"Великое русское слово"
занимательные факты по русскому языку (9 класс) по теме

Антонова Надежда Николаевна
Брейн-ринг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_velikoe_russkoe_slovo.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Владимирской области

МБОУ СОШ №36 г. Владимира

Лингвистический брейн-ринг

«Великое русское слово»

                                                                            Брейн-ринг подготовили и провели:

                                                                          учителя русского языка и литературы  

                                                                                   Антонова Н. Н. и Антонов А.В.

                                                                            педагог-организатор Белова Л.Н.

Владимир 03.01. 2012 г.

1. Описание игры.

Игра проводится между тремя школами  города. В ней принимают участие знатоки русского языка, учащиеся 9 классов. В каждой команде 5 игроков, размещающихся  за игровыми столами в актовом зале школы.

2.Оборудование.

Компьютерная презентация.

Музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал.

3.Цели:

Обучающие:

1)углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;

2)формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

1)развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

2)развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях

Воспитывающие:1)прививать любовь к родному языку;

2) формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Ход игры

Слайд№1

Ведущий: Добрый день! На брейн-ринге мы рады приветствовать школы№10,35,36, а посвящаем мы эту игру русскому языку.

Слайд№2

1-й ученик :

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник!

Тебе посвящаем мы праздник сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык

Слайд№3

2-й ученик: Русский язык – это язык великих мастеров художественного слова и знаменитых ученых-лингвистов:  Пушкина и Толстого, Даля и Ушакова, Ожегова и Шахматова. Всех их связывало одно – любовь к родине, к России. Ведь Родина – это тепло семейного очага, это бескрайние лесные просторы, ромашковые поля и белоствольные березки.

  ПЕСНЯ «Ромашковые поля»

Слайд №4, 5,6

Ведущий:  И всех нас, собравшихся  в этом зале, объединяет одно – любовь к родному языку . Вот почему сегодня  в зале школы №36 встречаются сильнейшие игроки – представители 9 классов школ № 10, 35 и 36. 

Слайд №7

 Девиз нашей игры: "Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир».    

 С напутственным словом к игрокам обращается методист ГИМЦ Гулякова Надежда Сергеевна.

Слайд№8

Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики!  Игра «Бейн-ринг»  состоит из  6  раундов: «Пунктуационная задача», «Язык художественной литературы», «Пословицы и поговорки», «Историзмы и архаизмы»,»Фразеология», «Культура речи». За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда не знает ответа, отвечает любая другая команда. Объявляется жеребьевка. Капитаны, подойдите ко мне. В соответствии с выбранным номером  команды и будут отвечать на мои вопросы.

Команды, займите места за игровыми столами. Слайд №9

Разминка!  Угадайте, о  каком знаке препинания идет речь. 

 Разминка для игроков школы №  36  Внимание на сцену

                                   (4 девочки говорят вместе слова под музыку)

                                   Мы сестрички.

                                    У нас общие привычки.

                                   Так у нас уж повелось

                                   Вместе мы гуляем,

                                   Праздники встречаем.

                                    Очень крепко дружим.

                                   В «Синтаксисе» служим.

Ведущий:  Какой это  знак?   А какую же службу выполняют кавычки в синтаксисе?

Разминка для игроков школы № 10.  Внимание на сцену!  

(На сцене два мальчика говорят вместе. Музыкальное сопровождение.)                      

Я знак непростой.

Я знак двойной.

Я вмещу не только слово,

Предложение большое.  

Ведущий:  О каком же знаке препинания идет речь?

                     Почему без скобок на письме не обойтись?

  Разминка для игроков школы №35

(На сцене девочка пляшет. Говорит слова. Музыкальное сопровождение)                                                              

Я девица завитая.

Я девица занятая.

Мне едва хватает дня,

Все, чуть что, зовут меня.

Ведущий: Что же это за знак препинания?    Какие   функции выполняет запятая в тексте?

Слово жюри.  Слайд № 10

Ведущий: Объявляется первый раунд « Пунктуационная задача».

 Вам необходимо расставить знаки препинания в  предложении. Задание выполняется самостоятельно, а затем передается жюри. Я засекаю время, а вы начинаете работать. Слайд №11

              (Текст на экране и на листочках у игроков)

Мы тронулись в путь с трудом пять худых  кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-Гору мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса когда лошади выбивались из сил казалось дорога вела на небо потому что сколько   глаз мог разглядеть она все поднималась и наконец пропала в облаке которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-Горы,как коршун ожидающий добычу.

Внимание на экран! Правильный ответ. Слайд №12

Ведущий: Русская пунктуация прошла огромный путь развития, прежде чем обрести системный характер.

  (Слайд №  13) (Дети рассказывают о становлении русской пунктуации)                      

  1-й ученик:   Раньше всех была введена точка ( с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу первой четверти 16 в). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак  вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение  знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века уже использовались такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее  появился восклицательный знак.            

2-й ученик:  В  « Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли «вместным» знаком. К концу 18 века появились тире, кавычки и многоточие. Знак тире (или «черту») первым начал применять Карамзин, русский писатель и историк.

В грамматических трудах тире впервые упоминается у  языковеда А. А. Барсова, ученика М. В. Ломоносова. Этот ученый назвал тире «молчанкой».

3- й ученик: И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли «подстолия», а в 17 веке – «полуточие». Восклицательный знак именовался «удивный», а кавычки – знаком «пресекательным», «отменительным». Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли «единитным».

 Слово жюри. Слайд №14

Ведущий: Родной язык – это язык нашего детства. Это первое робкое слово, произнесенное на родном языке, это милая сердцу интонация маминого голоса, это любимые книги и незабываемые иллюстрации к ним. Проверим, помнят ли  наши  игроки любимые в детстве произведения А. С. Пушкин.

 2 раунд. «Язык художественной литературы». Слайд №15

Вопрос игрокам школы №36.  Смотрим на экран  и слушаем.  Слайд №16            

                                 В чешуе, как жар горя,

                                Идут витязи четами,

                                И, блистая сединами,

                                Дядька впереди идет

                                 И ко граду их ведет.

Ведущий: Что обозначает слово «чета» в данном отрывке? 

Жар –это …?                                                 (Четами –парами;  жар – пыл, страсть)

 Вопрос команде школы№ 10.   Внимание! Смотрим  на экран и слушаем!  

Слайд № 17                              

Ты вразумил меня, герой, -

Со вздохом голова сказала,-

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой….

Ведущий: Десница – это..?

(десница – правая рука.)

- А как называлась в старину левая рука? (шуйца).

Вопрос игрокам школы №35 . Смотрим на экран  и слушаем! Слайд №18

И я был витязь удалой!

В кровавых битвах супостата

Себе я равного не зрел…

-Супостат – это? (Враг)

- Назовите пословицу или поговорку, в которой говорится о супостате, т. е. враге. 

Ведущий: Читая в детстве удивительные произведения А. С. Пушкина, мы начинаем постепенно понимать, что для каждого из нас родной язык – святой язык. Слайд №19 -22

2-й ученик:           Родной язык, святой язык.

                                  Отца и матери язык!

                                   Как ты прекрасен! Целый мир

                                    В твоем богатстве я постиг!

                                     Качая колыбель, тебя

                                      Мне в песне открывала мать.

                                      А сказки бабушки потом

                                        Я научился понимать.

                                         Родной язык, родной язык.

                                         С тобою смело шел я вдаль.

                                          Ты радость возвышал мою.

Ты просветлял мою печаль.

    Родной язык, с тобой вдвоем

    Я в первый раз молил творца:

«О, боже, мать мою прости,

Прости меня, прости отца.

 Слово жюри. Слайд №23

Ведущий: 3 раунд «Пословицы и поговорки». В нем будут состязаться капитаны. Капитаны, подойдите ко мне. Вам необходимо вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о дружбе. Каждый из вас по очереди  будет называть по одной поговорке или пословице. Выиграет тот капитан, кто последним назовет пословицу. Слайд №24

 Слово жюри. Слайд №25

Слайд № 26,27,28

Ведущий: Наша родина – Россия, но у каждого из нас есть и малая родина. Это то место, где мы родились и выросли . Для многих из нас –это город Владимир. Я предлагаю вам вместе со мною перенестись на  несколько  столетий назад, пройтись по древним улицам города, внимательно  вглядеться в вывески  на зданиях, на воротах домов, в витринах магазинов.

4 раунд »Историзмы и архаизмы».

 -Каким же ремеслом занимались в нашем городе несколько столетий назад? Чем торговали? А вывески вы увидите на экране. ( Отгадываем все вместе) Слайд №29

1) Скорняк (мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий)

2) Бондарь работает до 20 ч. (мастер по изготовлению бочек)

3)Шорник. Быстро и дешево! (Мастер по изготовлению уздечек, шор)

4)Обращайся к маклаку! Не прогадаешь! (торговец подержанными вещами)

5)Опытный бортник (человек, занимающийся добычей меда диких пчел.)

6)Заходите! Здесь продается щепетильный товар.

(мелкие предметы  личного обихода : нитки, иголки)

Вспомним строки из пушкинского «Евгения Онегина» Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный ( «связанный с торговлей галантереей, то есть мелкими предметами личного обихода»)

5-й ученик: К словам привыкаешь день ото дня,

                      А они первородного смысла полны.

                     У слова есть корни. И есть родня.

                     Оно не подкидыш под сирым кустом.

                     Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

                     У слова свой норов. Свое нутро.

                     И если ты в эту проникнешь суть-

                     Слово тебе сотворит добро.

 Слово жюри. Слайд №30

 ВЕДУЩИЙ:  Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Сколько в нем синонимов, антонимов, многозначных слов, яркой образной фразеологии! И чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, что вы сейчас легко справитесь со следующим заданием. 

5 раунд «Фразеология».

 - Задание выполняется самостоятельно на листочках.   Вам необходимо подобрать  фразеологизмы к  предложенным словосочетаниям.

( Слайд №  31. Дети раздают листочки)

1)Дальний родственник – (седьмая вода на киселе)

2)Еще молод и неопытен –(молоко на губах не обсохло)

3)Очень умный –(семи пядей во лбу)

4)Оказаться в глупом положении-(сесть в калошу)

5)Ничем не проймешь (как с гуся вода)

6)Все нипочем, ничто не страшно (море по колено)

7)Бесследно пропасть, исчезнуть (как в воду канул)

(Ответы. Слайд №32)

Ведущий:  А    знаете ли вы, что история фразеологических оборотов  раскрывает  многие интересные  и характерные  стороны русской  национальной культуры и быта. Слайд №33

1-й ученик: Мозги набекрень, т. е. кто-либо с причудами, со странностями.

Долгое время головной убор, надетый набекрень , вызывал насмешки: это было отклонение от правил ношения головных уборов. Поэтому человек, носивший шапку набекрень, казался не вполне здравомыслящим.  Вспомните, на иллюстрациях к русским народным сказкам Иванушка-дурачок всегда нарисован в шапке набекрень.

2-й ученик: А вот еще один фразеологический оборот. К ЧЕРТУ НА КУЛИЧКИ, У ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ, т. е. очень далеко, неведомо куда, неведомо где.

Кулички – измененное диалектное слово кулижки (от кулига) в значении »лесные полянки»; места, выжженные, вырубленные и приспособленные для возделывания эемли, а также островки на болоте». Кулижки находились, как правило, далеко от сел. Существовало поверье, что там обитает нечистая сила.  Кулички стали ассоциироваться с куличами и пасхами, что повлекло за собой изменение значения: отправляться к черту на кулички – ехать неизвестно куда и зачем.

3-й ученик:  Приложить руку ( к чему-либо), т. е. принять участие в чем-нибудь предосудительном. В прошлом, когда большая часть населения была неграмотной, в случае необходимости (заключения письменного договора) вместо подписи ставили на бумаге отпечаток своего пальца, предварительно смазанного красящим веществом (прилагали руку).

1-й ученик: Разводить бодягу, т. е. заниматься пустяками: балагурить, шутить, тянуть время. Бодяга – пресноводная губка, употребляемая как лечебное средство. Вероятно, разводя настой бодяги, болтали о пустяках, шутили, балагурили. 

   2-й ученик: Спать без задних ног, т. е. очень крепко (обычно в состоянии усталости). Сравнение со сном животных. После тяжелой работы лошадь ложится и спит, совершенно расслабив задние ноги. Если в это время попытаться поднять ее, она будет силиться встать на передние ноги, задние же некоторое время будут оставаться совершенно непослушными.

 Слово жюри. Слайд №34

Ведущий:  Разговорная речь постоянно вторгается в литературную  норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых  примерах.                

6 раунд «Культура речи». Слайд №35

-Вы должны найти речевые,  смысловые, грамматические ошибки и исправить их.

Внимание! Вопрос команде школы № 36

(Разыгрывается сценка. Почтальон приносит  конверт.)

Уважаемый абонемент!

Просим Вас срочно прийти на абонент и заплатить штраф за задержание книги «Мой друг – интернет».

-Какие вы обнаружили  ошибки в извещении?

( Ошибки: Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это.

Абонент – тот, кто пользуется  абонементом, или учреждение, имеющее абонемент.

Заплатить штраф – оплатить штраф

  Вопрос команде школы № 10    

(Сценка.)

- Постойте! Ребята, а вы знаете, что вход в театр по предъявлению билета?

-Конечно, знаем.

-Мальчики, а где в театре бельэтаж?

-Бельэтаж -  это самый нижний этаж.

- Девочки, а где  амфитеатр?

-Это яма под сценой, откуда  дублер подсказывает.

Ведущий: Какие  ошибки вы обнаружили в диалоге?

( Ответ: по предъявлению – по предъявлении

Бельэтаж  - первый ярус балконов

Партер – места в зрительном зале расположенные рядами параллельно сцене. А в театре 16 – 17 вв – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших сословий.

Амфитеатр – возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся уступами

Дублер – тот, кто дублирует кого-либо. Выполняет что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим.

Суфлер  работник театра, суфлирующий актерам.

Внимание! Вопрос команде школы №35            

( Сценка)

-Бабушка!  Налей  супа самого густейшего, дай побольше  макаронов, нарежь помидоров,  и не забудь положить, не забудь в черное крепкое кофе две ложки, нет  - три сахарного песку. Есть хочется!

Ведущий: Какие же ошибки вы обнаружили в речи мальчика?

 Ошибки. Супа.  Самого густого. Макарон. Черный крепкий кофе. Сахарного песка)                 

Ведущий: Ребята! А кто из  вас может объяснить, от чего зависит употребление различных  окончаний (а/я, у/ю ) в существительных мужского рода единственного числа родительного падежа? Как правильно: чашка чаю  или чашка чая, ложка песка или песку?

Ответ:

В прежние времена при выборе данной формы исходили из того, что формы на –у/ю вещественных существительных имели количественное значение, т. е. обозначали часть целого и потому считались предпочтительнее. В настоящее время формы на у/ю употребляются все реже и происходит выравнивание по основной модели, не связанной с определенным значением. Поэтому наряду  с формой чашка чаю вполне допустима  чашка чая. Причем в речи  формы на –а/я явно преобладают, если при существительном имеется определение: чашка крепкого чая. Формы на у/ю обычно сохраняются в словосочетании, где существительное зависит от глагола: поесть супу-

Слово жюри. Слайд №36

Ведущий: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь  можем. Ведь она  зеркало  души. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Слайд №37

1-й ученик: Все бывает в нашей жизни. Кто-то обзывается,  а кто- то обижается; иногда мы неудачно шутим, а то и сознательно употребляем не самые приятные слова. Что и говорить – слова и бранные, и неблагозвучные , а уж сколько двусмысленных! У каждого из них своя история, свои корни, свои причины появления. Вот некоторые из них.

2- й ученик: Балбес. В дореволюционной гимназии изучали греческий и латинский языки. Поэтому школа была одним из источников проникновения в русский греческих  и латинских слов, которые нередко потом приобретали иной смысл. Так, ученика, не выучившего урок и читающего с запинками, называли насмешливо «заикой». А по-латыни заика – балбус. Отсюда и обрусевшее балбес – «неуч», «невежда», «лентяй».

  3-й ученик: Болван. Не очень приятно рассказывать о подобных словах, но раз уж взялись….Это слово заимствовано из немецкого balken – «бревно». Некогда исчезнувшее русское «балы» тоже имело первоначальное значение «бревно», «колода», «болванка». Значение «статуя», «идол» появилось у слова в результате слияния с турецким  balvan – «столб с надписью», «статуя».

4-й ученик:  Черствое, грубое слово обижает, оскорбляет. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

 Ведущий:   Всех нас, собравшихся в этом зале, объединяет любовь к Родине, любовь к  русскому языку! Вот почему нам с вами, дорогие друзья, предстоит сделать все, чтобы сохранить русский язык, дружбы язык, и повторить вслед за Анной Ахматовой: »И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

Слово жюри.  Подведение итогов игры. Награждение победителей. Слайд №38

(Выходят дети)

 1-й ученик:  Если ты хочешь судьбу перестроить,

                         Если ты ищешь отрады родник,

        Если нуждаешься в твердой опоре,-

        Выучи русский язык!

2-й ученик: Он твой наставник великий, могучий,

                       Он переводчик, он проводник.

                       Если штурмуешь познание кручи-

                        Выучи русский язык!

3-й ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

                       Пушкинской лирики чистый родник

                        Блещут зеркальностью русского слова.

                        Выучи русский язык!  

4-й ученик: Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

                        Высокопарных слов не стоит опасаться.

                        Давайте говорить друг другу комплименты –

                         Ведь  это все любви счастливые моменты.

Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики! Мы всем Вам  от души желаем успехов в творчестве. Слайд №39

Список использованной литературы.

Даль В. И.Толковый словарь русского языка. Современная версия.// Москва,Эскимо,2006

Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь языка.//М..; Просвещение, 1980

Иванова В. А. Занимательно о русском языке//Ленинград, "Просвещение",1990

Макаров В. И., Матвеева Н. П. Словарь лексических трудностей художественной литературы.//Киев: Рад. Школа, 1989.

Ожегов С. И. Словарь русского языка// Москва, "Русский язык",1987

Пушкин А. С. Руслан и Людмила

Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно//Москва, Айрис Пресс,2008

Цыганенко Г. П.  Этимологический словарь русского языка// Рад. школа, 1989

Музыка

Глинка М. Марш Черномора, увертюра к опере "Руслан и Людмила"

Завадский И .карело-финская полька

Моцарт А. 15 соната g moll

Рахманинов С. Инструментальная пьеса "Скучаю"

Римский-Корсаков Н. Увертюра к опере "Садко"

Рыбников А. инструментальные пьесы из кинофильмов

Танцевальные  хиты №8

Фанфары "Детские - задорные"

Фанфары для начала и финала брейн-ринга

Шопен Ф. Ноктюрн 9,Весенний вальс

Живопись – иллюстрации картин, иллюстрации к книгам

Билибин И.

Васнецов В.

Головин А.

Кустодаев Б.

Пименов Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

План проведения недели русского языка «Великое русское слово», посвященной Году культуры в России

Приобщение  учащихся, педагогов к истории развития русского языка и осознанию его  как культурного феномена и языка русской нации....

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России

Отчёт по неделе русского языка "Великое русское слово", посвящённой Году культуры в России...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...