующихся корнях.

5

Функции русского языка как учебного предмета.

Формы существования русского национального языка.

Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго.

Правописание приставок на  з- и с-; пре- при-.

6

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

НРК,

Языковая картина мира северян.


Словарный диктант. Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Общие сведения о языке».

Выполнение тренировочных упражнений.

7


Контрольный диктант «Общие сведения о  языке».

8

Анализ контрольного диктанта.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Буква,  звук, фонема, орфография, акустика, транскрипция.

Логическое ударение.

Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.

9




Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.

Роль ударения в стихотворной речи.

НРК,

Нарушение норм ударения в речи северян.

Составление текста-подражания  И.С.Тургеневу. Выполнение тренировочных упражнений.

10

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

НРК, Нарушение произносительных норм в речи северян.

Графика, орфоэпическая норма, ударение.

Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Решение задач по орфоэпии, графике и орфографии.

11

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Благозвучие речи

Звукопись

Практическая работа.

12

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Морфологический принцип русской орфографии, непроверяемые или традиционные написания, исторические чередования звуков, редуцированные звуки, фонетические мены, употребление прописных букв, правила переноса, правописание О-Ё после шипящих, правописание удвоенной согласной.

Решение олимпиадных задач по фонетике.

13

Тематический контроль по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.»

14

Повторение по теме «Лексика». Лексическая система русского языка. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Лексика, лексикология, лексическое значение слова, семантика, синонимы, инверсия, омоним, омофоны, омоформы, омографы.

Лексический анализ стихотворения «Звезды меркнут и гаснут…» И.С.Никитина.

15







16

Русская лексика  с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

НРК,

Исконно русские и заимствованные слова. Свое и чужое в лексике Кольского Севера.


Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика, (профессионализмы, термины), арготизмы.

Исконно русские слова

Старославянизмы

Заимствованные слова.





Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы, общенародные слова, термины.

17

18

Межстилевая лексика, разговорно – бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

 Терминологический диктант.

Неологизмы.

Исследование роли неологизмов в текстах поэтов серебряного века.

19






20





21

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

НРК. 

Сопоставление фразеологизмов русского языка и языка народов Кольского Севера.


Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.


Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Исконно русская лексика, заимствования, старославянизмы, фразеология, фразеологизмы, идиомы, свободные словосочетания.



Лексическая и стилистическая синонимия.





Контекстуальные синонимы и антонимы.

Градация.

Антитеза.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.










Тренировочные упражнения.

22

Лексические и фразеологические словари.

Лексико – фразеологический разбор.

Подготовка к написанию к.диктанта по теме «Лексика и фразеология».

Словарный диктант.

Словари лингвистические, диалектные, исторические, обратные, орфографические, орфоэпические, антонимов, иностранных слов, лингвистических терминов, омонимов, паронимов, синонимов, сокращений, языка писателей, словообразовательные, толковые, топонимические, фразеологические, частотные, этимологические.

Решение задач по лексике и фразеологии.

23

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» с лексико - грамматическим заданием.

24

Анализ контрольного диктанта. Работа по исправлению ошибок. Обобщающее повторение. Морфемика и словообразование.

Морфемика, морфема, правописание морфем.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

25

26

Выразительные словообразовательные средства.

Тест.

Оценочная лексика.

Правописание приставок пре- и при-; правописание о – е после шипящих и ц.

Пр.р.Комплексный анализ текста. Исследование роли оценочной лексики в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

27

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный разбор.

Способы словообразования, морфологические и неморфологические способы словообразования.

Решение тестовых заданий. Поиск в мини – тексте слов заданного морфемного состава и определение способа их словообразования.


28

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Самостоятельные и служебные части речи, междометия, звукоподражания, морфология.

29

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм.

Р.р. Мини – сочинение(д.з.)

30

Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфология, самостоятельные и служебные части речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

31

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

НРК,

Имена собственные на карте Кольского полуострова.

Деепричастие, синтаксический разбор.

Практическая работа.

32

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание причастий, отглагольных прилагательных.

Решение задач по графике и орфографии.

33

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.

Монолог, числительное, слова категории состояния, сравнительная степень, дефисное написание, вопросительные предложения. Устойчивые обороты.

Создание алгоритма правописания НЕ и НИ с разным частями речи. Составление теста по изученному материалу.

34

35

Р.р. НРК. Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

36

Правописание наречий.

Правописание гласных в суффиксах на конце наречий, ь на конце наречий после шипящих, не и ни в приставках наречий, слитное, дефисное и раздельное написание наречий, слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

Монологическая речь.

Пр.р. Комплексный анализ текста.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

37

Правописание глаголов.

Личные окончания глаголов, спряжение глагола, правописание безударных гласных в суффиксах глагола.

Исследование «безглагольности» текстов А.А.Фета.

38

Правописание причастий. Тест.

Причастия действительные и страдательные.

39

Слитное, раздельное и дефисное написания. Словарный диктант.

Сложные существительные, соединительная гласная.

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография». 

41

Анализ контрольного диктанта. Работа по исправлению ошибок. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложений.

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, ССП, СПП, БСП.

Решение тестовых заданий: синтаксис и пунктуации.

42

Типы и виды словосочетаний.

Подчинительная связь, именные, глагольные и наречные словосочетания, согласование, управление, примыкание.

Выполнение тренировочных упражнений.

43

Простое предложение. Знаки препинания внутри простого предложения

 Тире в простом предложении, способы выражения подлежащего и сказуемого, простое глагольное, составное именное и составное глагольное сказуемое, вспомогательный глагол, виды односоставных предложений.

Р.р. Сочинение – рассуждение по заданному тексту (д.з).

44








45

Осложненное предложение.








Р.р. Написание сжатого изложения.

Определение, приложение, дополнение, обстоятельство, однородные и неоднородные члены предложения, вводные конструкции, отличие вводных слов от членов предложения, обращение, сравнительные обороты.

Исследование художественной функции причастных оборотов в тексте А.П.Чехова.

Исследование стилистической значимости однородных членов в отрывке из поэмы Н.В.гоголя «Мертвые души».

46

Сложное предложение. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Союзная и бессоюзная связь, СП, ССП, СПП, БСП, придаточные предложения.

Анализ особенностей употребления СП в разных стилях речи.

47

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Прямая и косвенная речь, диалог, монолог, способы замены прямой речи косвенной, цитата, передача прямой речи простым предложением.

48

Авторская пунктуация. Подготовка к написанию контрольной работы по теме «Синтаксис и пунктуация». Словарный диктант.

Исследование художественной и идейной функции  скобок в текстах М.Е.Салтыкова-Щедрина.

49-50

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» . Анализ контрольной работы. Работа по исправлению ошибок.

51

Язык и речь. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.


Языковые средства.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Пр.р. Комплексный анализ текста.

52






Текст и его место в системе языка и речи. Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Способы и средства связи между частями текста. Знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Текст, цепная и параллельная связь, ключевое слово, синтаксический рисунок. Синтаксический параллелизм, порядок слов в предложении, инверсия.


Микротема, абзацный зачин, комментирующая часть.

Стилистический анализ текста К.Паустовского. Исследование роли инверсии в текстах художественного стиля.

Комплексный анализ текста.

53

54

Р.р. НРК. Изложение с элементами сочинения.

55

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение

Описание, повествование, рассуждение, композиция текста, экспозиция. Тезис, аргумент.

Исследование роли изобразительно-выразительных средств в тексте-описании интерьера (описание жилища Ильи Ильича Обломова).

56



57

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).



Речеведческий анализ текста.

План, тезис, выписка.

Р.р. Выборочное изложение.

58

Конспект. Тематический конспект. Реферат.

Библиография, титульный лист, актуальность темы.

Защита рефератов на лингвистическую тему.

59

Аннотация . Рецензия.

Разновидности аннотации

Написание рецензии (пр.р.)

  60

Анализ художественного и научно – популярного текста. Терминологический диктант.

Стилистический анализ текста  Ч.Айтматова

   61

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Стили речи, стилистический анализ текста.

62

Подготовка к написанию итоговой контрольной работы за курс 10 класса. Словарный диктант.

63

 Написание итоговой контрольной работы за курс 10 класса.

64

Анализ итоговой контрольной работы. Работа по исправлению ошибок.

65

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля.

Терминология.

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.

66

Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

Общеупотребительная лексика, общенаучная лексика, терминология, номенклатурные знаки.

Пр.р. Композиционно-содержательный анализ текста.

67

Использование средств научного стиля.

Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

Глаголы и глагольные формы, однородные члены, вводные конструкции, причастные и деепричастные обороты.

68

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11класс


                       

                              ТЕМА УРОКА

                       

                         ТЕОРИЯ

                     ПОВТОРЕНИЕ

               РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

1.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения,  виды его осложнения.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложения.

2.

Типы сложных предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Сложно – сочиненное, сложно – подчиненное и бессоюзное предложения.

Виды связей в предложении (последовательная, параллельная, цепная, комбинированная). Знаки препинания между частями сложного предложения

Анализ предложений.

3.

Урок – практикум по теме «Синтаксис простого и сложного предложений».

4.

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

НРК, Употребление различных способов передачи чужой речи в произведениях о Севере.

Чужая речь. Цитата. Эпиграф.

Пр.работа. Способы  оформления цитат из поэтического текста.

Написание эпиграфа. Знаки препинания при передаче чужой речи

5.

Нормативное построение словосочетаний (по типу согласования, управления) и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Виды словосочетаний, способы связи. Синонимичные словосочетания. Интонация, организация . Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Суффиксы имен прилагательных. Словообразовательный анализ слова.

Комплексный анализ текста.

6.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.

Объяснительный диктант.

Смысловые отношения между частями предложения. Смысловые знаки препинания.

Речевая недостаточность.

Тире в простом предложении. НЕ с разными частями речи. Выполнение тренировочных упражнений.

7.

Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Р.р. Мини – сочинение на лингвистическую тему (д.з.).

8.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксическая синонимия.  Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Тренировочные упражнения.

9.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Синтаксис и пунктуация».

Словарный диктант.

Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Виды осложнений простого предложения. Тренировочные упражнения.

10.

Контрольный диктант.

11.

Анализ контрольного диктанта. Работа по исправлению ошибок. Публицистический стиль речи. Официально – деловой стиль, его признаки и основные жанры.

Публицистический стиль. Официально – деловой стиль.

Стили речи. Основные признаки стилей. Речеведческий разбор текста.

Публицистический стиль речи (12 ч.)

12.

Особенности публицистического стиля речи.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля.

Лексические, грамматические и композиционные признаки стиля. Авторская позиция.

Практическая работа по анализу текста публицистического стиля.

13.

Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля.

Ключевое слово. Эпитет. Сравнение. Эмоциональное воздействие.

Комплексный анализ текста.

14.

Жанры публицистического стиля. Очерк.

Статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление, доклад.

Типы речи.

Комплексный анализ текста.

15.

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк.

Путевой очерк, его особенности.

Тренировочные упражнения.

16.

Портретный очерк.

Портретный очерк, его особенности.

Тренировочные упражнения.

17.

Проблемный очерк.

Проблемный очерк, его особенности.

Тренировочные упражнения

18.

Р.р. Написание портретного очерка.

19.

Эссе. Особенности написания эссе.

Анализ текста.

20.

21.

Культура публичной речи. Публичное выступление. Композиция публичного выступления, выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.. Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Оратор, красноречие, правила деловой дискуссии.

Выбор темы публичного выступления, определение цели, поиск материала.

Особенности речевого этикета в публицистической сфере общения.

Стилистические приемы. Работа со сложным планом.

Р.р. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса». Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

22.

23.

Р.р. Написание сочинения – рассуждения по тексту Д.Лихачева «Любовь, уважение, знание».

Приемы написания сочинения .

Художественный стиль речи (25ч.)

24.

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность.

Словарный диктант.

Высказывание: конкретное, образное, эмоциональное.

Языковые средства:

конкретные слова;

слова в переносном значении;

эмоционально оценочные слова.

Эстетическая функция художественного стиля.

Осложненное списывание. Анализ текста.

Сочинение – миниатюра (д.з.)

25.


26.

Широкое использование в художественном стиле изобразительно – выразительных средств. Тест.

НРК, Использование СПП в художественных текстах о Севере.

Троп. Виды тропов.

Стилистические фигуры речи.

Знаки препинания в сложном предложении. Решение тестовых заданий

Пр.работа. Работа со справочником лингвистических терминов.

27.

Использование в художественном стиле языковых средств других стилей.

Лексико – фразеологический разбор.

28.

Выражение в художественном стиле эстетической функции национального языка.

Терминологический диктант.

Речеведческий разбор текста. Национальный язык. Анализ прозаического текста.

29.

30.

Р.р. Урок – практикум. Анализ лирического произведения. Сочинение на тему: «Мое восприятие и истолкование стихотворения А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»

Анализ лирического произведения. Работа над композицией и планом сочинения.

31.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Его отличия от других разновидностей современного русского языка.

Словарный диктант.

Жанр, идейно -  тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система.

Поэтический язык. Осложнение простого предложения. Вводные слова и предложения. Сравнительный оборот.

32

Источники богатства и выразительности русской речи.

Выразительность русской речи.

Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

33

Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Подготовка к написанию контрольного диктанта.

Словообразовательные экспрессивные средства. Авторские неологизмы (окказионализмы). Соотношение частей речи в тексте. Экспрессивное употребление отдельных грамматических форм. Стилистически окрашенные формы слов.

Типы речи. Фонетический разбор. Морфологический разбор причастия, деепричастия, глагола.

34.

Написание контрольного диктанта с лексико – грамматическим заданием.

35.

Анализ контрольного диктанта. Работа по исправлению ошибок.

36

Стилистические функции порядка слов.

НРК, Инверсия как средство художественной выразительности в поморском фольклоре.

Инверсия, синтаксический параллелизм, повторы, многосоюзие, эллипсис.

Тренировочные упражнения.

Комплексный анализ текста

37.

38

Р.р. Написание сочинения – рассуждения.

39

40

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

Словарный диктант.

Тропы.

Тренировочные упражнения.

Комплексный анализ текста

41

42

Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Период, повторы, риторический вопрос, несобственно – прямая речь

Композиционно – содержательный анализ текста.

43.

Тестовая работа по теме «Виды тропов и стилистических фигур».

44.

45.

Урок – практикум.   Анализ художественно – языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Правописание производных предлогов. Анализ поэтического текста

46.

47.

Р.р. Написание сочинения – рассуждения.

48.

Урок – семинар. Художественный стиль речи.

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Защита рефератов

Общие сведения о языке (7ч.)

49.

Язык как система. Основные уровни языка.

Уровни языка.

Правописание наречий.

50.

Нормативные словари современного русского языка и справочники. Использование нормативных словарей русского языка.

Орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Практическая работа со словарями.

51.

Нормы современного русского литературного языка.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.


Словарный диктант.

Орфоэпические, акцентологические, лексико – фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы современного РЛЯ.

Категория состояния. Междометие.

Выполнение тренировочных упражнений.

52.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

53.

Роль мастерства художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Словоотбор и словоформы.

Лексический анализ текста, решение лингвистических задач по теме урока.

54.

Выдающиеся ученые – русисты.

Лексический анализ текста, решение лингвистических задач по теме урока.

55.

Р.р. Защита рефератов по вопросам русского языка и литературы, о выдающихся ученых – русистах, на социально – этические темы.

Сообщения учащихся по рефератам

Повторение (13ч.)

56.

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Фонема.

Орфоэпические нормы.

Словарно – синематическая работа, фонетический разбор, тренировочные упражнения по фонетике. Решение задач по теме урока.

57.

58.

Повторение. Морфология и орфография.

Р.р. Написание выборочного изложения.

Самостоятельные и служебные части речи, их морфологические признаки.

59.

Повторение. Словообразование и орфография.

Объяснительный диктант.

Способы словообразования.

Словообразовательный разбор и разбор слова по составу. Решение задач по орфографии. Выполнение тестовых заданий.

60.

Повторение. Синтаксис простого предложения. Тест.

НРК, Роль второстепенных членов предложения в художественных текстах о Кольском крае.

Виды осложнений простого предложения.

Простые односоставные и двусоставные предложения. Полнота и неполнота предложений. Наблюдение над текстом.

61.

Повторение. Синтаксис сложного предложения. Словарный диктант.

Знаки препинания в сложном предложении.

Сочинительные и подчинительные союзы. Отличия союзов от союзных слов. Виды сложных предложений.

62.

Итоговая контрольная работа.

63.

Анализ контрольной работы. Работа по исправлению ошибок. Повторение. Типы текста. Стили текста.

64.

НРК, Кольский край в очерковой литературе.

Комплексный анализ текста

65.

66.

Р.р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

67.

68.

Урок – семинар.  Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Устные выступления учащихся.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...