Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»
элективный курс (обществознание , 10 класс) по теме

Орещенко Елена Александровна

 Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)

«Понятие и значение невербального общения»

Класс:10

Цели: объяснить и показать на примерах необходимость понимания особенностей невербального общения в деловом общении

Оборудование: мультимедиа-проектор, ПК

Новые понятия: невербальное общение, мимика, личная и социальная зоны, кинестетика, невербалика,  жестика, проксемика

План

1.                Что такое «невербальное общение», роль и история в жизни человечества.

2.                Науки, которые изучают невербальное общение.

3.                Упражнения на отработку навыков невербального общения

4.                Рефлексия

5.                Домашнее задание

 

Ход занятия.

1.                Невербальное общение (невербалика) - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позужесты, изменение мизансцены общения.

Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. После у человека появилось что-то вроде мычания. Зарождается интонация, тембр. Вербальное общение появилось значительно позже, дополнив собой уже существующие способы коммуникации. 

На сегодняшний день 60% человеческого общения составляет невербальная часть, то, есть то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. А 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. То есть, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Словами человеку управлять легче, чем своим телом, жестом и выражением лица, поэтому невербальная часть общения людей  чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку.

С другой стороны, это же подсказка для профессионалов: если вы овладеете своей невербаликой (а это вполне реально), то вы всегда будете выражать именно то, что вы хотите. По крайней мере, люди вас будут гораздо лучше понимать.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты в большинстве своем одинаковы. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Скорее всего, этот жест врожденный, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

 

 

2.                Невербальное общение – это объект для изучения сразу в нескольких областях науки. Так, кинестетика является наукой о прикосновениях во время общения. Жестика анализирует движения тела во время вербального общения. Пантомимика – исследует положение и движения тела человека во время классического общения – это и его поза, и повороты туловища, осанка, ритмика движений, походка и прочее. Такесика – наука о прикосновениях, которые несут направленный характер – это поглаживания, поцелуи, похлопывания и прочее. Проксемика – область психологии общения, посвященная исследованию положения человеческого тела в пространстве во время вербального и невербального общения. Именно специалисты в области проксемики открыли тот факт, что люди подпускают к себе других людей на столько близко пространственно во время разговора, на сколько это позволяет их подсознание. Так, самых близких и приятных для себя людей мы пускаем на территорию от нескольких сантиметров до половины метра от своей стройной фигуры. При таком близком контакте люди говорят негромко,  доверительно, испытывают учащенное сердцебиение, адреналиновый бум. На таком расстоянии люди часто взаимодействуют не только зрительно, но и тактильно. Если в интимную зону, не превышающую пятидесяти сантиметров вокруг человеческого тела, попадает кто-то чужой или неприятный, большинство из нас испытывает волнение и негативно воспринимает вторжение, особенно болезненным является неожиданное нарушение интимного пространства человека.

Личная зона начинается после полуметрового расстояния и подразумевает контакт с другими людьми на дистанции от пятидесяти до ста двадцати сантиметров. Взаимодействуют люди в этой, так называемой, личной зоне, на уровне взглядов, жестов и слов, это и есть способы невербального общения. Такой контакт располагает к дружеским беседам, обмену важной информацией, знакомству людей друг с другом. Социальная зона начинается на расстоянии ста двадцати-четырехсот сантиметров от тела человека. На такое расстояние от себя мы подпускаем многих людей, поэтому зона и называется социальной. На этом уровне можно взаимодействовать посредством речи, визуального контакта, жестов, мимики, пантомимики. На расстоянии, превышающем четыреста сантиметров, наиболее удобно общаться с людьми в больших и малых социальных группах.

 

3.                Упражнения на отработку навыков невербального общения можно разделить на две большие группы:

·                     Упражнения, направленные на развитие собственных жестов и мимики.

·                     Упражнения, направленные на понимание невербалики других, на формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретацию.

Упражнения на развитие мимики и жестов

1. Развитие мимики.

Упражнение выполняется перед зеркалом. Придумать жизненную ситуацию и изобразить её мимически. Ситуации не обязательно придумывать самостоятельно. Можно воспроизводить мимику актеров в сценах из фильма. Хорошо воспроизводятся герои диснеевски мультфильмов, поскольку их мимику прописывают достаточно выразительно.

2.Формирование походки.

Учитывая ведущие точки – импульсы женской или мужской походки, сформировать и продемонстрировать походку. Усложнение задания: продемонстрировать походку в конкретной ситуации.

Например, женщина на работе (энергичная походка от колена, смелая походка от точки «сметь»), женщина на свидании (кокетливая и сексуальная походка попой), женщина на отдыхе (открытая, легкая походка от солнечного сплетения).

Упражнение на отработку и переключение походки можно отрабатывать по дороге домой, на прогулке или в офисе.

Упражнения для фиксации и интерпретации невербалики

1. Фиксация невербалики в тексте.

Наиболее удобными для наблюдения являются следующие параметры невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Однако при их фиксации нередко происходит достраивание несуществующих параметров: фиксируя жест, появляется представление о типичной для данного жеста интонации, фиксируя интонацию, сама собой додумывается мимика и т.д. Поэтому важно научить себя фиксировать только то, что действительно демонстрируется.

Упражнение состоит в том, чтобы по отрывкам текста определять, какие параметры невербалики в тексте описаны.

Например: «Девочка упрашивала маму взять домой бездомного котенка. Глаза девочки выражали надежду». В этом предложении мы видим описание мимики: «выражало надежду». При этом здесь нет описания интонации. Неизвестно, как девочка упрашивала: плакала, кричала, хныкала, была у неё требовательная интонация или просящая.

Упражнение можно отрабатывать на любых текстах, содержащих описание невербалики.

2. Режим видеокамеры.

Упражнение состоит в том, чтобы описывать мимику и жесты окружающих в режиме нон-стоп, фиксируя только наблюдаемые признаки и не допуская интерпретаций.

Например, неправильный вариант выполнения: «У Васи грустное лицо, а Маша веселая». Правильный вариант выполнения: «Уголки Васиных губ, скорее, направлены вниз, подбородок, скорее, опущен, чем приподнят, глаза, скорее, прикрыты, плечи, скорее, опущены, Вася держит в правой руке тетрадь, левая рука опущена вдоль тела. В это время Маша…и т.д.».

В этом упражнении важны скорость и переключение - последовательное описание невербальных проявлений множества людей.

3. Описание и интерпретация видеофрагментов

Упражнение заключается в просмотре фильмов и видеороликов с выключенным звуком. Сначала описываются невербальные проявления актеров (преобладающая мимика, описание мимики по зонам, жесты и походка). После объективного описания высказываются предположения, какие чувства, эмоции, состояния испытывает герой видеофрагмента. Наконец, высказываются версии всего сюжета.

4. Игра «Мафия»    

Упражнение состоит в том, что в процессе игры участники могут аргументировать свои решения только констатацией невербальных признаков.

Рефлексия:

1.     Что такое невербальное общение?

2.     Какую роль играет невербальное общение в деловом общении?

Домашнее задание: учащимся даются отрывки из текстов. Задание: определить, какие параметры невербалики в тексте описаны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 13_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)

«Понятие и значение невербального общения»

Класс:10

Цели: объяснить и показать на примерах необходимость понимания особенностей невербального общения в деловом общении

Оборудование: мультимедиа-проектор, ПК

Новые понятия: невербальное общение, мимика, личная и социальная зоны, кинестетика, невербалика,  жестика, проксемика

План

  1. Что такое «невербальное общение», роль и история в жизни человечества.
  2. Науки, которые изучают невербальное общение.
  3. Упражнения на отработку навыков невербального общения
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Ход занятия.

  1. Невербальное общение (невербалика) - то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позужесты, изменение мизансцены общения.

Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. После у человека появилось что-то вроде мычания. Зарождается интонация, тембр. Вербальное общение появилось значительно позже, дополнив собой уже существующие способы коммуникации. 

На сегодняшний день 60% человеческого общения составляет невербальная часть, то, есть то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. А 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. То есть, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Словами человеку управлять легче, чем своим телом, жестом и выражением лица, поэтому невербальная часть общения людей  чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку.

С другой стороны, это же подсказка для профессионалов: если вы овладеете своей невербаликой (а это вполне реально), то вы всегда будете выражать именно то, что вы хотите. По крайней мере, люди вас будут гораздо лучше понимать.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты в большинстве своем одинаковы. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Скорее всего, этот жест врожденный, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

  1. Невербальное общение – это объект для изучения сразу в нескольких областях науки. Так, кинестетика является наукой о прикосновениях во время общения. Жестика анализирует движения тела во время вербального общения. Пантомимика – исследует положение и движения тела человека во время классического общения – это и его поза, и повороты туловища, осанка, ритмика движений, походка и прочее. Такесика – наука о прикосновениях, которые несут направленный характер – это поглаживания, поцелуи, похлопывания и прочее. Проксемика – область психологии общения, посвященная исследованию положения человеческого тела в пространстве во время вербального и невербального общения. Именно специалисты в области проксемики открыли тот факт, что люди подпускают к себе других людей на столько близко пространственно во время разговора, на сколько это позволяет их подсознание. Так, самых близких и приятных для себя людей мы пускаем на территорию от нескольких сантиметров до половины метра от своей стройной фигуры. При таком близком контакте люди говорят негромко,  доверительно, испытывают учащенное сердцебиение, адреналиновый бум. На таком расстоянии люди часто взаимодействуют не только зрительно, но и тактильно. Если в интимную зону, не превышающую пятидесяти сантиметров вокруг человеческого тела, попадает кто-то чужой или неприятный, большинство из нас испытывает волнение и негативно воспринимает вторжение, особенно болезненным является неожиданное нарушение интимного пространства человека.

Личная зона начинается после полуметрового расстояния и подразумевает контакт с другими людьми на дистанции от пятидесяти до ста двадцати сантиметров. Взаимодействуют люди в этой, так называемой, личной зоне, на уровне взглядов, жестов и слов, это и есть способы невербального общения. Такой контакт располагает к дружеским беседам, обмену важной информацией, знакомству людей друг с другом. Социальная зона начинается на расстоянии ста двадцати-четырехсот сантиметров от тела человека. На такое расстояние от себя мы подпускаем многих людей, поэтому зона и называется социальной. На этом уровне можно взаимодействовать посредством речи, визуального контакта, жестов, мимики, пантомимики. На расстоянии, превышающем четыреста сантиметров, наиболее удобно общаться с людьми в больших и малых социальных группах.

  1. Упражнения на отработку навыков невербального общения можно разделить на две большие группы:
  • Упражнения, направленные на развитие собственных жестов и мимики.
  • Упражнения, направленные на понимание невербалики других, на формирование навыка фиксации невербальных проявлений окружающих и их интерпретацию.

Упражнения на развитие мимики и жестов

1. Развитие мимики.

Упражнение выполняется перед зеркалом. Придумать жизненную ситуацию и изобразить её мимически. Ситуации не обязательно придумывать самостоятельно. Можно воспроизводить мимику актеров в сценах из фильма. Хорошо воспроизводятся герои диснеевски мультфильмов, поскольку их мимику прописывают достаточно выразительно.

2.Формирование походки.

Учитывая ведущие точки – импульсы женской или мужской походки, сформировать и продемонстрировать походку. Усложнение задания: продемонстрировать походку в конкретной ситуации.

Например, женщина на работе (энергичная походка от колена, смелая походка от точки «сметь»), женщина на свидании (кокетливая и сексуальная походка попой), женщина на отдыхе (открытая, легкая походка от солнечного сплетения).

Упражнение на отработку и переключение походки можно отрабатывать по дороге домой, на прогулке или в офисе.

Упражнения для фиксации и интерпретации невербалики

1. Фиксация невербалики в тексте.

Наиболее удобными для наблюдения являются следующие параметры невербалики: мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонации. Однако при их фиксации нередко происходит достраивание несуществующих параметров: фиксируя жест, появляется представление о типичной для данного жеста интонации, фиксируя интонацию, сама собой додумывается мимика и т.д. Поэтому важно научить себя фиксировать только то, что действительно демонстрируется.

Упражнение состоит в том, чтобы по отрывкам текста определять, какие параметры невербалики в тексте описаны.

Например: «Девочка упрашивала маму взять домой бездомного котенка. Глаза девочки выражали надежду». В этом предложении мы видим описание мимики: «выражало надежду». При этом здесь нет описания интонации. Неизвестно, как девочка упрашивала: плакала, кричала, хныкала, была у неё требовательная интонация или просящая.

Упражнение можно отрабатывать на любых текстах, содержащих описание невербалики.

2. Режим видеокамеры.

Упражнение состоит в том, чтобы описывать мимику и жесты окружающих в режиме нон-стоп, фиксируя только наблюдаемые признаки и не допуская интерпретаций.

Например, неправильный вариант выполнения: «У Васи грустное лицо, а Маша веселая». Правильный вариант выполнения: «Уголки Васиных губ, скорее, направлены вниз, подбородок, скорее, опущен, чем приподнят, глаза, скорее, прикрыты, плечи, скорее, опущены, Вася держит в правой руке тетрадь, левая рука опущена вдоль тела. В это время Маша…и т.д.».

В этом упражнении важны скорость и переключение - последовательное описание невербальных проявлений множества людей.

3. Описание и интерпретация видеофрагментов

Упражнение заключается в просмотре фильмов и видеороликов с выключенным звуком. Сначала описываются невербальные проявления актеров (преобладающая мимика, описание мимики по зонам, жесты и походка). После объективного описания высказываются предположения, какие чувства, эмоции, состояния испытывает герой видеофрагмента. Наконец, высказываются версии всего сюжета.

4. Игра «Мафия»        

Упражнение состоит в том, что в процессе игры участники могут аргументировать свои решения только констатацией невербальных признаков.

Рефлексия:

  1. Что такое невербальное общение?
  2. Какую роль играет невербальное общение в деловом общении?

Домашнее задание: учащимся даются отрывки из текстов. Задание: определить, какие параметры невербалики в тексте описаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...

Элективный курс «Особенности делового общения»урок на тему « Хотите получить должность – выглядите как должно»

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:1. Ознакомиться с понятием об имидже офиса.2. Ознакомиться с понятием об этике.3. Ознакомиться с понятием офисная одежда.Развивающ...

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»  составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...

Программа элективного курса "Основы делового общения"

Предложенный курс  предполагает углубление знаний учащихся о речевом общении, о тексте как продукте речевой деятельности....

Рабочая программа элективного курса "Основы делового общения. Делопроизводство"

Данная программа предназначена для учащихся старших классов. Учащиеся получают стартовые знания в области делопроизводства. Цель программы: подготовка старшеклассников к грамотному деловому общению....

Элективный курс "Основы делового общения".

Представлена программа элективного курса "Основы делового общения". Элективный курс знакомит учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений с основами делового общения и помогает приобрести на...

Программа элективного курса "Основы делового общения" (10 класс)

Программа элективного курса "Основы делового общения" для учащихся 10-х классов направлена на повышение уровня речевой культуры, освоение знаний о нормах речевого поведения в деловой форме о...