тесты по русскому языку 11 класс
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Серышева Наталья Васильевна

тесты помогут учителю при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon varianty_testov_ege.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант №1

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания  А1 – А4

А.Полемика вокруг нового произведения Тургенева была вызвана не только актуальностью затронутых в нем вопросов, но и некоторой противоречивостью отношения самого автора к героям.

      Б. Об этом можно судить по тем спорам, которые возникли после опубликования романа.

B.        Проблемы, которые поставил Тургенев в своем романе «Отцы и дети», были очень злободневны.

Г. Писатель сознавал себя одним из представителей старого поколения «отцов», однако как он сам писал, вся его повесть «была направлена против дворянства как передового класса».

А1. В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, Г, В;        2) Б, Г, А, В;

3) В, Б, А, Г;        4) Г, В, А, Б.

А2. Найдите ошибочное утверждение:

1) предложение А — простое предложение с однородными членами;

предложение Б — бессоюзное сложное предложение;

предложение В — сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых;

предложение Г — сложное предложение, состоящее из трех простых.

A3. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

которые — местоимение;

после — наречие;

однако — противительный союз;

себя — возвратное местоимение.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А;        2) Б;        3) В;        4) Г.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

к...тапульта, пор...вну, гр...вюра;

оп...лзень, пр…паганда, н...тариус;

нал…гается (штраф), плюр...лизм, выпл...вка (чугуна);

разр...внять (грядки), кат...лог, р...весник.

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой:

1)дирижор; 2) диссертация; 3) брошюра; 4) аплодисменты.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

суч...к, моч...ный, кош...лка;

ад...ютант, д...ячок, обез...яна;

пр...бытие, пр...скорбный, пр...терпеться;

обм...кнуть, прик...снуться, вытв...рить.

А8. В каком слове пишется буква Я?

1) они пол...т траву;        2) крестьяне кос…т траву;

3) се.щий;        4) дремл...щий.

А9. В каком слове пишется НН?

1) горта...ый звук;        2) кова...ая решетка;

3) местность изучс.а;        4) собирать прида...ое.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

1) плащ(ь);        2) (не, ни) кому;

3) пиш (и, е) те;        4) замеш (а, е) нный.

А11. В каком примере НЕ пишется слитно?

Мне (не)зачем и (не)куда спешить.

(Не)радостное, а грустное событие привело его сюда.

(Не)пришедший вовремя поезд прибыл на запасной путь.

Весьма (не)далекий студент опять ошибся в выборе правильного решения.

А12. Укажите ошибку в написании слова и его грамматической характеристике:

На меня нахлынул теплый, сл(а,о)дковатый и нежный запах цв(и,е)тущей под нашими окнами сирени.

меня — личное местоимение;

сладковатый — прилагательное;

цвитущий — прилагательное;

под — предлог.

А13. Через дефис пишется слово:

1) (черно)смородинный;        2) (по)братски;

3) спорт(комплекс);        4) (полу)улыбка.

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

1) по ленниц а ;        2) на вод н ени е ;

3) об ъезд  □ ;        4) куп а л □ ся.

А15. Найдите ошибку в образовании формы слова:

1) без комментарий;        2) благодаря обстоятельствам;

3) поздравить с 8-м марта;        4) основываться на фактах.

А16. Правильно продолжите предложение:

Сдав экзамены на степень бакалавра...

он с легкостью в душе отправился отдыхать в горы;

на него обратили внимание профессора смежной кафедры и пригласили к себе на работу;

у него закружилась голова от неожиданного успеха;

4)        его увлекла перспектива дальнейшего карьерного роста.

А17. Укажите правильно построенное предложение:

1. Аппетитный борщ был уже давно сваренный, а дети все еще не шли обедать.

Наши теннисисты, выступающие на вчерашних соревнованиях в Уимблдоне, заняли два первых места.

Я хотел бы сказать, к чему приводит неосторожность детей, катаясь на катке, когда лед уже слегка подтаял.

Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?  

  1) заговор;        2) верба;

     3) приподняла;        4) приданое.

А19. Значение какого слова определено неверно?

навзничь (упасть) — лицом вверх;

фигуральный — образный, иносказательный;

наперсник — лицо, пользующееся особым доверием кого-либо;

протеже — лицо, пользующееся чьим-либо покровительством.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Она сидела в глубоком кресле () и задумчиво смотрела в окно.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Это сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Это сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  А21. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

Уже настала ночь, взошла луна (1) и ее молочно-серебристый свет(2) обливая ровное степное пространство(З) сделал его как бы уже (4) и еще пустынней (5) грустнее.

1) 1, 2, 3, 4;        2) 2, 3, 4, 5;

3) 1, 2, 3, 4, 5;        4) 1, 2, 3, 5.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1. Он достал табакерку, и неловко взяв щепотку табака, протянул ее Пожарскому.

  2. В тот день мы встали на рассвете и, взяв приготовленное снаряжение, отправились к месту тяги.

  3. Я любовался сверкающей радугой, стоя на пригорке, а впереди меня и по сторонам раскинулись чудесные альпийские луга.

        4.И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий в небе месяц.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

В такую беззвездную страшную ночь человек как слепой котенок.

Мелкие рачки миллионами плавающие в верхних слоях воды основная еда усатых китов.

На посиделках у колодца в трактире где собрался народ везде передавались слухи.

Живет у нас бывший корабельный врач быстрый и строгий старик большой знаток музыки.

      А24. На месте каких цифр нужны запятые?

      В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

      1)1, 2, 3, 4;        2) 2, 3, 4;

3) 1, 2, 3;        4) 1, 3, 4.

Часть 2

          Прочитайте текст и выполните задания А25 — АЗО, В1 — В6, С.

          (1)Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности.

(4)        Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

(5) Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. (6) Цвет его нельзя точно определить. (7) Для него еще не нашли подходящего слова.

(8) Аквамарин считается по своему имени (аквамарин — морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. (9) Это не совсем так. (10) В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. (11) Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, что эти световые и цветовые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности.

Их красота все же кажется нам необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (16) Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

(17) Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. (18) Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

(К.Паустовский)

А25. Укажите номер предложения в тексте, в котором выражена основная мысль:

1) 1;        2) 4;        3) 15;        4) 16.

А26. Определите стиль и тип речи данного текста:

научный, рассуждение;

художественный, описание;

публицистический, рассуждение;

публицистический, описание.

А27. Укажите средство связи 8-го и 9-го предложений:

       1) лексический повтор;        2) союз;

3) местоимение;        4) синоним.

А28. Укажите слово, в котором одна буква обозначает два звука:

      1) конечно;        2) любой;

3) объяснит;        4) ничего.

А29. Укажите номер предложения, в котором употребляется краткое страдательное причастие прошедшего времени:

1) 4;        2) 8;

3) 11;        4) 16.

А30. Укажите номер сложноподчиненного предложения с однородным соподчинением:

1) 2;        2) 12;

3) 4;        4) 16.

В1. Выпишите из предложений № 5—13 относительные прилагательные.

В2. Выпишите из предложения № 5 слово с нулевым окончанием.

В3. Назовите способ образования слова драгоценный.

В4. Выпишите из предложения № 11 словосочетание, образованное по модели «существительное + существительное».

В5. Укажите номера предложений, в состав которых входят безличные предложения.

В6. Выпишите номера сложноподчиненных предложений с придаточной изъяснительной частью.

С. Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности (назовите их и приведите примеры).

Вариант №2

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1—А4.

А. Формы недавно найденной античной скульптуры безупречны.

Б. Я помню свое участие в той легендарной археологической экспедиции, которой было суждено оставить неизгладимый след в моей жизни.

В. Античное искусство, искусство Древней Греции и древнего Рима, — колыбель современного духовного богатства всего человечества входящего в третье тысячелетие.

Г. Статуя Венеры Пелопонесской поражает всех утонченностью, нежной красотой и загадочностью, и эту, освященную веками загадку, еще предстоит разгадать.

А1. В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, Г, В;        2) Б, Г, А, В;

3) В, Б, А, Г;        4) Г, В, А, Б.

.   А2. Найдите ошибочное утверждение:

предложение А — простое односоставное предложение;

предложение Б — сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых;

предложение В — простое двусоставное предложение, осложненное однородными и обособленными членами;

предложение Г — сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых.

A3. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

безупречны — краткое прилагательное в форме множественного числа;

свое — притяжательное прилагательное;

входящего — страдательное причастие настоящего времени;

поражает — переходный глагол несовершенного вида.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А;        2) Б;        3) В;        4) Г.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква И?

прот...реть, сочтание, б...тон;

д...ликатес, пр…вилегия, бл...стеть;

выт...рать, п...гмент, б...дон.

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой:

1) жолудь; 2) с мячом; 3) увлеченный; 4) изжога.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр...ходящая (няня), пр...переть (к стенке), пр...дел (желаний);

с..измерять, п...каяние, пр...израстать;

бе...хозяйственный, ра...жигать, и...подлобья;

ни...ложить, ра...ходится, во...звание.

А8. В каком слове пишется буква Ю?

1) они кол.-.т дрова;        2) дети кле...т игрушки;

3) они гон...тся за зайцем;        4) они стро...т дом.

А9. В каком слове пишется НН?

1) посаже...ый отец;        2) посаже...ая березка;

3) дело  реше...о;        4) златотка...ый.

А10. В каком примере возможно только одно написание? 

I) туш (ь);        2) помоч(ь);

3) увеш(а,е)нный;        4) (не,ни)кто.

A11. В каком примере НЕ пишется слитно?

Это был никому (не)известный писатель.

Такое на первый взгляд (не)простое, но удобное решение устраивало многих.

Остаток года сотрудникам пришлось работать (не)покладая рук.

После принятия нового препарата пациент чувствовал себя отнюдь (не)хорошо.

А12. Укажите ошибку в написании слова и его грамматической характеристике.

Все, что мы пишем, хорошо это или дурно, мало или велико, окраше(н,нн)о участием автора в описываемых событиях, ове(я,е)но его дыханием.

что — относительное местоимение;

хорошо — краткое прилагательное;

окрашенно — краткое прилагательное;

овеяно — краткое страдательное причастие.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

(пол)Москвы, поступить (по)умному, (еле)еле;

разделить (по)ровну, (горно)лыжный, (кое)где;

(во)первых, (по)дружески, ак)будто;

(черно)морский, (черно)желтый, (полу)вздох.

     А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

      1)  без дел иц а;                              2) друж еск и ;

3)  о тожд еств л я л  □ ;         4) пере беж а в.

А15. Найдите ошибку в образовании формы слова:

вопреки здравого смысла;

более двухсот тысяч воинов;

с обеими девушками дружна;

еще более красивый орнамент.

А16. Правильно продолжите предложение:

Работая над окончательным вариантом рукописи...

писатель тщательно отрабатывал все сюжетные линии;

писателю понадобились новые документы и свидетельства современников;

меня ничего так не вдохновляло, как будущий успех моей книги;

сначала сопоставляются планы предыдущих.

А17. Укажите правильно построенное предложение:

В мировой литературе существует немало произведений, воспевающих прекрасное чувство любви.

Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Ярко, выразительно изображены в романе образы главных героев.

А18. В каком слове ударение на втором слоге?

       1) арест;        2) алфавит;

3) банты;        4) догнала.

А19. Значение какого слова определено неверно?

кворум — отсутствие согласия у договаривающихся сторон;

генезис — происхождение, процесс возникновения и развития;

3)        инертный — малоподвижный, бездеятельный;

      4)        директива — важное руководящее указание высшего органа.

      А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

       Холмов уже не было ( ) и всюду тянулась без конца бурая невеселая равнина.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Это сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Это сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. На месте каких цифр в данных предложениях должны быть запятые?

Закат (1) волновавший своей неземной красотой (2) будил в восторженных (3) от природы людях самые добрые чувства.

По двору (4) на цыпочках ходит (5) неуклюже размахивая руками (6) новый дворник Мироновых.

      1) 1, 3, 4, 6;        2) 1, 2, 5, 6;

3) 2, 3, 5;        4) 1, 2, 3, 4, 6.

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

На красноватой воде, на соломинках, примятых дождями, — всюду чувствовалось приближение осени.

Ему нужно было, если не переделать все задание, то хотя бы прислушаться к сделанным замечаниям.

Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала и изъяснялась с трудом на языке своем родном.

Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд.

А23. В каком предложении ненужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

Французы утверждают что они создали три блага женщину книгу и кухню и тем осчастливили мир.

Книжная полка молчаливое хранилище великой мудрости веков.

 Лучший способ победить коварного врага хорошо знать его.

Творческое начало в создании художественного произведения несомненный залог будущего успеха.

      А24. На месте каких цифр нужны запятые?

        Мы давно не были в этих местах (1) и (2) когда на днях пришлось побывать здесь (3) то я их почти не узнал (4) так они были хороши.

      1) 1, 2, 3, 4;                                    2) 1, 3, 4;

3)  2, 3, 4;        4) 3, 4.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А25 — А30, В1 — В6, С.

(1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в форму слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чем хочешь сказать. (2) Поэтому речь человека (это произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3) И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4) Заметьте — и то и другое вместе! (5) Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел

(6) Но речь каждого из нас и всех нас вместе, как и все в природе, не существует сама по себе. (7) Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка.

Стало быть, заботясь о точности, чистоте, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполняет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.

Что же делать, чтобы обогащать свою речь, сделать ее по-настоящему живописной и своеобразной? (10) Нет нужды доказывать, что неоценимую помощь в этом оказывает нам чтение классической (да и любой хорошей. художественной) литературы. (11) Вот что говорил по этому поводу тонкий знаток русского языка Корней Иванович Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Для этого существуют великие силы искусства. И величайшая из них — литература».

(Л. Матвеева)

А25. Укажите номер предложения в тексте, в котором выражена основная мысль:

1) 2;        2) 3;        3) 8;        4) 11.

А26. Определите стиль и тип речи данного текста:

публицистический, рассуждение;

публицистический, описание;

художественный, повествование;

научно-популярный, рассуждение.

А27. Укажите средство связи 1-го и 2-го предложений:

1) наречие;        2) контекстуальный синоним;

3) местоимение;        4) союз.

А28. Укажите слово, в котором есть только глухие согласные:

1) о точности;        2) о чистоте;

3) миссию;        4) своего.

А29. Укажите номер предложения, в котором употребляется деепричастие:

1) 1;        2) 4;

3) 8;        4) 11.

А30. Укажите номер предложения, где употребляется вопросительное местоимение:

1) 1;        2) 9;

3) 11;        4) 3.

В1. Выпишите из текста вводные слова (словосочетания).

В2. Выпишите из предложения № 11 слова с приставками.

В3. Напишите, каким способом образовано слово искусство,

В4. Выпишите из предложения № 9 словосочетание, образованное по способу примыкания.

В5. Укажите номера сложноподчиненных предложений, в которых главными являются двусоставные предложения с однородными сказуемыми.

В6. Укажите номера сложноподчиненных предложений с придаточными цели.

С. Согласны ли вы с точкой зрения К.И.Чуковского? Аргументируйте свой ответ, по возможности приведите примеры.

Вариант №3

Часть 1

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1—А4.

      A. Он пишет, что посылает полторы тысячи рублей, которые он отсудил у кого-то, выиграв дело во второй инстанции.

Б. Это из лесной дачи, от приказчика, взявшего все управление имениями молодой вдовы в свои руки.

B.        Анна Акимовна не любила и боялась таких слов как отсудил и выиграл дело.

Г. Вот толстый денежный пакет.

А1. В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

1) Г, Б, А, В;        2) А, Б, Г, В;

3) Б, Г, А, В;        4) В, Б, А, Г.

А2. Найдите ошибочное утверждение:

предложение А — сложноподчиненное предложение, состоящее из трех простых;

предложение Б — простое двусоставное предложение;

предложение В — простое двусоставное предложение;

предложение Г — простое двусоставное предложение.

А3.У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

которые  союз;

выиграв — деепричастие совершенного вида;

второй — порядковое числительное;

отсудил — глагол совершенного вида.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А;        2) Б;        3) В;        4) Г.

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

к...шемировый, ант...гонизм;

аб...немент, к...тапульта;        .

неукснительно, вытв...рять;

б...дминтон, обл…жить.

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой:

1) ежонок;   2)дирижор;   3) мажор;   4) внушенный.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр...мокнуть, в...площение, с.дрогнуться;

пр...тихнуть, пр...льститься, пр...ехать;

во...дать, бе...содержательный, ра...жать;

в...езд, в...юга, п...яница.

А8. В каком слове пишется буква Я?

1)орел, ре...щий в небе;        2) кол...щее оружие;

3) они бре...тся электробритвой;   4) ненавид...щий фальшь.

А9. В каком слове пишется НН?

1) кова...ая решетка;        2) рва...ый рукав;

3) белье порва...о;        4) еще не кошс.ая трава.

А10. В каком примере возможно только одно написание?

1) пристрел(е,я)нный;        2) плющ(ь);

3) торопит(ь)ся;        4) разв(и,е)ваться.

A11. В каком примере НЕ пишется слитно?

Это была (не)глубокая, но быстрая река.

(Не)правда, а ложь могут погубить человека.

Этот вовсе (не)простой вопрос поставил нас в тупик.

Из-за отключения света мы (не)досмотрели фильм до конца.

А12. Укажите ошибку в написании слова и его грамматической характеристике:

Пригородный поезд отошел от перрона Седанки еще (полу)пустым, (за)то на разъезде «Первая речка» пассажиры заполнили весь вагон.

еще — наречие;

полупустым— прилагательное;

за то — местоимение с предлогом;

весь — местоимение.

А13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

вот(вот), как(нибудь), все будет по(прежнему);

северо(восток), темно(желтый), как(бы);

точь(в)точь, по(немногу), где(либо);

шиворот(навыворот), юго(западный), с(разбегу).

А14. Какое слово неправильно разобрано по составу?

1) мгновен ие;        2)солн ышк о;

3) об ворож и тель н ый;        4) на сто я л а.

А15. Найдите ошибку в образовании формы слова:

более семьсот книг;

в обоих случаях;

по приезде домой;

вопреки правилам.

А16. Правильно продолжите предложение.

Войдя в конференц-зал...

у него зарябило в глазах от света прожекторов;

он сразу же отправился на свое место;

на него обратили внимание сидящие в президиуме;

его увлекли за собой подбежавшие благодарные ученики.

А17. Укажите правильно построенное предложение.

Как явствовало из письма Пульхерии Раскольниковой, Дуня была готова на все, чтобы помочь брату.

Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы прекрасные произведения.

На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

       4.        Самая любимейшая героиня Л.Н.Толстого — Наташа Ростова.

      А18. В каком слове ударение на первом слоге?

1) кухонный;        2) жалюзи;

3) поняла;        4) приданое;

А19. Значение какого слова определено неверно?

аннулировать — объявить или признать что-либо юридически недействительным, отменить;

аншлаг — объявление в театре, цирке о наличии билетов на представление;

прецедент — случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода;

анфас — вид лица спереди, в значении наречия — вперед к смотрящему.

А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Светились последние осенние дни ( ) и на блеклой их голубизне золотилась листва опадавших лип.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Это сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Это сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21. На месте каких цифр в данных предложениях должны быть запятые?

Услышанная (1) песня до глубины души поразила путника (2) шедшего по тропинке (3) и вызвала в нем самые лучшие и теплые воспоминания.

Освещенные солнцем (4) сосны стояли (5) приветливо размахивая ветвями (6) и словно улыбались нам.

1) 2, 3, 5, 6;        2) 1, 2, 3, 4, 6;

3) 4, 2, 3, 5;        4) 1, 3, 4, 6

А22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

Перед ночным походом ребята варили в котелке картошку, валялись в траве, и чистили винтовки, и отдыхали.

Сверчок поет очень громко и не обращает внимания, как на мои шаги, так и на звон чашек.

Все было серо, холодно и мокро: земля, и небо, и тонкая желтая трава.

Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал от нее укоризненные записки и все-таки целые дни проводил у Ростовых.

А23. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

Доски навесы поленницы все вокруг было мокро от дождя.

Обиды мешают дело делать останавливаться около них даром время терять.

Проходили дни и недели путники не унывали.

4.        Мода как женщина потому она и капризна.

А24. На месте каких цифр нужны запятые?

     Я вдруг вспомнил (1) что Ярмола еще не успел расседлать лошадь (2) и (3) не сказав ни слова (4) поспешно вышел во двор.

       1) 1, 2, 3, 4;        2) 2, 3, 4;

3) 1, 3, 4;        4) 1, 2.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А25 АЗО, В1 В6, С.

(1) «Комната русского культурного человека—это стол, стул и Даль», — так говорили в прошлом веке о тех, в ком хотели подчеркнуть подлинную интеллигентность. (2) И сейчас, когда в наших домашних библиотеках подчас сотни книг, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля занимает среди них одно из почетных мест.

(3) Словарь этот, без сомнения, явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. (4) Даль составлял свой словарь один, без помощников. (5) Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду. (6) И ведь он не был филологом-профессионалом, но им владела безраздельная любовь к живому родному слову.

(7) В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово — «замолаживает». (8) Ему объяснили: так в народе говорят, когда небо заволакивает тучами и погода начинает клониться к ненастью. (9) С тех пор в течение всей жизни Даль записывал народные слова и выражения. (10) Последние четыре новых слова, услышанные от прислуги, он записал уже прикованный к постели.

(11) Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком крестьянской жизни. (12) Его до глубины души огорчал отрыв книжно-письменного языка русской интеллигенции от народной основы. (13) Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неиссякаемому роднику живой русской речи. (14) «Пришла пора, — писал Даль в предисловии к словарю, — подорожить народным языком».

(15) Далев словарь — это поистине энциклопедия русской народной жизни: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая его, узнаешь язык, быт и нравы наших предков. (16) Это детище искреннего народолюбца стало связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.

(К. Горбачевич).

      А25. Укажите номер предложения в тексте, в котором выражена основная мысль:

1) 1;        2) 3;        3) 14;        4) 15.

А26. Определите стиль и тип речи данного текста:

художественный, повествование;

художественный, описание;

публицистический, рассуждение;

публицистический, описание.

А27. Укажите средство связи 15-го и 16-го предложений:

1) контекстуальные синонимы;             2) местоимение;

3) союз;        4) лексический повтор.

А28. Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв:

1) молодой;        2) мичман;

3) проездом;        4) к месту.

А29. Укажите номер предложения, в котором употребляется прилагательное в превосходной степени:

1) 15;        2) 3;

3) 5;        4) 13.

А30. Укажите номер предложения, в котором употреблено краткое страдательное причастие:

1) 5;        2) 6;

3) 10;        4)16.

В1. Выпишите из текста притяжательные местоимения.

В2. Выпишите из предложения № 7 слова с нулевым окончанием.

В3. Выпишите из текста слова, образованные способом сложения.

В4. Укажите, какой тип синтаксической связи использован в словосочетании записывал в течение жизни (предложение № 9).

В5. Найдите в тексте односоставные предложения, выпишите их номера (или номера сложных предложений, в составе которых есть односоставные предложения).

В6. Выпишите номера бессоюзных сложных предложений.

С. Выскажите свое мнение о судьбе русского языка, его роли в системе современного образования. Нужно ли, на ваш взгляд, быть сведущим в истории родного языка? Аргументируйте свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словосочетание. Тест по русскому языку в 8 классе

Презентация в форме тестовых заданий помогает определить уровень знаний учащихся по данной теме....

Тест по русскому языку за первую четверть для 5 класса

Данный тест проводится в конце первой четверти по изученныму материалу....

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

     В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Тесты по русскому языку 5 класс.

Тематические тесты содержат 4-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А,В,С). Задания типа А - задания  с выбором ответов. Задания типа В - задания с...

Итоговый тест по русскому языку в 6 классе

Тесты помогут при аттестации учащихся в конце года...