Тренировочные упражнения по правописанию окончаний прилагательных
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_korney.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ   КОРНЕЙ    С ЧЕРЕДОВАНИЕМ   ГЛАСНЫХ

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ  В  КОРНЕ  СЛОВА

П. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране - таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный - по-разному: так, как слышится):

-гор- и -клон- только о: гореть и склонить; -зар- и -плав- только а: заря и поплавок.

Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются одноко-        
ренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок..

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

-лаГ- - а, -лоЖ- — о: излагать -~ изложить;

     -роС- - о, -раСТ-, -раЩ- - а: вырос -расту, выращу.

     Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

      рос

раст

ращ

росли

растение

выращены

     Внимание!

Не  путайте корень -рос- с приставкой рас-!

                                                                        3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос - кас: коснуться - касаться.

Фея коснулась тыквы.

Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс –а-, а окончание; кроме того, корни с чередованием кос-/ -кас- имеют значение «дотрагиваться».

-пер- - -пира-; запереть - запирать

-тер        тира-: утереть –утирать

-блеет        блиста-: блестеть - блистать

-стел- - -стила-: стелить – застилать

-жег        жига-: зажег - зажигать

-чет- - -чита-; счет -считать

Исключения: сочетать, сочетание

В сочетаниях букв –има-, -ина- пишется –и-: снимать (снять), пожинать(пожать)

4-я группа

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- - -ровн-

-равн- - пишется в

словах, означающих

равенство:

Реши уравнение.

-роен- - в словах, означающих что-то ровное,

т.е. гладкое: Разровняй складочки.

2х* + 5у = 0

Исключения:

равнина (это ровное, а не равное чему-то место, но пишется -о-).

Равняйсь! (Команда в строю - встать ровно), уровень (отметка, равная какому-то значению), поровну (на равные доли).


     -мак- -   -мок-

-мак- - погружение в жидкость: обмакни  кисточку

-мок- - все остальное: непромокаемый плащ; намокает под дождем-скак- - много раз или

долго:

скакать на лошади

                -мак- - погружение в жидкость: обмакни кисточку                                

-скак- ----- -скач-

-скоч- - один раз или быстро:       -скак- -- много раз или долго: скакать на лошади

проскочить через обруч

Исключение: скачок.

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- - с -а-, -скоч- - с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание1. Объясните написание чередующих-
ся гласных в корне. Порядок действий следую-
щий:
        ....

В слове поставьте ударение;

выделите корень;

обоснуйте выбор гласной; пользуясь сведениями из таблицы;

подчеркните гласную в корне.

излагать - изложить

загорать

запирать - запереть

непромокаемый

.

(плащ)

собирательный образ

(чуть) пригореть

соберутся компанией

озаренный радостью

блестеть на солнце

отворить ворота

блистать в обществе

юные пловцы

касаться проблем

хорошая плавучесть

коснуться вопроса

непромокаемая обувь

выращенный росток

обмакнуть в чернила

выросли в деревне

уровень знаний

предполагаемые планы

равноценные работники

предположить худшее

поклониться знакомому

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой

Выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

Прил_ гаемые усилия

Непром_каемый тент

легкое прик_сновение

р_весник века

бл_стающий на балу

вьющееся р_стение

вым_кший под дождем

затлеться от искры

ур_внять в правах

зам_реть от восторга

соч_тание звуков

разж_гать вражду

отп_рать замок

зам_рать от страха

приб_ру в квартире

бл_стеть на солнце

уд_рать от хулигана

Прин_мать присягу

бл_снула молния

прил_гать документ

обг_ревшее дерево

соб_раться с друзьями

заж_гать огонь

зап_реть дверь

Корни с чередующимися гласными

От чего зависит написание

Выбор гласной

Примеры я исключения

А/О

-лаг-/-лож-

от последующей гласной

перед Г пишется А, перед Ж пишется О

излагать - изложить

А/О

-раст-/-рос-(-ращ-)

от последующей     согласной

перед СТ и Щ пишется А, перед Е пишется О

растение выращенный выросли               (нет -ст-, -щ-)




Исключения:

ростсок

ростовщик

Ростов

Ростислав

отрасль

Е/И

от наличия или отсутствия суффикса -а-

если есть суффикс –а-, пишется И,

если нет - пишется Е

собирать-    соберу (нет –а-)




Исключения:

сочетать

словосочетание

А/О

-кас-/-кос-

от наличия или отсутствия суффикса -а-

если есть суффикс -а-, пишется А, если нет- пишется О

касаться-коснуться (нет -а-)

О/А

-гор-/-гар--клон-/-клан--твор-/-твар-

от ударения

в безударном положении пишется О

загорелый

поклониться

творение




Исключение: Утварь

О/А

-зор-/-зар--плов-/-плав-

от ударения

в  безударном положении пишется А

озарение сплавлять




Исключения: пловец пловчиха пловцы

О/А

-мок-/-мак-

от лексического значения ... .

МОК - в значении «пропускать жидкость». МАК - в значении «погружать в жидкость»

Непромокаемый, обмакнуть

О/А

-ровн-/-равн-

от лексического значения

РОВН - в значении «ровный,

прямой, гладкий».

РАВН - в значении «равный,

одинаковый»

Сровняь,сравнять




Исключение: равнина

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

ВАРИАНТ II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

*                i

Распол_житьея на отдых, соб_раться у друзей,

разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые

усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату,

уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать

изл_жение, заг_релась бумага, о6ж_гать пальцы,

отвратительный   р_стовщик,   выт_реть   посуду,

раст_рать ушиб, сг_реть от стада, выр_щенный

р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Йра очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отдирает всю грязь, ст_рает пыль, зап-рает шкафы, засылает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все блстит. Она не сч_та-ется с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему запреть шкаф, застлить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и блстело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНОЕ  УПРАЖНЕНИЕ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Нас_аждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, рас-пол_гать, уд_вление; б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе

Данный урок русского языка «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных в 5 классе» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Имя прилагательное» Тип урока - усвоение новой т...

Дидактический материал по теме "Правописание окончаний прилагательных и причастий"

Дидактический материал по теме "Правописание окончаний прилагательных и причастий"...

Тренировочные упражнения по теме "Правописание Н,НН в именах прилагательных"

Данный материал поможет систематизировать и обобщить занаия учеников по теме "Правописание Н.НН в суффиксах имён прилагательных"...

Правописание окончаний прилагательных

Тренировочные упражнения по теме "Правописание окончаний прилагательных"...