Презентация "Виды работы с текстом учебника географии"
учебно-методический материал по географии по теме

 

 

 

Учебник- книга, в которой изложены основы научных знаний по предмету в соответствии с программой , предназначенная для реализации целей обучения.

•Функции учебника:

•1)трансформационная(преобразование научных сведений в учебный материал;

•2)Информационная (отражение содержания учебной дисциплины и видов деятельности).

•3)Обучающая (формирование приёмов самостоятельной работы).

•4)Систематизирующая (Обеспечение строгой последовательности в изучении материала)

•5)Закрепление и самоконтроль (помощь в усвоении учебного материала)

•6)Координирующая (регулирование средств обучения).

•7)Развивающая и воспитывающая (освобождение школьников от полной зависимости от учителя)

Виды работы с учебником                                  

•Работа с текстом;

•Работа с системой вопросов и ответов;

•Работа с текстовыми картами;

•Работа с справочными материалами;

•Работа с приложением;

•Работа с диаграммами , графиками, таблицами;

•Работа с иллюстрациями;

•Работа с планом характеристики в конце учебника .

 

Ни один учебник ,любого другого предмета , преподаваемого в школе не имеет столько возможностей применения различных видов деятельности учащихся , как учебник географии.  Душина И.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty_s_tekstom.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды работы с текстом учебника на разных ступенях обучения

Слайд 2

Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой-великая, благодарная и самая необходимая задача Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 3

Учебник- книга, в которой изложены основы научных знаний по предмету в соответствии с программой , предназначенная для реализации целей обучения.

Слайд 4

Функции учебника : 1)трансформационная(преобразование научных сведений в учебный материал; 2)Информационная (отражение содержания учебной дисциплины и видов деятельности ). 3)Обучающая (формирование приёмов самостоятельной работы). 4)Систематизирующая (Обеспечение строгой последовательности в изучении материала) 5)Закрепление и самоконтроль (помощь в усвоении учебного материала) 6)Координирующая (регулирование средств о бучения). 7)Развивающая и воспитывающая (освобождение школьников от полной зависимости от учителя)

Слайд 5

Существуют разные точки зрения на «разделения труда» между учебником и учителем. Учебник необходим , чтобы помогать закреплять в памяти учащихся знания и перерабатывать информацию, данную учителем. Учебник должен учить детей сам без помощи учителя Учитель и учебник взаимно дополняют друг друга и оба они необходимы ученику

Слайд 6

Виды работы с учебником Работа с текстом; Работа с системой вопросов и ответов; Работа с текстовыми картами; Работа с справочными материалами; Работа с приложением; Работа с диаграммами , графиками, таблицами; Работа с иллюстрациями; Работа с планом характеристики в конце учебника . Ни один учебник ,любого другого предмета , преподаваемого в школе не имеет столько возможностей применения различных видов деятельности учащихся , как учебник географии Душина И.В.

Слайд 7

Виды работы с текстом на разных ступенях обучения 1).Простое воспроизведение: а ) комментирование чтение; Например , при знакомстве с основными видами земной коры, учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать параграф 3 учебника, рассмотреть рисунок 3 и определить различия в строении земной коры.

Слайд 8

б) Нахождение необходимых сведений , составление перечня объектов; Например: На плато Большой Бассейн на высоте 1282м лежит Большое Соленое озеро. Его площадь изменяется от 2,5 в маловодные до 6 тыс.км в многоводные годы. Соленость озера-137-300%о.Средняя глубина составляет 4м, а наибольшая- 10,5м. Значительная территория вокруг озера сложена песками и глинами последнего оледенения. В толщах горных пород на берегах найдены отпечатки следов мастодонтов, лошадей , оленей и различных птиц. 1. Что мы можем узнать прочитав этот текст? 2.Что являлось источником вод озера? 3.Изменился ли состав воды озера? Почему. в ) Ответы на вопросы , приведение доказательств

Слайд 9

2.Логический анализ текста 1. Выделение существенного( главной мысли, выводов) Рельеф суши Учитель просит учащихся прочитать фрагмент параграфа и заполнить схему. Вот на этом этапе целесообразно обратиться к картам атласа. Приводим примеры гор , различных по высоте . Находим причины различий . Вывод : рельеф результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. ? ? 0-200м ? 500-1000м 1000-2000 2000-5000 Выше 5000м

Слайд 10

Выделение логических частей Жители туманного Альбиона свято хранят его имя – Джон Спилберн . Случилось это в середине XVIII века. Серьезный великобританец изобрел пособие для учеников, разрезав на кусочки обычную географическую карту. Прошло время, и сейчас весь мир пользуется с удовольствием его изобретением. А как оно называется?

Слайд 11

Проанализируйте текст учебника о движении Земли вокруг Солнца и определите названия тех государств , жители которых могут видеть Солнце в северной части небосвода 22 июня Канада, Уругвай, Китай, Тунис, Россия, Нигер, Куба, Узбекистан, Франция, Белоруссия, Япония.

Слайд 12

Анализ текста с нахождением ответов на вопросы Задание: Прочитайте параграф учебника и выпишите фамилии известных путешественников. 8 класс. Тема: “История исследования и освоения территории России” 1.Он с группой служивых людей достиг берега Охотского моря. Его люди осмотрели берега моря от устья р. Уды на юге и почти до современного Магадана на севере и основали Охотское зимовье, на месте которого возник позднее г. Охотск. Он стал окном России в Тихий океан и Северную Америку. 2 .Казак , землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названый не его именем . 3 .Тобольский воевода в 1667 г. составивший первую сводную карту всей Сибири - “Чертеж Сибирской земли”. 4 .Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии. 5 .Моряк , родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одном из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны . ( Иван Москвитин, Семен Дежнев, Петр Годунов, Челюскин, Витус Беринг )

Слайд 13

3.Поиск объяснений а) Определение черт сходства и различий, объяснение причин Циклон Линия сравнения Антициклон Вертикальное движение воздуха в центре Общее направление ветра Круговое движение воздуха Характер погод Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике на странице 60 параграфа 9. Заполните таблицу « Основные признаки циклонов и антициклонов » .

Слайд 14

3.Творческая деятельность а) структурный анализ текста Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону

Слайд 15

Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста Определение причинно- следственных связей I. Суша быстро прогрелась ® нагрела воздух ® воздух стал легкий ® давление низкое. II. Вода нагревается медленно ® воздух над ней прогрет плохо ® давление высокое. III . Суша быстро остыла ® остыл воздух ® давление высокое. IV. Вода медленно остывает ® воздух теплый ® легкий ® давление низкое. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Современные школьники мало читают и читают плохо. Чтобы исправить это, я применяю в своей работе тексты учебного пособия...

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА И ТЕКСТОМ ЗАДАЧ ИЗ КИМ ЕГЭ

Мастеркласс на региональном семинаре –практикуме педагогов общего образования«ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА»...

Методические приемы работы с текстом учебника на примере курса географии 7 класса "Полярная звезда"

Данная методическая разработка  была представлена  на педагогическом совете школы по теме: "2023 год педагога и наставника" и содержит обобщенный опыт учителя работы с текстом на у...