«Элементы общения. Деловое общение»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23_met_ruk_prep.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon 23_met_ruk_studentov.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Элементы общения, деловое общение».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

о понятии  делового общения;

об основных принципах делового общения и правилах ведения разговора;

о формах делового общения;

о коммуникативных качествах хорошей речи и средствах выразительности речи.

Сформировать умения и навыки:

применять полученные знания в практике общения.

Развивающая: 

развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать внимание, память, познавательные способности;

развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся.

Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная:

«Русский язык и культура речи»: учебник, высшее образование, под ред. проф. О.Я.Гойхмана, Коллектив авторов, 2005 г.; Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Русский язык. Стилистика и культура речи», «Махаон», Москва,  2005 г.

Дополнительная: 

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                               -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                     -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

Проверка исходного уровня знаний:  

Текущее тестирование.                                                                                   - 5 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.                                        

      1) Сообщение преподавателя                                                                  - 5 мин.    

      2) Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                                                 и последующее обсуждение основных положений                                               - 30 мин.

      3) Сообщение «Средства выразительности речи»                                      - 5 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                

Выполнение практических заданий                              

с последующей коллективной проверкой                                                            - 40 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                                 -  1 мин.

 V. Домашнее задание                                                                       -  1 мин.                                

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.





1





Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).


Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.


2

Мотивация к изучению новой темы.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности человека любой профессии, в том числе и медицинского работника.

Студенты записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.


1.



2.

3.













4.



5.


5



5

30













5



40

Проверка исходных знаний.

Текущее тестирование (Приложение 3).


Формирование новых знаний и представлений

1. Вступительное слово преподавателя (Приложение 1).

2. Самостоятельная работа теоретическим материалом

(Приложение 4) с последующим обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

какие разновидности общения вы знаете?

что такое «кодекс деловых отношений»?

каких правил должны придерживаться собеседники в процессе общения?

что такое деловое общение?

что такое деловая беседа и каковы её цели?

в чём заключается суть понятия «телефонный этикет»?

каковы основные правила ведения телефонного разговора?

3. Сообщение студента: «Средства выразительности речи».

(Приложение 2)

Формирование умений и навыков

Выполнение практических заданий № 1, 2

с последующей коллективной проверкой.

(Приложение 5).

Студенты выполняют задание, сдают на проверку.



Студенты конспектируют основные положения темы.

Фронтальная беседа.












Студенты в группах придумывают ситуацию и воссоздают её. Студенты, не принимающие участие в деловой беседе, внимательно следят за её ходом. По окончании – анализ беседы, выявление тактики собеседников, ошибок.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Студенты задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.


1

Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

2. Выполните задание № 3 (по выбору).______________________


Студенты записывают д/з

Приложение 1

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Мы продолжаем изучение жанров официально-делового стиля. Сегодня познакомимся с особенностями устной деловой речи, основными принципами и условиями реализации делового общения.

Общение (лат. «коммуникация» - сообщение, связь) – это специфическая форма взаимодействия людей. Общение не является изобретением человека, потребность в нём имеет биологическую природу. Всё живое, так или иначе, общается.

Например: ворон кувыркается в воздухе и издает особые звуки, находясь над местом, где есть пища; погибающая плотва, осетры, сомы издают звуки боли, являющиеся одновременно предупреждением другим особям о грозящей опасности. Биологи даже подсчитали количество «слов-понятий», которыми пользуются «братья наши меньшие» при взаимном общении. Например: лягушка использует 6 слов-понятий,  кошка – 20, свинья – 25, а лисица – 36.

Но у человека общение играет главенствующую роль, психологи её склонны приравнивать к потребности самосохранения. У маленьких детей отсутствие общения приводит к задержкам психического роста. Лишённые возможности общаться взрослые могут заболеть одной из разновидностей безумия, называемой «коммуникативным голодом». Особенно часто это случается с людьми в старости, когда близкие уходят, и человек остается один на один с самим собой. Общение может быть и избыточным. В больших городах это приводит к психологическим перегрузкам, появлению потребности в добровольном уединении, временном одиночестве.

Основные разновидности общения:

Бытовой разговор / беседа.

Интервью.

Деловая беседа.

Собеседование.        деловое общение

Переговоры.  

Деловое общение возникло так же давно, как и само человеческое сообщество. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Его отличительная черта: оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Важным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. В зависимости от того, насколько человек следует этим нормам, он может как облегчить себе общение, так и затруднить, или сделать его невозможным. На протяжении веков формировался кодекс деловых коммуникаций. И сегодня он признается всеми деловыми людьми разных стран, конечно, с учётом национальных особенностей.

Приложение 2

СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТА

Актуальность темы сообщения: чтобы красиво говорить, чтобы суметь убедить собеседника в принятии определенного решения, расположить его к себе, быть им правильно понятым, недостаточно знать о норме литературного языка и уметь говорить и писать без ошибок. Кроме правильности речи, существует ещё множество других коммуникативных качеств хорошей речи, без умения использовать которые речь не будет производить желаемого эффекта. Поэтому изучение коммуникативных качеств хорошей речи является необходимым для каждого образованного человека, в том числе и для будущих медицинских работников.

Коммуникативные качества хорошей речи:

Правильность (соблюдение норм РЛЯ).

Точность (глубокое и полное знание предмета речи и умение использовать возможности языковой системы при передаче этого знания в конкретном акте коммуникации).

Логичность (соблюдение логики рассуждения, изложения).

Уместность (правильный отбор стилевых средств языка; умение найти нужные слова, интонации в той или иной ситуации общения).

Чистота (отсутствие языковых средств, которые разрушают чистоту речи: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, варваризмы (иноязычные слова, используемые без надобности0).

Богатство (разнообразие).

Выразительность.

Таблица.

Классификация средств выразительности речи.

Вербальные                                                        Невербальные

Языковая система                        Фонационные                Кинесические

и образы                                

                                        

ГОЛОС                        Внешний облик

                                        (темп, тембр, звучность

                                        дыхание, высота)                     Жесты

                                        ДИКЦИЯ                              Поза

                                        (произношение и

                                        артикуляция)                             Манеры

Вербальное взаимодействие - это общение (передача смысловой информации) посредством языка (слова). Группа вербальных средств выразительности представлена возможностями языковой системы и образами.

Вербальное общение так же предполагает использование формул речевого этикета.

Речевой этикет – разработанные обществом правила речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения, помогающая установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку.

Пример: рассуждение героя романа А.Крона «Бессонница» о значении речевого этикета:

«Казалось бы, нет никакой практической необходимости в том, чтобы знакомые, а тем более незнакомые люди при встрече желали друг другу здоровья, никакого реального влияния на соматическое состояние организма такое пожелание имеет не может. Однако наше сознание четко регистрирует данные зрения (поклон лили небрежный кивок), слуха (о, тысячи оттеков!) и даже осязания – древнейший обряд рукопожатия приобрел в наше время новый, не менее важный смысл, и когда с вами перестали здороваться люди, которых вы раньше едва удостаивали кивком, это было для вас настоящим потрясением. Вы неистовствовали. Люди небезразличны к тому, кто, как и в какой последовательности их приветствуют, обращаются к ним с просьбой или приказывают, благодарят за услугу или воспринимают её как должное, просят прощения даже за невольный ущерб или довольствуются своей безнаказанностью. «здравствуйте!», «пожалуйста», «спасибо», «извините» - внедрение в обиход этих четырех слов я считаю важнее собирания макулатуры, и было бы совсем неплохо, если б коллективными усилиями физиологов и гуманитариев было создано нечто вреде кодекса бытовой социальной гигиены».

Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои. В настоящее время ведется работа по подготовке Словаря русского речевого этикета, основу которого должны составить слова и устойчивые выражения доброжелательного обхождения из произведений русской художественной литературы 19 – 20 веков.

Невербальные средства общения.

При разговоре человек невольно следит за поведением собеседника. Не  только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как слушающего, так и говорящего.

Некоторые ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают – их использование составляет 55 – 65%, а вербальных соответственно 15 – 35% на один речевой акт. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем.

Невербальные средства общения (их изучает кинесика):

выражение глаз;

жесты;

мимика;

поза;

движения тела.

Особое внимание эта наука уделяет мимике и жестикуляции.

Мимика – движение лицевых мышц, выражающее внутренне душевное состояние человека.

Жесты:

Отвлекающие – механические (они отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают её восприятию; вызваны часто волнением говорящего или свидетельствуют о его неуверенности в себе).

Помогающие:

ритмические – подчеркивают логическое ударение, паузы, замедление или ускорение интонации;

эмоциональные – волнение, радость, гнев, растерянность (пожимание плечами, удар по столу, разведение руками и т.д.);

указательные – ими говорящий выделяет предмет из ряда однородных, показывает место, подчеркивает порядок;

изобразительные – когда одних слов недостаточно (например, актеры театра в благодарность зрителям разводят  руки вверх, демонстрируя свою любовь);

символические – имеют значение в зависимости от ситуации (скрещивание рук – защита; руки за голову – превосходство; сабельная отмашка кистью правой руки - жест предельности и т.д.).

Немаловажное значение в общении играют фонационные средства выразительности.

в устной речи многих людей имеется немало недочетов, которые не осознаются говорящим:

недочеты дикции;

излишняя быстрота речи;

чрезмерная громкость голоса;

однообразие звучания (монотонность);

гнусавость;

резкость голоса;

оговорки.

В общении играет роль весь внешний облик говорящего. Для успешности коммуникации хорошее впечатление, производимое на собеседника, от жестов, взгляда, манер, позы, внешности. Лучшая черта во внешнем облике – корректность. Неотъемлемые качества – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.  

ГОУ СПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Элементы общения, деловое общение».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc - II

Семестр - 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМКБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2010 год



Предварительный просмотр:

Тема: «Элементы общения, деловое общение».

Актуальность: Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Умелое деловое общение во многом определяет успех деятельности человека любой профессии, в том числе и медицинского работника.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

- содержание понятия «деловое общение»;

- основные принципы делового общения и правила ведения разговора;

- характеристику основных форм делового общения;

- коммуникативные качества хорошей речи;

- классификацию средств выразительности речи.

Уметь:

  - использовать полученные знания в практике общения.

Продолжительность занятия: 90 минут

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся.

Литература:

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 91 - 97;

План занятия.

I.   Организационный момент                                                                                              - 3 мин.

II. Проверка исходных знаний                  

      Текущее тестирование                                                                                                    - 5 мин.

III. Сообщение преподавателя                                                                                        - 5 мин.

IY. Самостоятельная работа учащихся  

с теоретическим материалом                                                                                        

и последующее обсуждение основных положений                                                   - 30 мин.

Y. Сообщение студента «Средства выразительности речи»                                               - 5 мин.

YI. Выполнение практических заданий                                                                                

    с последующей коллективной проверкой                                                                    - 40 мин.

YII. Подведение итогов занятия. Домашнее задание                                                        - 2 мин.

Методические указания  для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.  

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для    теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка исходных знаний по теме.

Текущее тестирование (Приложение 3).

Выполните задание, сдайте на проверку преподавателю.

III. Вступительное слово преподавателя.

Прослушайте сообщение преподавателя.

III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 4).

Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения.

Вопросы для самоконтроля:

какие разновидности общения вы знаете?

что такое «кодекс деловых отношений»?

каких правил должны придерживаться собеседники в процессе общения?

что такое деловое общение?

что такое деловая беседа и каковы её цели?

в чём заключается суть понятия «телефонный этикет»?

каковы основные правила ведения телефонного разговора?

IY. Сообщение «Средства выразительности речи».

Прослушайте сообщение, запишите основные положения.

Y. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.

Откройте практическую часть (Приложение 5) и выполните один из вариантов задания № 1, 2

 Коллективная проверка.

YI. Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

2. Выполните задание № 3 (по выбору).

Приложение 3

ТЕКУЩИЙ ТЕСТ.

Что является целью официально-делового  стиля речи? Выберите правильный ответ:

передавать знания;

давать указания;

передавать чувства, эмоции;

убеждать людей.

Какая функция речи реализуется в официально-деловом стиле? Выберите правильный ответ:

общение;

сообщение-объяснение;

сообщение-инструктирование;

воздействие.

Какие типы речи могут  использоваться в официально-деловом стиле?

монолог;

диалог;

полилог.

Какие языковые средства из названных характерны для официально-делового  стиля речи? Выберите правильные ответы:

слова нейтральные, книжные;

слова в переносном значении;

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

стандартные выражения;

составные наименования;

канцеляризмы;

Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Документы личного характера;

Б. Документы служебного характера.

заявление;

протокол;

докладная записка;

резюме;

автобиография;

деловое письмо;

инструкция.

Что такое заявление? Выберите правильный ответ:

средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера;

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое протокол? Выберите правильный ответ.

средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера;

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое доверенность? Выберите правильный ответ.

средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера;

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое деловое письмо? Выберите правильный ответ.

средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера;

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое инструкция? Выберите правильный ответ.

средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера;

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое расписка? Выберите правильный ответ.

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

письменное подтверждение лица, получившего ценности;

копия необходимой части подлинного документа;

документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое выписка из протокола? Выберите правильных ответ.

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

письменное подтверждение лица, получившего ценности;

копия необходимой части подлинного документа;

документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Что такое характеристика? Выберите правильный ответ.

документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов;

письменное подтверждение лица, получившего ценности;

копия необходимой части подлинного документа;

документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

Приложение 4

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

1. Кодекс деловых отношений.

Основные принципы делового общения:

доминирующий фактор делового общения – интересы дела;

партнёрство – соблюдение принципа равенства (поступай по отношению к своему партнёру так, как хотел бы, чтобы он поступал с тобой);

учёт индивидуальности партнёра (изучай партнёра, чтобы использовать знание его индивидуальности в интересах дела);

использование только качественной информации (на лжи не построишь долговременных отношений);

достаточно полная информация, необходимая для дела (если информации меньше, чем требуется, то трудно будет найти оптимальный вариант решения проблемы; если больше, чем требуется, партнёр может получить преимущества и использовать их в свою пользу);

информация должна быть целенаправленной (нельзя отклоняться от темы общения, это экономит ваше время и время партнёра);

информация должна быть отчётливо подана партнёру и адекватно принята им, необходимо не только объяснить свою позицию, но и суметь выслушать партнёра;

принцип эффективного слушания (слышать – значит физически воспринимать звук; слушать – сосредоточиться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. «

Умение слушать – редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремятся перебить…» (Д.Гранин роман «Картина»). Это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих разногласий, залог успешного ведения переговоров, беседы;

регламентированность – подчинение установленным правилам и ограничениям (правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными традициями).

2. Деловая беседа

Беседа представляет собой метод получения информации на основе вербальной коммуникации и является одним из основных видов общения. Наиболее распространенной формой делового общения людей является деловая беседа.

Деловая беседа - это  одна из форм общения, представляющая акт прямой взаимной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемый посредством вербальных (словесных) и невербальных (мимика, жесты, манера поведения) средств.

По подсчётам специалистов на деловые беседы тратится до 27%  времени работающего человека.

Виды деловых бесед

Собеседование при приёме на работу.

Собеседование при увольнении с работы.

Проблемные беседы и дисциплинарные беседы.

Цели деловой беседы.

Основная цель – достижение договоренности, согласованности, решение определенных профессиональных задач.

Обмен информацией.

Взаимное общение работников из одной деловой сферы.

Поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей.

Структура деловой беседы (поэтапно):

1) подготовка к деловой беседе:

- постановка целей и задач беседы:

- составление плана беседы;

- выбираются средства;

- определение места и времени проведения беседы.

2) начало беседы: установление контакта с коммуникантом (формулы речевого этикета);

3) изложение своего видения проблемы, инициатор беседы должен быть кратким, обосновывать каждое высказывание аргументами, употреблять по возможности только однозначные слова и выражения (т.е. избегать двусмысленности в понимании).

4) диалог (поиск оптимального или компромиссного варианта), уточняющий позиции и формулирующий решение проблемы;

5) фиксация договоренности;

6) выход из контакта (формулы речевого этикета);

7) анализ результата общения, тактики общения.

В процессе речевого общения собеседники должны придерживаться определённых правил, соблюдение которых позволяет более успешно организовать речевое общение, повысить его эффективность.

Условия проведения деловой беседы.

1. Проявляй уважение, доброжелательность, корректность по отношению к собеседнику:

 не наноси обиду, оскорбление, не выражай пренебрежение;

 избегай прямых отрицательных оценок личности партнера по общению;

избегай «панибратства»;

2. Проявляй вежливость (избегай категоричности).

3. Проявляй скромность (в самооценках, не навязывай свою т.з.).

4. Подчеркивай внимание к партнеру (интересуйся реакцией собеседника, чаще обращайся к нему, поддерживай контакт).

5. Тема общения должна быть понятной, уместной, интересной.

6. Учитывай, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены (устное выступление без паузы может длиться от 45 сек. до 1,5 мин; используй короткие фразы, дай собеседнику отдохнуть и вновь сосредоточиться);

7. Используй лексику, характерную для официально-делового стиля речи (не используй стилистически сниженную лексику).

3. Телефонный разговор

В современном мире широко используются различные средства коммуникации, в том числе телефон. Телефонный разговор - это контактное по времени, но диктантное в пространстве и опосредованное специальными техническим средствами общение собеседников. Мы все используем эту форму общения ежедневно и очень часто нарушаем определённые правила ведения телефонного разговора.

Основные ошибки в проведении телефонного разговора:

1) неясная цель разговора;

2) импровизация в ведении беседы, отсутствие предварительной подготовки к разговору;

3) монолог вместо выслушивания с постановкой вопроса;

4) непродуманное время звонка;

5) нарушение правил «телефонного этикета» и т.д..

Успешное проведения телефонного разговора обеспечивается наличием коммуникативной и ролевой установки.

Коммуникативная установка – умение расположить собеседника к дальнейшим деловым контактам.

Ролевые установки: в деловом разговоре по телефону собеседники заранее продумывают свое поведение, выбирая удобный момент и манеру ведении разговора.

По принятому в деловом мире «телефонному этикету» каждый из говорящих независимо от хода и завершения разговора должен придерживаться определенного набора этикетно-речевых формул.

Если звоните вы:

уточните, попали ли Вы туда, куда хотели;

представьтесь и кратко изложите причину звонка;

если Вы звоните человеку, которого нет на месте, попросите передать, что Вы звонили. Скажите, когда и где Вас можно найти;

завершая разговор, постарайтесь в любом случае оставить о себе хорошее впечатление.

Если звонят Вам:

назовите вашу организацию. Если телефон в Вашем кабинете, назовите вашу должность;

если вам не представились и причину звонка не наз0вали, постарайтесь уточнить эти данные до начала разговора;

нельзя спрашивать у звонящего: «С кем я говорю?» или «Что Вам нужно?»;

отвечайте одинаково спокойно на все звонки, как бы утомительно это не было;

по этикету разговор завершает его инициатор.

Примеры формулировок:

начало разговора:

Вам звонят из фирмы…

Моя фамилия … Я хотел бы …

просьба, запрос информации, желание получить совет:

Вас беспокоит …

Могу я поговорить с …

Я хотел бы узнать …

интригующее обещание: выгода, прибыль, эффект, бесплатные услуги:

у нас для Вас интересное предложение …

хотим сделать Вам взаимовыгодное предложение …

у нас появилась возможность оказывать ряд услуг бесплатно …

завершение разговора:

нейтральное: до свидания ….  Всего доброго. Спасибо за информацию …. Будьте здоровы, всего хорошего.

с надеждой на будущие контакты:  думаю, мы нашли общий язык…. Рад был слышать. Надеюсь, мы продолжим разговор при встрече.

Приложение 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Невербальные средства общения.

А. Какие чувства выражают: 

поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы;

сведенные к переносице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ;

сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка?

Б. На какое чувство, состояние указывают следующие жесты?

Бить себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, сжать губы, надуть губы, указать на дверь.

В. В каждой паре участники встают друг против друга. Один из них – «зеркало». Другой перед «зеркалом» жестикулирует, а «зеркало» тут же жесты воспроизводит. Затем участники меняются ролями. Проверьте, угадают ли ваши собеседники, что вы имеете в виду, если жестом изобразите следующие предметы.

Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Ответ – зубная паста.

Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Г. Разыграйте ситуацию из профессиональной сферы, когда с помощью вербальных средств вы даете одну информацию, а с помощью невербальных – другую.

Задание 2. Ролевая игра. Опираясь на теорию, создайте модель деловой беседы в одной из приведённых ниже ситуациях.

Ситуация № 1

Беседа при приёме на работу.

Роли: начальник (1), человек, устраивающийся на работу (2).

Цель: 1) оценить деловые качества поступающего на работу, принять или отказать;

         2) показать свои лучшие личностные и профессиональные качества.

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

Теоретический блок: беседа о приеме на работу носит характер «приёмного» интервью.

Она сводится  к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них.

Форма вопросом может варьировать, но их содержание направлено на поучение информации, которую можно сгруппировать в следующие блоки:

что представляет собой человек, обратившийся с заявлением о приеме на работу;

почему он ищет работу;

каковы его сильные и слабые стороны;

каковы его взгляды на эффективное руководство;

что он считает наиболее весомыми своими достиженями;

на какую зарплату он рассчитывает.

Подчиненный должен уметь представить себя с лучшей стороны, декларировать свои профессиональные качества и  планы.  

Ситуация № 2

Беседа при увольнении с работы.

Роли: начальник (1), подчиненный (2).

Цель: 

добровольный уход ценного сотрудника.

Удержать ценного сотрудника (1). Мотивировать свой уход (2).

увольнение за дисциплинарные нарушения.

Мотивировать увольнение (1). Попытаться исправить ситуацию в свою пользу (2).

увольнение по сокращению штатов.

Аргументировать неизбежность увольнения (1). Убедиться в неизбежности увольнения (2).

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

Теоретический блок: Беседа при увольнении с работы имеет две разновидности:

1. Ситуация незапланированного, добровольного ухода сотрудника

 В ходе беседы следует выявить истинную причину увольнения, его мотивы. Служащие, которые покидают организацию по собственному желанию, как правило, искренни в своих замечаниях и пожеланиях и делятся информацией, которая может улучшить положение тех, кто остается.

2. Ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать.

        Процедура увольнения крайне трудна для всех, кто принимает в ней участие. Прощальных разговор никогда не назначается перед выходными днями или праздниками: его не следует проводить непосредственно на рабочем месте или в помещении, где работает большое количество народа; он не должен продолжаться более 20 мин. Если руководителю предстоит упрекать работника в нарушении дисциплины или говорить о других нарушениях, то он должен быть корректным в изложении фактов и не дать увольняемому оснований сомневаться я в справедливости высказанных упреков.

Если вопрос об увольнении не решён окончательно, подчиненный может в беседе (тактично) отметить свой вклад в общее дело и представить свои перспективные планы в дальнейшей деятельности.

Ситуация № 3

Проблемная или дисциплинарная беседа.

Роли: Начальник (1), подчиненный (2).

Цель: критическая оценка работы сотрудника, либо факты нарушения дисциплины (1). Объяснение своего поведения (2).

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

 

Теоретический блок: Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его работы, либо фактами нарушения дисциплины.

Существуют правила, позволяющие руководителю избежать беседы в форме «разноса» и провести её с конструктивными результатами. Для этого следует:

получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;

построить беседу, соблюдая очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника,  затем сообщение критического характера, в последнюю очередь похвально-поучительного характера;

быть конкретным и избегать неясностей;

критиковать выполнение задания, а не личность.

Подчиненный должен принять конструктивную критику, уметь аргументировать факты в свою защиту при необходимости.

Задание 3. Домашнее задание. Создайте модель деловой беседы в одной из приведённых ниже ситуациях.

Ситуация № 1

Телефонный разговор.

Роли: деловые потенциальные партнеры.

Цель: расположить собеседника к дальнейшим деловым контактам, получить, передать достоверную информацию, не тратя времени и средств.

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

Ситуация № 2

Деловая беседа («Я хочу увеличения заработной платы»).

Роли: начальник, подчиненный.

Цель: найти компромиссное решение по размеру заработной платы. 

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

Ситуация № 3

Деловая беседа (о переводе на работу в друге отделение).

Роли: главный врач больницы (1), медсестра (2).

Цель: мотивировать перевод на другое место работы (1); аргументировать нецелесообразность этого решения (2).

Задача: выстроить беседу, продумать вопросы обеим сторонам, разыграть ситуацию.

ГОУ СПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»

Утверждаю:                                                                                             Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР:                                                                             Протокол _______________ ___

                  Председатель ЦМК:

__________________                                                                              __________________________

О.И.Кондратович                                                                             Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема: «Элементы общения, деловое общение»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 преподаватель ГМКБ 

                                                                                                                 М.Г. Пятникова

г.Братск 2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

23.05.2020 МЖКХ2 основы делового общения Деловая переписка

изучить материал, выполнить задание...