"Основные виды работы с текстом"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов. Памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19_met_ruk_prepodavatelya.doc53 КБ
Microsoft Office document icon 19_met_ruk_studentov.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Текст. Основные виды работы с текстом».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

об основных способах и приёмах работы с текстом;

о видах сокращения текста.

Сформировать умения и навыки:

продуктивной работы с текстом: составление плана, тезисов, аннотаций, рецензий, конспекта, реферата.

Развивающая: 

развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать внимание, память, познавательные способности;

развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: литература.

Оснащенность: методические разработки для преподавателя и учащихся.

Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная: Л.А.Введенская, А.М.Пономарева, «Русский язык для 9 – 11 классов», уч. пособие, «Феникс», 2002 г., журнал «Русский язык», № № 23, 24, 2006 г., «Современный русский язык»: учебник для студентов ВУЗов /под ред. П.А.Леканта , М., 2001 г.; Введенская М.В., «Культура и искусство речи», М., 1999 г., «Стилистика русского языка»: конспекты лекций/ под ред. Е.А.Столярова, М., 2004 г., «Технология выполнения курсовых и дипломных работ», Метод.рек., сост. В.Т.Хохрина, Иркутск, 2003 г.

Дополнительная: 

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г; Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.; Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                       -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                   -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

Проверка исходного уровня знаний:  

Текущее тестирование.                                                                - 10 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.

      1) Сообщение преподавателя                                                        - 15 мин.    

      2) Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                     - 25 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                

Выполнение практических заданий                              

с последующей коллективной проверкой                                                 - 35 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                            -  1 мин.

 V. Домашнее задание                                                                        -  1 мин.                                

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.





1





Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).


Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.


2

Мотивация к изучению новой темы.

В век научного прогресса и всё увеличивающегося потока информации специалисту любого профиля нужно владеть эффективными приемами переработки текста. Чтобы этот труд был наиболее успешным и продуктивным, необходимо владеть разнообразными видами и способами обработки текстовой информации.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.



1.



2.

3.




4.



10



15

25




35

Проверка исходных знаний.


Текущее тестирование (Приложение 1).


Формирование новых знаний и представлений

1. Сообщение преподавателя.

2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом

(Приложение 2, 4).


Формирование умений и навыков

Выполнение практического задания № 1 с последующей коллективной проверкой.

(Приложение 3).


Учащиеся выполняют задания текста, сдают на проверку.


Учащиеся записы-вают основные по-ложения темы.



Учащиеся в  группах и индивидуально выполняют практическое задания.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.


1

Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр 373 - 380. Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.

2. Выполните задание № 2 (Приложение 3).


Учащиеся записывают д/з

ЭТАЛОН к текущему тесту (занятие 19)

А – 3

Б – 1

В – 2

Г – 7

Д – 4

Е – 5

Ж – 6

     2.     А – 3

          Б – 2

          В – 1

1) присоединение

2) цепная

3) параллельная.

Государственное учреждение медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                    Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР:                                                                   Протокол №_________________

                                                                                                         Председатель ЦМК:

__________________                                                                    ______________________

О.И. Кондратович                                                          Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Текст. Основные виды работы с текстом».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc - II

Семестр - 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМУБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год



Предварительный просмотр:

Тема: «Текст. Основные виды работы с текстом».

Актуальность: В век научного прогресса и всё увеличивающегося потока информации специалисту любого профиля нужно владеть эффективными приемами переработки текста. Чтобы этот труд был наиболее успешным и продуктивным, необходимо владеть разнообразными видами и способами обработки текстовой информации.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

способы сокращения текста;

виды сокращенного текста (план, тезисы, выписки, аннотация, рецензия, конспект, реферат).

Уметь:

продуктивно работать с текстом: освоить все виды работ с текстом, способы сокращения текста;

-     составлять разные виды сокращенного текста.

Продолжительность занятия: 90 минут

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: литература.

Оснащенность: методические разработки для преподавателя и учащихся

Литература:

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр.373 - 380;

Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г..

Дополнительная:

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г.

План занятия.

I.   Организационный момент                                                                                             - 3 мин.

II. Проверка исходных знаний                  

     Текущее тестирование                                                                                         - 10 мин.

III. Сообщение преподавателя                                                                              - 15 мин.

IY. Самостоятельная работа учащихся  

с теоретическим материалом                                                                               - 25 мин.

Y Выполнение практических заданий                                                                                

    с последующей коллективной проверкой                                                                 - 35 мин.

YI. Подведение итогов занятия. Домашнее задание                                                  - 2 мин.

Методические указания  для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.  

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для    теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка исходных знаний по теме.

Текущее тестирование.

Выполните задания теста (Приложение 1) и сдайте на проверку преподавателю.

III. Сообщение преподавателя.

Прослушайте сообщение преподавателя.

III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 2).

Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения. Ознакомьтесь с памятками (Приложение 4).

IY. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.

Откройте практическую часть (Приложение 3) и выполните задание № 1.

Коллективная проверка.

Y. Домашнее задание:

Выучите материал лекции.

Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

Выполните задание № 2 (письменно).

Приложение 1

ТЕКУЩИЙ ТЕСТ

Выберите определение каждому из предложенных понятий. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры.

А.  Тема текста – это …

Б.  Содержание текста – это …

В.  Идея текста – это …

Г.  Абзац – это …

Д.  Композиция – это …

Е. Текст – это …

Ж. Микротема - …

        1)  заключенная  в тексте, выраженная в словесной форме, информация;

        2)  то, к чему призывает нас автор, чему учит, ради чего написал этот текст;

         3) то, о чем говорится в данном тексте;

        4) построение текста;

        5) два и более предложений, связанных в единое целое по смыслу и грамматически;

        6) наименьшая составная часть общей темы;

        7) группа предложений, объединенная одной микротемой, состоящая и из абзацного зачина и комментирующей части.

 Выберите определение каждому из функционально-смысловых типов речи. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры.

А.  Текст-описание – это …

Б.  Текст-рассуждение – это …

В.  Текст-повествование – это …

        1)  рассказ о событиях; передаёт последовательность различных явлений, действий;

        2)  словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли;

         3) словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков;

3. Назовите виды связи предложений в тексте (одним словом), основываясь на определении.

        1. Связь между предложениями осуществляется только по смыслу, без какой-либо грамматической связи; все предложения присоединяются друг к другу без союзов.

        2. Предложения связаны между собой по смыслу  и грамматически последовательно, при помощи повторяющихся слов, местоимений и синонимов;

        3. Все предложения, начиная со второго, по смыслу и грамматически связаны с первым, конкретизируя и раскрывая его смысл.

Приложение 2.

Блок информации

Виды работы с текстом. Сокращение текста

К основным видам  работы с текстом относят:

чтение;

пересказ прочитанного;

ответы на вопросы к тексту;

записи прочитанного.

Чтение текста во многом определяет успех будущей работы:

мы получаем и расширяем свои знания, связанные с предметом речи;

критически осмысливаем материал;

выясняем основные проблемы, возникающие при освещении данной темы;

при чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли (!).

Для этого необходимо думать над прочитанным, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, а затем представлять.

Умение пересказать текст, передать его содержание словами – это верный признак понимания прочитанного. Это своеобразная тренировка для говорящего или пишущего: совершенствуется и обогащается речь.

Д.И. Менделеев говорил: «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад». При подготовке к лекции, докладу, сообщению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дает возможность и автору избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает его речь более уверенной, убедительной, яркой.

В работе с текстом используют разные формы записей – видов переработки, сокращения текстов:

краткая аннотация;

сокращенные записи;

составление тезисов;

выписки;

конспект;

план;

реферат.

Сокращать текст можно разными способами:

исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана);

сократить пересказ, изложение каждой части;

заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

составьте подробный план и наметьте пункты, которые можно сократить;

в каждой части выделите главное, которое необходимо оставить;

сделайте более короткими предложения.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова. 

Виды сокращенного текста

План это перечень вопросов (ключевых моментов), которые рассматриваются в данном тексте. Он раскрывает авторскую логику и структуру первоисточника.

По структуре и полноте раскрытия содержания планы могут быть простыми и сложными.

Простой план  краток, состоит из пунктов.

Сложный (развернутый) план более полно раскрывает содержание текста, т.к. не только представляет собой перечень вопросов (пункты), которые излагаются в тексте, но и раскрывает их содержание (подпункты).

Требования к плану:

План должен быть:

логически выдержанным;

последовательным;

с естественным переходом от одного пункта к другому;

Формулировки плана должны быть:

предельно четкими и ясными;

однотипными по способу оформления (вопросный или назывной);

давать чёткое представление о том или ином смысловом блоке;

Так же план может использоваться в роли предварительной работы при составлении какого-либо текста. В этом случае первоначально собирается фактический материал из различных источников, а затем составляется план будущей устной или письменной речи.

При написании этого плана необходимо:

выделить вопросы выбранной темы;

определить, в какой последовательности они будут изложены;

сделать анализ: определить, какие разделы оказались перегружены фактическим материалом, какие, напротив, не достаточно раскрыты; какие вопросы следует опустить как наименее существенные для раскрытия данной темы, а какие включить и т.д.

План в этом случае дает возможность устранить недостатки в построении речи, ее структуре. Выступления, составленные без помощи плана, имеют существенные композиционные недостатки.

Наиболее типичная структура сложного плана:

Введение (цель исследования, обзор литературы, постановка проблем, которые будут рассматриваться в основной части).

а) …….

б) …….

II.  Основная часть (теоретический материал, анализ фактов, сопоставление явлений, аргументация основных положений).

                  1. а) ……

                             б) ……

                         в) ……

2. а) ……

                              б) ……

Заключение (формулируются результаты исследования, выводы о практической ценности данной работы).

Аннотация (лат. «замечание») краткая характеристика книги (статьи), излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов), иногда дающая их оценку.

Это текст из 3 – 4-х предложений, иногда и меньше, независимо объёма основного текста. Это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Рецензия (лат. «рассмотрение, обследование») – это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма и т.д.

Оценка текста это выражение отношения читателя к тому, что и как написано; выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором; о чем, по Вашему мнению, написано хорошо, а о чем – не очень хорошо или совсем плохо; что в тексте лишнее, а чего не хватает. Оценку текста называют отзывом или рецензией. 

Тезисы – это последовательно и кратко изложенные основные положения (идеи, выводы и обобщения) текста в форме утверждений.

Запись можно оформить и в собственной формулировке, и в форме цитат.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, необходимо найти главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Выписки – это небольшой отрывок из какого-либо печатного текста, переданный дословно (цитата) или своими  словами.

Цитата – это точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста.

При выписывании важно правильно усвоить мысль автора, чтобы безошибочно записать фактический материал своими словами, указывая (лучше в скобках) название  произведения,  главу,  часть,  параграф,  страницу.  

Необходимость в выписках возникает  в  тех  случаях, когда интересующему  нас  вопросу  посвящено  не  всё  произведение  или  статья, а  лишь  какая-то часть,  отдельные  фрагменты или  когда  мы  знакомимся  с  несколькими  текстами   по  данному  вопросу. Выписки  из  текстов  применяются  при  работе  с  любой  книгой,  статьей  для  подготовки  доклада, реферата.                

Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста; особый вид текста, который создаётся  в  результате систематизации и обобщения  первоисточника.

 Конспект ближе к полному, исходному  тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Конспект  включает в себя все названные выше формы записи текста.

Конспектирование – средство глубокого и тщательного анализа литературного источника; выделение наиболее существенных моментов содержания текста.

По полноте изложения основного содержания конспекты делятся:

краткий /сжатый/;

подробный /развернутый/;

смешанный.

Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (параграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее части), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме - тематический конспект.

Одним из наиболее важных, серьезных и объемных видов работы с текстом является написание реферата.

Реферат краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и др. источников

Реферат (научный доклад) имеет научно-информационное назначение.

Написание реферата требует от пишущего достаточной эрудиции, умения работать самостоятельно и творчески, правильно усваивать мысли автор и лаконично отражать основное содержание книги или статьи.

Основные структурные компоненты реферата:

Введение – освещаются вопросы, содержащие все необходимые компоненты исследовательской работы:

актуальность темы;

практическая значимость темы;

краткая характеристика состояния проблемы на основе анализа литературы.

Теоретический обзор – это обобщение всего материала по данной теме, собранного из разных источников с целью выделения ведущих положений, идей, направлений. При этом обязательна собственная оценка анализируемого материала.

Заключение – указывается практическая и теоретическая значимость выводов, возможности внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы работы над темой. 

Список использованной литературы.

Кроме того существуют еще более фундаментальные виды обработки текстовой информации: курсовая, дипломная работы, диссертации кандидатов или докторов наук.

Приложение 3.

практическая часть.

Задание 1: Прочитайте. Проработайте данный текст, составив варианты его записи в форме:

плана

тезисов

конспекта.

 Подготовьте устное выступление на эту тему.

1. Светоч мировой науки.

и языкознания и многих других научных дисциплин предвосхитили достижения науки и техники в последующие столетия. Своими открытиями он подчас на десятилетия опережал западных ученых.

        Называя Ломоносова «нашими первым университетом», А.С.Пушкин писал о нём как о величайшем уме новейшего времени, как о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот и давшем им новое направление.

        Ломоносов с гениальной прозорливостью и смелостью сформулировал принцип сохранения вещества и движения как универсальных закон природы.

        В период, когда только закладывались экспериментальные основы теплофизики, он с удивительной последовательностью дал истолкование теплоты как формы механического движения частиц материи. Впоследствии развитие научных представлений о природе теплоты пошло по пути, намеченному великим ученым, а спустя сто лет кинетическая концепция теплоты получила всеобщее признание.

        Теоретические воззрения Ломоносова, относящиеся к науке о Земле, созвучны современным. В частности, это относится к его идее об эволюционном развитии планеты Земля.

         К числу важнейших его трудов принадлежат также исследования явлений атмосферного электричества, природы северного сияния и другие.

        На протяжении многих лет Ломоносов занимался астрономией, и задолго до появления современной науки астрофизики он сделал поистине выдающееся открытие: наблюдая прохождение Венеры перед диском Солнца в 1761 году, он пришел к выводу о существовании атмосферы у этой планеты. В наши дни, когда учение открыли пути экспериментального изучения космического пространства, осуществили запуск искусственных спутников Земли и космических ракет, подготовил полёты человека в космос, особенно актуальным становится изучение физических свойств ближайших планет.

        Научные интересы Ломоносова не исчерпываются исследованиями в области естественных наук. Основополагающее значение имеют и его работы по русскому языку и теории литературы. Созданная им «Российская грамматика» – первое научное описание грамматического строя русского языка, первое нормативное пособие, предусматривающее употребление того или иного слова, той или иной грамматической конструкции. Он первый выявил огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу».

        Ломоносов стал также реформатором русского стиха и знаменитым поэтом. «Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву принадлежит этому великому человеку», - писал о нем В.Г.Белинский.

        Ломоносов был выдающимся государственным деятелем, неутомимым борцом за процветание своей родины. Огромную роль сыграл он в организации науки и просвещения в России: он был  создателем первого в стране университета, носящего теперь его имя.

2. СПИД.

        Первые официальные сведения о СПИДе появились в 1981 году        в США, когда были выявлены случаи неизвестного смертельного заболевания среди молодых мужчин. Они все были гомосексуалистами, но позднее выявилось, что этим заболеванием страдают наркоманы и даже дети. В 1983 году был выделен вирус иммунодефицита человека (вирус ВИЧ – инфекции) двумя независимыми исследователями в США и во Франции. Среди ученых и по сей день нет единого мнения происхождения этого вируса. Считают, что первоначально резервуаром от обезьяны к человеку, которое происходит при ритуальных обрядах среди населения Африки, произошла мутация, и он стал человеческим. Затем, в связи с миграцией и ростом таких явлений, как проституция, наркомания, экспорт дешевой крови из Африки в цивилизованные страны Европы, произошло быстрое распространение СПИДа во всем мире.

        Так что же такое ВИЧ-инфекция? Это заражение вирусом иммунодефицита человека. А что такое СПИД? Это последняя стадия ВИЧ-инфекции (синдром приобретенного иммунодефицита) со смертельным исходом. ВИЧ – на сегодняшний день заболевание неизлечимое. ВИЧ поражает в основном молодых людей детородного и трудоспособного возраста и создает угрозу существования нации, государства и человечества в целом. Статистика показывает, что в 2000 году умерло от СПИДа 3 миллиона человек. К 2000 году уже было зарегистрировано 175 270 человек. В городе Братск на конец марта 2002 года зарегистрировано 490 человек. Но это только те, кто был обследован, а сколько не обследованных? Вирус иммунодефицита поражает именно те клетки организма, которые борются с любой инфекцией, а также клетки нервной системы и кишечника. Источник инфекции – больной СПИДом и ВИЧ – инфицированный. Вирус находится в крови, спинномозговой жидкости, сперме, грудном молоке, слезной жидкости. Передача возбудителя происходит несколькими путями:

Наркотический – при введении наркотиков «кустарного» производства и при использовании нестерильных шприцев и игл. Это 100%-й путь заражения.

Половой путь – когда виру вместе с секретом половых желез больного человека попадает в кровь здорового партнера через микротравмы на слизистой половых органов. В 200 году половым путем заразилось 3% человек, а 2001 году уже 17%.

Через инфицированный медицинский инструментарий. Несколько сот детей были заражены при нарушении режима обработки медицинских инструментов в период, когда ещё применялись многоразовые шприцы.

При переливании крови и её препаратов от ВИЧ–инфицированных доноров.

Вертикальный путь передачи, от инфицированной матери плоду.

Нельзя забывать и от таких путях заражения, как при нанесении татуировок и прокалывание шлей, (поэтому нужно пользоваться услугами квалифицированных специалистов, пользующихся одноразовыми иглами), при пользовании маникюрными инструментами, пользовании общей зубной щеткой или бритвой. Длительные наблюдения ученых показали, что через воздух, воду, продукты питания, в общественном транспорте, при рукопожатии вирус СПИДа не передается. Кровососущие насекомые не являют переносчиками возбудителя СПИДа.

        ВИЧ-инфекция, как любое инфекционное заболевание, имеет стадии своего развития. Спустя 1,5 – 3  месяца после заражения у человека начинается острая фаза болезни, которая проявляется повышением температуры, сыпью на коже, болями в горле, увеличением лимфоузлов. Но эти симптомы могут быть и при любом другом заболевании, держатся они не долго и спустя 2 – 3 недели проходят даже без лечения. Затем наступает вторая стадия (скрытый период), который продолжается длительное время. Если заразился здоровый молодой человек, то этот период может продолжаться 5 – 6 лет и даже до 10 лет. У детей и людей пожилого возраста он короче – 1,5 – 3 года В этот период человек считает себя практически здоровым, ведет обычный образ жизни. Именно в этот период он наиболее опасен, так как является потенциальным источником заражения окружающих его лиц. В это время происходит размножение вируса в его организме, которое вызывает поражение иммунной системы. Иммунная защита становится очень слабой и развивается третья стадия болезни. Увеличиваются лимфоузлы, появляются ночные поты, общая слабость, снижение работоспособности, может быть понос, который длительно держится и не поддается лечению, больной сильно худеет. Этот период переходит в четвертую стадию болезни, когда у больного на фоне резкого поражения иммунной системы развиваются различные инфекционные заболевания и опухоли. От этих заболеваний больной и погибает.

        Для лечения ВИЧ-инфекции предложено много лекарственных препаратов, но не один из них не вылечивает, они смягчают только течение болезни и позволяют продлить жизнь больного. Средняя продолжительность жизни от момента заражения при СПИДе составляет 5 – 8 – 13 лет.

В нашем обществе сформировался отрицательный образ ВИЧ-инфицированного человека, к сожалению не все еще поняли, что СПИД – это болезнь, а не преступление.

СПИД нельзя вылечить, но его можно предотвратить. Это, прежде всего:

отказ от наркотиков;

отказ от вступления в случайные половые связи;

использование презервативов.

При правильном пользовании презервативом риск заражения снижается, но не дает 100% гарантии.

СПИД – глобальная проблема всего общества, порожденная, прежде всего наркоманией и недостаточным нравственным воспитанием.

Будьте разумны и ответственны, берегите свое здоровье и здоровье тех, кого вы любите!

Задание 2. Возьмите любую книгу, просмотрите её, обратив внимание на разделы, части, параграфы. Постарайтесь составить сложный план, а затем сверьте вашу запись с оглавлением книги. Сравните, отметьте, что упустили, на что не обратили внимание.

Приложение 4.

ПАМЯТКИ

Как составить простой план?

        1.Дайте полное и точное библиографическое описание первоисточника.

        2. Внимательно прочитайте материал.

        3. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.

Записывая план, выделяйте пункты, используя цифровые или буквенные обозначения.

Как составить сложный план?

        1. Дайте полное и точное библиографическое описание первоисточника.

        2. Внимательно прочитайте материал.

        3. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их /это пункты плана/.

        4. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте их /это подпункты плана/.

        5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты, полностью ли отражено в них содержание изучаемого источника.

        6. Записывая план, выделяйте пункты и подпункты, используя цифровые или буквенные обозначения.

Как составить тезисы?

        1. Дайте полное библиографическое описание первоисточника.

        2. Составьте план статьи или книги, включив в него вопросы, на которые нужно дать краткие и точные ответы.

        3. Из всех положений, аргументов, доказательств, относящихся к какому-либо вопросу, составляется одно суждение в утвердительной форме.

        4. Записывая тезисы, пронумеруйте их или обозначьте буквами алфавита.

Как составить конспект?

1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развёрнутый план.

2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание  этого текста будет понято правильно, и главное в нем не исчезнет.  

3. Запишите сокращённый план, некоторые его части объедините.

4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями замените, по  возможности, простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты - однородными членами.

Как составить тематический конспект?

1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно и на современном уровне.

2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана.

3. Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана.

4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников.

5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему.

6. Внимательно прочитайте составленный вами конспект и отредактируйте его (хорошо ли воспринимается смысловая, логическая связь между отдельными положениями, элементами содержания).

7. Прежде чем переписывать конспект начисто, исправьте все недочёты.

Как написать реферат?

Порядок работы.

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить его план.

3. при чтении литературы выделить основные идеи и положения, доказательства, выводы, чтобы потом сосредоточить на них внимание.

4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассмотренных источников.

5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.

6. Оформите реферат.

Структура реферата.

1. Титульный лист.

2. план (с указанием страниц) или оглавление.

3. Обоснование выбора темы.

4. Теоретические основы выбранной темы.

5. Изложение основного вопроса.

6. Вывод и обобщение.

7. Практическое значение реферата.

8. Список использованной литературы.

9. Приложение (документы, иллюстрации, таблицы, схемы).

Аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

        а) обоснование выбора темы и актуальная связь с настоящим, значимость в будущем;

        б) новые, современные подходы к решению проблемы;

        в) наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

        г) противоположность опытных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте;

        д) личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

        а) суть проблемы или изложение объективных сведений по теме реферата;

        б) критический обзор источников;

        в) собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

        а) основные выводы;

        б) результаты проделанной работы и значимость её для автора;

        в) перспективы продолжения работы над темой.

IY. Общие требования.

        Объём реферата: 10 – 20 печатных листов.

        Литература: не менее 3-х источников.

Оформление титульного листа:

Государственное медицинское училище г. Братска

(тема реферата)

Работа выполнена

студентом(кой) гр.С–202

Ф.И.О. в творительном падеже

Руководитель:

Ф.И.О.

дожность, звание.

Государственное медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                             Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР:                                                                             Протокол _______________ ___

                  Председатель ЦМК:

__________________                                                                              __________________________

О.И.Кондратович                                                                                                       Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема: «Текст. Основные виды работы с текстом»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 преподаватель ГМУБ 

                                                                                                                 М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Виды работ с текстом" (подготовка к ГИА 9 класса)

обобщение изученного материала по теме «Виды работы с текстом» и  закрепление данного навыка на практике; развитие творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, излагать свою точку зрен...

Урок – «версия» Тема: «Виды работы с текстом»

Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой...

Виды работы с текстом

В данном методическом материале представлены виды работы, направленные на развитие связной речи на примере учебных текстов....

Виды работы с текстом

Данные методические материалы помогут разнообразить работу обучающихся с различными видами учебных текстов....

Презентация "Виды работы с текстом учебника географии"

Учебник- книга, в которой изложены основы научных знаний по предмету в соответствии с программой , предназначенная для реализации целей обучения.•Функции учебника:•1)трансформационна...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Основные принципы работы с текстом"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе« Основные принципы работы с текстом » Создана на основе  образовательной программы    основного  общего...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Мария Геннадьевна, спасибо за помощь в разработке практического занятия.

Пятникова Марина Геннадьевна

Большое спасибо за комментарий.