Морфологический разбор причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 39 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_39._morfologicheskiy_razbor_prichastiya.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 39  (7 класс)

 Тема: Морфологический разбор причастия

Цели:     а) познакомить ребят с порядком морфологического разбора причастий;

б) научить производить морфологический разбор причастия;

в) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

г) р/р. Выявление опорных слов в тексте.

Ход урока

1.  Орг. момент.

2.  Проверка домашнего задания. 

Ребята, обменяйтесь карточками друг с другом, вставьте пропущенные буквы, составьте со словами два предложения.

Карточки с выполненной работой вы сдадите на проверку.

3.  Новая тема.

        

Чтение стихотворения учителем.    ( Текст лежит на каждой парте.)

Торопливая тропинка

Держит путь издалека,

Вьётся по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

Вот она оборвалась,

Потерялась

И нашлась.

Перепрыгнула пенёк,

Завязалась

В узелок.

Под кустами,

У оврага,

Столько петель

Наплела,

Что сама себя,

Бедняга,

Еле выпутать смогла.

Вот в клубок

Она свернулась,

Подремала

И проснулась,

Развернулась

        Урок 39

        (7 класс)

В тот же миг

И пустилась напрямик

Через луг, Наискосок,

Прямо к речке

На песок.

Через речку

Нет пути.

Как же речку

Перейти?

Подбежала тропка

К броду

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала

Вводу

И нырнула

В чём была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала под водой,

Из воды

Совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку

Перейдёшь,

        То опять её найдёшь.

 (Стихотворение взято из книги «Планета — наш дом».)

..........................................................................................................................................................

Чтение стихотворения детьми вполголоса, чётко проговаривая слова.

……………………………………………………………………………………………………..

Вопросы к классу.

— Какое настроение вызывает у вас текст?

— Как бы вы его озаглавили?

— Выделите средства художественной изобразительности.

— Почему каждый глагол стоит обособленно, на новой строчке?

— Назовите ключевое слово текста?

        Урок 39

        (7 класс)

—  Слова каких частей речи характеризуют слово тропинки ? 

   (глаголы движения)

—  В какой части стихотворения заключёна основная мысль текста?

—  В чём был смысл текста? Сравните.

—  Каким вопросом задаётся автора текста?

—  Можно ли сравнить действия  тропинки  с человеческими действиями?

Выпишите глаголы движения, образуйте от глаголов 

 

     держит, перепрыгнула    причастия.

С образованными причастиями составьте предложения.

Любое из данных причастий дается в качестве примера морфологического разбора.

Изучение материала учебника, стр. 64.

        Урок 39

        (7 класс)

4.  Закрепление.

— Выполните морфологический разбор оставшихся причастий.

5. Выводы по уроку.

— Какие признаки причастий являются постоянными?

— Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия? 

     (Прилагательное)

— Какова синтаксическая роль причастия?

………………………………………………………………………………………………………

6. Домашнее задание. 

Выучить порядок морфологического разбора, упр. 131.

Индивидуальное задание: проработать по словарю лексическое значение слов, выделенных в параграфе в рамочке. Слова в параграфе выделены.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека,

Вьётся по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

Вот она оборвалась,

Потерялась

И нашлась.

Перепрыгнула пенёк,

Завязалась

В узелок.

Под кустами,

У оврага,

Столько петель

Наплела,

Что сама себя,

Бедняга,

Еле выпутать смогла.

Вот в клубок

Она свернулась,

Подремала

И проснулась,

Развернулась

В тот же миг

И пустилась напрямик

Через луг,

Наискосок,

Прямо к речке

На песок.

Через речку

Нет пути.

Как же речку

Перейти?

Подбежала тропка

К броду

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала

Вводу

И нырнула

В чём была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала под водой,

Из воды

Совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку

Перейдёшь,

То опять её найдёшь.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека,

Вьётся по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

Вот она оборвалась,

Потерялась

И нашлась.

Перепрыгнула пенёк,

Завязалась

В узелок.

Под кустами,

У оврага,

Столько петель

Наплела,

Что сама себя,

Бедняга,

Еле выпутать смогла.

Вот в клубок

Она свернулась,

Подремала

И проснулась,

Развернулась

В тот же миг

И пустилась напрямик

Через луг,

Наискосок,

Прямо к речке

На песок.

Через речку

Нет пути.

Как же речку

Перейти?

Подбежала тропка

К броду

Задержаться не смогла,

Впопыхах вбежала

Вводу

И нырнула

В чём была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала под водой,

Из воды

Совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку

Перейдёшь,

То опять её найдёшь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический разбор причастий.

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфоло...

Презентация к уроку в 7 классе Морфологический разбор причастия

Презентация, содержащая тему урока, а также содержащая творческую работу по картине и рефлексию....

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

презентация морфологический разбор причастия 7 класс

Данный материал актуален после  изучения признаков причастия для учащихся 7 класса....

презентация морфологический разбор причастия

Данный материал актуален для учащихся 7 класса после изучения морфологических признаков причастия....

Морфологический разбор причастия

Урок русского языка в 6 классе, учебник М.М. Разумовской...

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...