Морфологический разбор причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 39 (7 класс)
Тема: Морфологический разбор причастия
Цели: а) познакомить ребят с порядком морфологического разбора причастий;
б) научить производить морфологический разбор причастия;
в) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;
г) р/р. Выявление опорных слов в тексте.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, обменяйтесь карточками друг с другом, вставьте пропущенные буквы, составьте со словами два предложения.
Карточки с выполненной работой вы сдадите на проверку.
3. Новая тема.
Чтение стихотворения учителем. ( Текст лежит на каждой парте.)
Торопливая тропинка
Держит путь издалека,
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вот она оборвалась,
Потерялась
И нашлась.
Перепрыгнула пенёк,
Завязалась
В узелок.
Под кустами,
У оврага,
Столько петель
Наплела,
Что сама себя,
Бедняга,
Еле выпутать смогла.
Вот в клубок
Она свернулась,
Подремала
И проснулась,
Развернулась
Урок 39
(7 класс)
В тот же миг
И пустилась напрямик
Через луг, Наискосок,
Прямо к речке
На песок.
Через речку
Нет пути.
Как же речку
Перейти?
Подбежала тропка
К броду
Задержаться не смогла,
Впопыхах вбежала
Вводу
И нырнула
В чём была.
Ни следа не оставляя,
Пробежала под водой,
Из воды
Совсем сухая
Вышла на берег другой.
Если речку
Перейдёшь,
То опять её найдёшь.
(Стихотворение взято из книги «Планета — наш дом».)
..........................................................................................................................................................
Чтение стихотворения детьми вполголоса, чётко проговаривая слова.
……………………………………………………………………………………………………..
Вопросы к классу.
— Какое настроение вызывает у вас текст?
— Как бы вы его озаглавили?
— Выделите средства художественной изобразительности.
— Почему каждый глагол стоит обособленно, на новой строчке?
— Назовите ключевое слово текста?
Урок 39
(7 класс)
— Слова каких частей речи характеризуют слово тропинки ?
(глаголы движения)
— В какой части стихотворения заключёна основная мысль текста?
— В чём был смысл текста? Сравните.
— Каким вопросом задаётся автора текста?
— Можно ли сравнить действия тропинки с человеческими действиями?
Выпишите глаголы движения, образуйте от глаголов
держит, перепрыгнула причастия.
С образованными причастиями составьте предложения.
Любое из данных причастий дается в качестве примера морфологического разбора.
Изучение материала учебника, стр. 64.
Урок 39
(7 класс)
4. Закрепление.
— Выполните морфологический разбор оставшихся причастий.
5. Выводы по уроку.
— Какие признаки причастий являются постоянными?
— Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия?
(Прилагательное)
— Какова синтаксическая роль причастия?
………………………………………………………………………………………………………
6. Домашнее задание.
Выучить порядок морфологического разбора, упр. 131.
Индивидуальное задание: проработать по словарю лексическое значение слов, выделенных в параграфе в рамочке. Слова в параграфе выделены.
Торопливая тропинка Держит путь издалека, Вьётся по лесу тропинка, Словно нитка из клубка. Вот она оборвалась, Потерялась И нашлась. Перепрыгнула пенёк, Завязалась В узелок. Под кустами, У оврага, Столько петель Наплела, Что сама себя, Бедняга, Еле выпутать смогла. Вот в клубок Она свернулась, Подремала И проснулась, Развернулась В тот же миг И пустилась напрямик Через луг, Наискосок, Прямо к речке На песок. Через речку Нет пути. Как же речку Перейти? Подбежала тропка К броду Задержаться не смогла, Впопыхах вбежала Вводу И нырнула В чём была. Ни следа не оставляя, Пробежала под водой, Из воды Совсем сухая Вышла на берег другой. Если речку Перейдёшь, То опять её найдёшь. | Торопливая тропинка Держит путь издалека, Вьётся по лесу тропинка, Словно нитка из клубка. Вот она оборвалась, Потерялась И нашлась. Перепрыгнула пенёк, Завязалась В узелок. Под кустами, У оврага, Столько петель Наплела, Что сама себя, Бедняга, Еле выпутать смогла. Вот в клубок Она свернулась, Подремала И проснулась, Развернулась В тот же миг И пустилась напрямик Через луг, Наискосок, Прямо к речке На песок. Через речку Нет пути. Как же речку Перейти? Подбежала тропка К броду Задержаться не смогла, Впопыхах вбежала Вводу И нырнула В чём была. Ни следа не оставляя, Пробежала под водой, Из воды Совсем сухая Вышла на берег другой. Если речку Перейдёшь, То опять её найдёшь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологический разбор причастий.
На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфоло...
Презентация к уроку в 7 классе Морфологический разбор причастия
Презентация, содержащая тему урока, а также содержащая творческую работу по картине и рефлексию....
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)
Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)...
презентация морфологический разбор причастия 7 класс
Данный материал актуален после изучения признаков причастия для учащихся 7 класса....
презентация морфологический разбор причастия
Данный материал актуален для учащихся 7 класса после изучения морфологических признаков причастия....
Морфологический разбор причастия
Урок русского языка в 6 классе, учебник М.М. Разумовской...
План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора
Презентация позволит выполнить первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...