Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Стороженко Татьяна Николаеввна

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе рассказываю о приёмах работы по этимологии, которые периодически использую на урокках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_storozhenko.doc35.5 КБ
Office presentation icon master_-_klass_storozhenko_t_n.ppt684.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

И  кажется, что мир устроен просто:

Во всём начало есть, конец один.

Но до начала явно было что – то,

После конца всему опять зачин.

А между ними что?

Тире иль точка?

А может даже вечность?

А может только жизнь?

Вопросов много, а ответ один.

А какой это ответ?  Математики ответят сразу. /Бесконечность/

Я учу  грамотно писать и  говорить, а главное   размышлять, видеть за понятиями предметы и  явления мира, из которых состоит наша жизнь.

Поэтому важно «осмысление сущности явлений мира», через обращение к слову, через его первоначальный  истинному смысл .

2 слайд

Посмотрите на пословицы у вас на столах. Задумайтесь, почему народная мудрость объединяет разные понятия: конец и начало, добро и зло, правду и ложь. Какой смысл вложен в эти фундаментальные понятия.

Сегодня я хочу предложить вам свой путь их осмысления. И в этом, наряду с другими разделами языка (морфемикой, словообразованием, лексикой), конечно, помогает этимология – наука (не беспочвенное фантазирование!) о происхождении слов.

Этимология

-заинтересовывает моих учеников моим предметом.

- втягивает в процесс сотворчества

- имеет мировоззренческое значение, потому что помогает проникнуть в историческое языковое мышление, вернуться к истокам культуры. А филологическая образованность и есть показатель культуры общества, - замечал Ушинский. Потому что мне хочется говорить о нашем времени не только как о цивилизации, но и как о культуре.

Вслед за В.Шоганом и Е. Бондаревской, я утверждаю, что слово – язык культуры, след духовности в истории общества.

4 слайд

Технологии, которые помогают мне осуществить поставленные задачи, это  модульная  в личностно – ориентированном образовании и метапредметная. Например, микромодуль  КУЛЬТУРЫ В.Шогана и Е. Бондаревской, где   формируя жизненную парадигму человека культуры, начинают работу с концентрации внимания на образы, жизненные впечатления переживания, фундаментальные понятия, анализируя их, осмысливая и предполагая возможные поступки и жизненные события.(по схеме слайда)

5 слайд

Как претворяется микромодуль в работе с этимологическим анализом слова?

«Для того,  чтобы учащихся  заинтересовать этимологией, следует придать ей практическую направленность, - советует Розенталь, - она должна быть доступна ученикам с учётом возрастных особенностей». Например, работая над словарными словами в предлагаю доказать, что орфографическое решение верно с помощью этимологического словаря. Работая с этимологией слова, ученик формирует образ данного явления, работает не механическое, а ассоциативное запоминание, которое более продуктивно для долговременной памяти. Это словари М.Фасмера (один из самых авторитетных в этимологии), Н.М. Шанского, Л. Успенского и, конечно, В.Даль.

 Предлагаю и вам поработать над следующими словами: ОБОНЯНИЕ и ОБАЯНИЕ.

Каково правописание данных слов?

Докажите, что ваше решение верно.

4 слайд

«Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его», - утверждает методист Шереметьевский. Ученикам старшего возраста предлагаю усложнённые задания, например, выстраивать этимологические модели.

Чтобы ответить на вопрос, являются ли  однокоренными слова целовать и целый, а значит второе для первого  проверочным,  необходимо внимательно прослушать миниатюру о русских традициях, выделив из них слова для выстраиваемой цепочки.

5 слайд

«Почему язык хорош? Потому что он творение», - замечает Н.М. Шанский. Творение, потому что это продукт творчества – стихотворение. И это наше сотворчество, когда мы его осмысливаем. Умение работать со словом, конечно же, помогает и на уроках литературы. Например, проводя лингвистический анализ стихотворения ( а именно Шанский в анализе художественного текста больше всего обращает внимание на работу со словом в разных плоскостях, в том числе и этимологической!). Предлагаю вам элемент анализа стихотворения А.Яшина. Лирическая миниатюра из 35 слов о драгоценных для каждого человека словах. Почему же их цена должна быть дорогой? Чтобы подвести учащихся к основной мысли стихотворения, предлагаю в каждом из пяти слов «зажечь огонёк», чтобы осмыслить не слова, а понятия, принципы, поступки, стоящие за ними.

«Не история слова, а история понятия выдвигаются в школьной этимологии на первое место», - делает вывод И.В. Пронина.

6 слайд …. Работа со словами из  стихотворения А.Яшина

Что нового для вас  в значение слова ОТЕЧЕСТВО добавила его этимология?

На чём концентрируют наше внимание учёные, рассказывая о слове ВЕРНОСТЬ?

Чем вы пополните знания о слове БРАТСТВО, прочитав его этимологию?

Какие явления культуры вкраплены в этимологию слова СОВЕСТЬ?

О каких понятиях можно поразмышлять, узнав историю слова ЧЕСТЬ?

ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДАННЫМ ПОНЯТИЯМ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ СЛОВ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СМОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТСЯ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЯЗЫКУ, ЕСЛИ ОН БУДЕТ В ТЕЧЕНИЕ 7 ЛЕТ УЧИТЬСЯ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ, ВНОВЬ И ВНОВЬ ОТКРЫВАТЬ СЛОВА РОДНОГО ЯЗЫКА?

7 слайд

        И  кажется, что мир устроен просто:

            Во всём начало есть, и у всего конец.

И только лишь ПОЗНАНЬЕ бесконечно.

Не верите?

Докажет это ДАЛЬ.

ТАК ЗАГЛЯНИТЕ ЖЕ К  НЕМУ    В    СЛОВАРЬ!

НАЧАЛО И КОНЕЦ. Что за и что между ними? Бесконечность. А что говорит этимология. Это однокоренные слова!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова Обращаться с языком кое – как – значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно Л.Толстой

Слайд 2

Во всём начало есть, и у всего конец?

Слайд 3

Филологическая образованность – показатель культуры общества (К.Д. Ушинский) Средство обучения – СЛОВО – язык культуры, след духовности в истории общества . Жизненная парадигма человека культуры ОБРАЗ АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЕ (жизненные впечат- (осмысление, вы- (принципы, поступки, ления, переживания) страивание кон- жизненное событие) цепт)

Слайд 4

Для того, чтобы учащихся заинтересовать этимологией, следует придать ей практическую направленность Д.Э. Розенталь Словарная работа б..гровый, б..рдовый , сверс..ник, ровес..ник, об..яние, об..няние. Подумайте и докажите, что ваше решение верно.

Слайд 5

Б а гровый – из старославянского, «б аг р» - багно, тёмно – коричневый. Б о рдовый – из французского, Б о рдо – название местности. Свер ст ник – из древнерусского «одинаковый по возрасту», по пройденной вер ст е Рове сн ик- из славянского «ровесный» , одинаковый по годам, рождённый в одну ве сн у (год) Об а яние – из старославянского, баять – околдовывать словами. Об о няние – из старославянского, «воня» - запах. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок… Н. Гоголь

Слайд 6

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его. В.П. Шереметьевский Однокоренные ли слова «ц…ловать» и «целый»? «простить» и «прощаться»? Постройте на основе текста этимологическую модель. ц..ловать------?------целый простить------?--прощаться

Слайд 7

Почему язык хорош? Потому что это творение… Н.М.Шанский В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А ещё: Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова! А. Яшин.

Слайд 8

Не история слова, а история понятия выдвигаются в школьной этимологии на первое место И.В. Пронина Л.Успенский : Отец – из древнегреческого "атта" соответствующее нашему « тятя, батя». Постепенно она вытеснила старое слово, обозначавшее "родитель", утратила оттенок ласкательности и уменьшительности и живет сейчас в виде нашего "отец". В. Даль: Отечество - корень наш, земля отцов, народа , к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит, наследство от отца или деда.

Слайд 9

М. Фасмер : Вера - из лат. vērus «истина, правда» В. Даль: Ве́рность - полная преданность, истинность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле.

Слайд 10

М. Фасмер: Братство – из лат. « esprit de corps » связь их по духу , чувству. В. Даль : Братство - товарищество, дружба, приязнь, тесная связь.

Слайд 11

М. Фасмер : Со́весть – калька греч. συνείδησις "conscientia" - « совместное знание », см. ве́дать. В. Даль : Со́весть - внутреннее сознание добра и зла ; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка.

Слайд 12

М. Фасмер : Честь - ж. " мышление , понимание, намерение. Ср. чту, чита́ть. В. Даль : Честь - ж. внутреннее нравственное достоинство человека , доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Слайд 13

Этимология даёт возможность «зажигать огонёк внутри слова» Итальянец Немец Швед Француз РУССКИЙ?

Слайд 14

Слово – это особый микромир Начало----------------конец ПОЗНАНИЕ БЕСКОНЕЧНО

Слайд 15

Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни,- Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. Н. Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Данное тематическое планирование составлено по программе Быстровой Е.А., рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)....