Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Дубинина Евгения Александровна

План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_7kl_rus_otredaktirovan.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению «Что значит – быть гражданином».

Подготовила: Учитель русского языка и литературы МОУ-Горковская СОШ

Дубинина Евгения Александровна.

Цель урока: Подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения-размышления на заданную тему.

Задачи:

Образовательные:

обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;

обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;

расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

активизация самостоятельной деятельности;

развитие познавательной активности.

Воспитательные:

воспитание интереса к родной культуре, искусству;

воспитание патриотизма, гражданской ответственности, гражданской активности;

осознание своего места в обществе;

воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный  проектор;

мультимедийная доска;

презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению «Что значит – быть гражданином».

листы с выдержками из высказываний великих людей по изучаемой теме.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Все вы знаете, что в нашей школе проходит методическая неделя, посвящённая гражданско-патриотическому воспитанию. Все мы считаем себя гражданами России, гражданами Ямала, но что же включает в себя это понятие? Кто такой гражданин своей страны: тот, кто имеет паспорт данного государства, тот, кто защищает его интересы или человек, нуждающийся в помощи государства? Сегодня мы попробуем разобраться в этом непростом понятии. Слова «гражданство» и «патриотизм» неразрывно связаны между собой, но всё-таки это не одно и то же. Посмотрите, перед вами высказывания великих людей на интересующую нас тему. В течение урока вы подумаете, какое из них можно будет использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку. Итак, внимательно прочитаем тему. Как вы думаете, какова цель нашего занятия? ( Научиться грамотно писать текст - рассуждение на заданную тему). Что нам для этого нужно сделать? ( Повторить типы и стили речи, вспомнить особенности построения текста-рассуждения, выяснить, что значит быть гражданином, собрать материал к сочинению, составить примерный план работы.)

Другими словами, сегодня на уроке мы с вами будем создавать текст. Давайте вспомним, что такое текст, каковы его признаки?

Как вы сказали, в каждом тексте есть тема и основная мысль. Что это такое? В чём их отличие?

Какова будет тема нашего сочинения? (Что значит – быть гражданином)

А основной мыслью (Ответ на этот вопрос).

Какой будем использовать тип речи? (рассуждение) Какие ещё типы речи вам известны? Какие могут быть рассуждения? Каковы особенности данного типа речи? (с.214). Каков план такого текста? (Презентация. Слайд 2)

Итак, главный вопрос у нас с вами есть, теперь, давайте поразмыслим над ответом.

Что значит это слово - гражданин? Оно имеет несколько значений. Возьмём только два из них. (Презентация, слайд 3).

Юридическое значение – указывает на гражданство, то есть на связь человека с конкретным государством (в соответствии с законом о гражданстве). В этом случае мы говорим: «гражданин Российской Федерации», подразумевая, что этот человек обладает всеми правами и обязанностями, которые закреплены в законах этого государства (в отличие от не-граждан этого государства, которые обладают лишь частью прав и обязанностей, например, не имеют избирательных прав, не могут быть судьей, служить в армии и т.д.).

Качественное значение – указывает на отношение самого человека к другим людям, к своему Отечеству, к общим делам и проблемам. В этом случае мы говорим: «настоящий гражданин», «сознательный член общества», «Отечества достойный сын» (А. Некрасов).

В разговоре о гражданском обществе нас интересует второе, качественное значение слова «гражданин», так как именно настоящие граждане составляют ядро гражданского общества. Какие граждане, такое и гражданское общество. Поскольку «качество» предполагает оценку, суждение, то вряд ли можно найти единственно верный ответ на вопрос: что значит быть «настоящим гражданином». Поэтому каждый определяет для себя: Что я подразумеваю, когда говорю «настоящий гражданин»? Что значит – быть «современным гражданином»?

Как вы думаете, к какому пункту плана мы отнесём  материал, который сейчас проанализировали? Почему? (Вступление. Определение понятия).

Что будет следующим этапом работы? (Формулировка тезиса). Тезис – основная мысль текста. А что будет основной мыслью нашего сочинения? (Что значит – быть гражданином?  Какими качествами должен обладать настоящий гражданин?)

Вот это мы с вами сейчас и выясним.

(Открываем доску, на ней прикреплён силуэт человека.)

Посмотрите на доску, это – гражданин мы не знаем о нем ничего. Предлагаю поработать в группах. Обсудите, каким должен быть гражданин и запишите на листочках его качества. И затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина». (Слайд 4). (Работа в группах. Обсуждение качеств. По мере беседы к «гражданину» прикрепляем карточки:

1 группа: Какими качествами должен обладать настоящий современный гражданин?

2 группа: Что он должен знать?

3 группа: Что он должен уметь делать?

Приведите примеры, в каких случаях эти качества, знания, умения могут быть проявлены? Эти примеры могут быть из твоей личной жизни, жизни знакомых и других людей, исторических и литературных героев. (представитель от каждой группы комментирует, прикрепляя к доске карточки).

Вот мы с вами составили «портрет гражданина». Таким образом, мы опредлелились с основной мыслью.  Значит – тезис готов. В какой композиционной части сочинения может стоять тезис? (Во вступлении). Каждый для себе выберет то, что ему показалось наиболее значимым. А мы переходим к следующему этапу нашего сочинения - Какому?  (Доказательсву). Нам нужно доказать свою точку зрения.

А теперь давайте рассмотрим слово, толкуя каждую составляющую его букву. ( На доске появляется схема, слайд5).

Г — горячо любит свою Родину;

Р — радуется ее успехам;

А — активно стремится сохранить чистоту окружающей природы;

Ж — желает сохранить мир;

Д — дорожит именем «россиянин»;

А — адаптируется в обществе, принимает его законы;

Н — нуждается в поддержке и защите государства;

И — использует свои знания, умения на пользу стране;

Н — находит пути выразить свою гражданскую позицию.

Теперь и мы попробуем продолжить фразу:

Настоящий современный гражданин – человек, который…..(Слайд 6)

любит….

переживает…

действует…

требует…

знает…

умеет…

может…

хочет…

ценит…

Ребята, а всегда ли ваши сверстники поступают соответственно этим правилам? Как вы думаете, почему? Таким образом – перед нами другая сторона вопроса. Равнодушие (это меня не касается, я ещё маленький), безответственность (пусть кто-то другой делает это), несоблюдение моральных норм (от моего хамства государству хуже не станет), отсутствие стремления к здоровому образу жизни ( моё здоровье – моё личное дело) – качества,  которые, к сожалению, часто встречаются в нашей жизни.

Итак, мы определили, какими качествами должен обладать гражданин и как себя вести не стоит.

Кто он – настоящий гражданин своей страны? Этим вопросом задаёмся не только мы. К нему обращались великие деятели культуры и искусства.  (Какой этап нам предстоит проанализировать? – примеры).  Познакомимся с некоторыми высказываниями на эту тему.

«Истинный человек или сын Отечества есть одно и то же» (А. Н. Радищев);

«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои связи с Отечеством» (В. Г. Белинский);

«...Клянусь честно, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков...» (А. С. Пушкин).

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Выдающийся русский художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор Николай Константинович Рерих, несмотря на то, что много путешествовал, жил в Европе, Америке, Азии, горячо любил своё Отечество,  о чём свидетельствуют его полотна, посвящённые Росси.

Презентация с картинами Н. Рериха с краткими комментариями учителя. ( Слайды 7-14)

Что объединяет все эти картины?

Какие темы и образы использует автор?

Как выражается его любовь к своему Отечеству?

Его картины, написанные во время войны: «Ярослав Мудрый», «Меч- кладенец», «Настасья Микулична» (символ России), «Александр Невский» отражали уверенность в силе, в победе русского народа. Рериха принято считать "национальным" живописцем. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, в глубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы.

Я вам предлагаю прислушаться к заветам великого художника, настоящего гражданина своей страны. (По ходу прочтения учитель предлагает семиклассникам прокомментировать заветы, объяснить, как они понимают эти слова). (Слайд 15)

Заветы Н. К. Рериха:

Берегите старину.

Не знающий прошлого — не может думать о будущем.

Из древних чудесных камней сложите ступени будущего.

Зажигайте сердца.

Пылайте сердцем и творите любовью.

Так гражданская позиция художника выражается в его картинах,  писателя – в литературных произведениях. К гражданской теме обращались немало литературных деятелей: прозаиков, поэтов, драматургов, критиков… Но мы сегодня обратимся лишь к небольшим отрывкам стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», которое будем изучать подробнее в старших классах. Скажем лишь, что Некрасов нарисовал свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Некрасов требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Послушаем девочек, которые нам приготовили выразительное чтение наизусть отрывков из стихотворения.


Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...


Обращаясь к поэту, он призывал:

Будь гражданин!
Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

А в своём стихотворении «Элегия» поэт говорит уже о себе:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Итак, ребята, в течение нашего разговора каждый создал у себя в голове образ человека- гражданина. Давайте подведём итог всему вышесказанному, сделаем вывод.  Что же может сделать каждый из вас, чтобы быть настоящим гражданином своей страны?? Кто достоин этого высокого звания? (Ответы учащихся).  

А теперь  каждая группа получит по тексту( это отрывки из сочинений на нашу тему ваших сверстников. Ваша задача – найти тезис и выделить его в тексте. Но в качестве тренировки сделаем такую работа сначала вместе. (Слайд 16 )

Что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, что быть гражданином своей Родины - значит быть хозяином совей страны, а не гостем.

А теперь работа в группах. Кто справится – поднимайте руку.

Не Гражданин живет в России, а Россия - в Гражданине. Только в этом случае в человеке будет сильно чувство Родины, а Родина обогатится чувством народа.

Гражданин не сетует, не ищет виновных, не ждет подачек, не клянёт и не плачет… Гражданин верит в себя, видит в человеке Человека, чувствует свою вину за весь народ. Гражданин идет вперёд, падает, поднимается и снова идёт… через тайгу, через пески, через водные преграды, сбиваемый степным ветром, останавливаемый горными преградами, убиваемый невежеством соплеменников и грубостью, и трусостью, продажностью… Но Гражданин всё равно идёт… Потому что до него шли Ломоносов и Циалковский, Пушкин и Матросов, Пётр 1 и Глинка, до него шла Россия… Гражданин не может остановиться - остановится Родина. Гражданин не может разлюбить Отечество, ибо эта любовь вечна.

Гражданин в ответе за государство. Он не станет кричать на всех перекрёстках о своих правах и свободе, а обязанности никогда не сочтет бременем

Быть гражданином России - это не просто иметь права и исполнять обязанности, которые закреплены в Конституции государства. Это значит быть гражданином великой страны и могучей державы. Ведь процветание страны достигается усилиями всех граждан, в том числе и моими. Быть гражданином - это значит иметь активную жизненную позицию, не отсиживаться, не отмалчиваться, не перекладывать свои обязанности на плечи другого. Быть гражданином России - это значит быть её патриотом. Но любить Россию нужно не на словах, произнося громкие фразы. Только своими делами человек может доказать свою любовь к Родине.

Получение паспорта ставит меня в один ряд с великими гражданами нашего государства: президентом России, выдающимися учёными, спортсменами, достигшими олимпийского золота, и повышает мою ответственность за поступки.

В моем представлении настоящий гражданин это тот, кто с любовью и уважением относится к месту, где он родился и вырос. Этот человек никогда не нанесет вреда природе. Гражданин должен знать историю и культуру своего государства. А главное - постоять за свободу, независимость страны. Каждому из нас необходимо развить в себе чувство гражданина, чувство единства со всем народом.

Проверка результатов. Выступление представителей от каждой группы. (Слайды 17-19).

Итак, мы определились с темой, основной мыслью, структурой и содержанием сочинения. Определили тип нашего будущего текста. О чём не сказали? ( О стиле).

Какие стили речи вам известны? Какой из них будем использовать в сочинении? Почему? (Задача публицистической речи – воздействовать на читателя или слушателя, сформировать определённое отношение к общественным делами понятиям, сформировать гражданскую позицию).  Что мы должны донести до читателя? В чём убедить?  (Стараться быть достойным гражданином своей страны). Вспомним основные черты публицистического стиля. (Стр. 209 учебника М.М. Разумовской «Русский язык. 7 класс»).

Какую форму сочинения будем использовать? Сверим наши наработки с таблицей. (Презентация, слайд 20)

Ребята, в своём сочинении вы будете использовать слова и словосочетания, написание которых может вызывать трудности. Давайте мы вместе их рассмотрим.

(Работа у доски):

Словарно-орфографическая работа:

Россия, Конституция (основной свод законов), нравственность (поступки, отвечающие требованиям своей совести), законопослушный, активная гражданская позиция, обязанности, россиянин, безответственность, государство, Отечество, заинтересованность.

А сейчас нам предстоит попробовать устно составить наброски нашего сочинения, опираясь, на памятку, которую получит каждый из вас (Здесь кратко сформулированы результаты нашей работы) и схему рассуждения размышления, которую вы видите перед собой.(презентация, слайд 21).

Выслушиваем 1-2 учеников.

Итак, ребята, мы с вами подготовили материал к сочинению, выяснили его стилевые особенности, определились с формой. Но прежде чем вы приступите к работе, хотелось бы вам напомнить, о самых распространённых речевых ошибках, встречающихся в ваших сочинениях. Может вы сами назовёте их. (Ответы учащихся.) Каждый из вас получит памятку, и постарается избегать таких ошибок. Вы ими воспользуетесь на этапе проверки и редактирования собственных сочинений. (Слайд 22)

А теперь подведём итог урока:

Над чем сегодня работали? ( Учились составлять текст-рассуждение на заданную тему).        

Какое новое для вас понятие рассмотрели? (Гражданин, гражданская позиция, гражданская ответственность).

Какие новые имена для себя открыли? (Художник Н.К.Рерих)

Рефлексия.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да» или «нет». Если «да», обеими руками тянемся вверх,  если «нет», Откидываемся на спинку стула, положив руки за голову. Все мы засиделись, заодно разомнём мышцы.

Вам понравился сегодняшний урок?

Выполнены ли цели и задачи, поставленные в начале урока?

Узнали что-то новое на уроке?

Пригодится ли вам информация, полученная на уроке при написании сочинения?  Облегчит ли работу над ним?

Удовлетворены ли вы своей работой?

На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)

Занятие расчитано на два учебных часа.  Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...

Быть здоровым- значит быть мудрым.

Беседа о здоровом образе жизни....