"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Дегтярева Наталья Александровна

"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblenie_prilozheniy._8_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМБИНИРОВАННЫЙ  УРОК  С ПРИМЕНЕНИЕМ  КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ – 8 класс

Тема: Обособление приложений с союзом КАК.

Цели:

  • закрепить умения по распознаванию и выделению обособленных определений и приложений;
  • пронаблюдать условия обособления приложений с союзом КАК;
  • развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;
  • формировать мотивацию к изучению языка с помощью компьютерной программы.

  1. Орг.момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Повторение правил выделения на письме обособленных определений и приложений.

( Выполнение упражнения, направленного на формирование умения разграничивать грам-матические факты. Указать, чем выражено определение, расставить запятые, применяя соответствующее правило. Упражнение выполняется на компьютере по цепочке)

Слайд № 2

Задание 1. Укажите, какое именно определение вы обособили:

  1. распространенное определение, выраженное причастным оборотом;
  2. распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами;
  3. нераспространенное приложение;
  4. распространенное приложение.
  1. Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою. 2. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам. 3. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. 4. По лужам, рябоватым на ветру, весна все дальше движется на север. 5. Они, путешественники, хорошо знали эти места. 6. По-прежнему веселый, он был со всеми приветлив. 7. Еще молодой писатель, он был уже популярен. 8. На митин-гах мы, газетчики, узнавали много новостей.

( Предложения появляются на экране последовательно. В процессе выполнения можно всегда обратиться к правилу, исправить ошибочно поставленную запятую. Работа занимает не более 5 минут и не вызывает особых затруднений).

  1. Фронтальная беседа по правилу.

Задание 2. Произведите анализ предложений, опираясь на схему действия ( ориентировочную основу).

( сопоставление грамматических фактов, определение способов выражения значения обособленного оборота, установление его функции). Упражнение записано на доске.

  1. Серия акварельных портретов и пейзажей была создана художником – декабирис-том Н.Бестужевым в Читинском остроге.
  2. Мой отец, известный благотворитель, учредил лечебницу для крестьян.
  3. Сам первоклассный художник, он умел окружить себя подлинными талантами.
  4. Мы, молодые люди, старались одеваться по – европейски.
  5. По – прежнему беззвучный, вечер все-таки внушал тревогу.
  6. Всегда веселая, она вдруг стала пасмурна, грустна…

Слайд № 3  Схема действия ( ориентировочная основа)

  1.  Сообщение темы и целей урока.
  2.  Новый материал.
  1. Объяснение, наблюдение над новым материалом; работа на компьютере. Обучающий модуль.

- Установление семантических отношений служит основным ориентиром при применении правила обособления приложения с союзом КАК. Поэтому при изучении данного правила давайте проанализируем с  вами конструкции с предложениями, имеющими различные значения, сопоставим грамматическую организацию построений, при этом вам необходи-мо обратить внимание на позицию приложения в предложении. Выполним синтаксичес-кий разбор предложений.

(В динамической таблице ученик выделяет определяемое слово и относящееся к нему приложение, указывает на позицию приложения и соотносит предложение с указанными схемами. Замена осложненной конструкции сложноподчиненным предложением демонст-рирует ученику, какую функцию выполняет приложение с союзом КАК)

Слайд № 4  

 

Слайд № 5

Слайд № 5  

Слайд № 6

-  Сделайте вывод об условиях обособления приложений с союзом КАК .

- Проверьте себя.

Слайд № 7

  1.  Закрепление.
  1. Работа с тренировочной частью программы ( по цепочке ученики, усво-ившие правило по одному короткому варианту; в процессе выполнения ученик может обратиться к формулировкам всех необходимых ему пра-вил. В случае неверного ответа обучаемому предлагается еще раз све-рить структуру предложения со схемой; если допущены две ошибки, то на экране появляется подсказка. Оценку выставляет компьютер)

  1. Весь класс работает предложенное упражнение.

Слайд № 8

Слайд № 9  Проверь себя

  1.  Самостоятельная работа ( дифференцированно)

I  вариант. Составить предложения по схемам, данным учителем.

II  вариант. Упражнение в учебнике: расставить знаки препинания.

III вариант. Составьте рассказ на лингвистическую тему о правилах обособления опреде-лений и приложений.

  1. Домашнее задание.
  2. Итог.
  • Какова функция обособленных приложений в речи?
  • Каков алгоритм применения пунктуационного правила выделения приложений?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

Презентация по теме "Обособленные приложения". Урок русского языка в 8 классе.

В презентации по данной теме представлены материалы для закрепления пунктуационных навыков....

Открытый урок "Обособление согласованных определений" (русский язык 8 класс)

Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием интерактивных методов обучения...