Употребление причастий и деепричастий в речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Верзун Татьяна Николаевна

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи" и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_prichastiy_i_deeprichastiy_v_rechi.rar2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Цель:

  выявить роль причастий и деепричастий в речи; научить правильно употреблять  эти глагольные формы в речи;

развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание; навыки самооценки;

воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету.

Оборудование: презентация к уроку; технологическая карта с дидактическим материалом к уроку; оценочный лист.

На доске:

репродукция картины  С. Жуковского «Весна в лесу»

стремительно падающий с высоты поток воды

И.К. Айвазовский (1817 – 1900гг) – художник – маринист

МАРИНИСТ ( франц.mariniste, от лат. marinus – морской) – художник, изображающий море.

                                                                               Ход урока .

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок, и начнем мы его необычно – с теоретической игры «Веришь - не веришь».  На своих листочках «Веришь – не веришь»   ( из раздаточного материала) вы должны  быстро  проставить ответы на мои вопросы:  «веришь - плюс; «не веришь» -минус.  (Слайд 1)

Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?

Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное?

Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

Верите ли вы, что у причастий нет зависимых слов?

Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи?

Верите ли вы, что деепричастие обозначает признак предмета по действию?

Верите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется запятыми?

Верите ли вы, что деепричастия похожи на прилагательные?

Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия?

Самопроверка по ключу (слайд 2).  Самооценка, проставление баллов в оценочном листе.

Озвучивание результатов:  Кто набрал 11 баллов? 8 - 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов? Итак, морфологичес-кие признаки причастий и деепричастий мы знаем, о правописании этих частей речи мы говорили.

III. Мотивация.  Определение темы урока , целеполагание.

 - О чем мы еще с вами не говорили, изучая причастия и деепричастия?

- Конечно, об употреблении этих  глагольных форм в речи. Значит тема нашего урока «Употребление причастий и деепричастий в речи» (Слайд 3).

- Какую цель вы перед собой поставите?  (Узнать, какова роль причастий и деепричастий в речи и как избежать ошибки употребления глагольных форм.)

IV.Организация деятельности  учащихся по усвоению темы урока.

1. Выявление роли причастий в тексте. Работа с текстом К. Ушинского. (Слайд 4). Сопоставление его с фотографией весеннего пейзажа (Слайд 5) и картиной  С. Жуковского «Весна в лесу».

Задание: прочитать текст про себя;  затем -  выразительное чтение вслух.  

Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лед реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из- под снега, прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом страстного, недремлющего внимания. (К. Ушинский)

- Что мы видим, что мы слышим?  (Тающий снег, чернеющий лед, проглядывающую землю; шум леса, звон ручейков.)

- Какой пейзаж более соответствует содержанию текста?    

(Делятся впечатлениями)

- А теперь зачеркните все причастия в тексте. Прочитайте деформированный текст. Что изменилось?  (Исчезла яркость красочность, образность; мы не чувствуем прихода весны – изменился смысл текста.)

- Какова же  роль причастий в речи?   (Причастия, обозначая  признак предмета по действию, способствуют созданию  цельного образа – пейзажа, обстановки, портрета;  делают текст  выразитель-ным, образным, зримым, одухотворенным.)

2. Выявление роли деепричастий в тексте. Анализ языковых средств стихотворения Роберта Саути «Лодорский водопад».

Лексическая работа:  Что такое водопад?  (Стремительно падающий с высоты поток воды.)

Прослушивание стихотворения (Слайд 6)

Стихотворение  Р.Саути   «Лодорский водопад» .

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Сколько предложений в тексте?

- В чем необычность этого стихотворения?  (Состоит почти из одних деепричастий.)

А знаете, сколько их? 48 одиночных деепричастий!

- С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается?  (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению.)

Дифференцированная работа: найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочное действие

1 группа – по звуковым впечатлениям  ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа – по движению  ( струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь).

3 группа – по аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя);

4 группа – по зрительным впечатлениям  ( пенясь, блистая, мелькая, меняясь).

- Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт? (Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с водопадом).

- Какую роль играют деепричастия в речи?  (Оно дорисовывает действие, помогая создать живописную картину действий.)

Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

 Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.

VI. Физминутка.

VII. Организация деятельности учащихся по применению полученных знаний.

Творческое задание. Работа с деформированным текстом.

Цель: научить использовать деепричастия в речи.

Водопад изображал на своих картинах и художник – маринист И.К. Айвазовский (1817 – 1900г.г.)

Словарная работа:

МАРИНИСТ ( франц.mariniste, от лат. marinus – морской) – художник, изображающий море.

И.К. Айвазовский написал две картины «Ниагарский водопад». Посмотрите внимательно на репродукции этих картин. Какая вам ближе, почему? (Слайды 7,8) Опишите эту картину.

Задание: допишите текст (распечатан на карточках), вставив вместо пропусков деепричастия.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?     

Проверка получившегося текста (1 -2 ученика), сравнение с образцом. (Слайд 9)( Работа оценивается учителем)

VIII. Организация деятельности учащихся по предупреждению грамматических ошибок в употреблении причастий и деепричастий.

Задание: исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий, объясните. (Предложения распечатаны)

Туча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей.

Отрезаны от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

Я новым для меня желанием томимый.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Возвращаясь домой, пошел дождь.

Проверка, сравнение с образцом; объяснение знаков препинания. (Слайды  10 – 13) Самооценка, заполнение оценочного листа.

Вывод:

- Как избежать грамматической ошибки в употреблении причастий?  (Причастие или причастный оборот стоит рядом с главным словом).

- О чем нужно помнить, употребляя деепричастие или деепричастный оборот? (Деепричастие и глагол относятся к одному лицу,)

IX. Итоги урока.  

Получили мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока? Озвучьте их.

Вывод (Слайд 14) :

Причастие и деепричастие являются выразительным средством:  придают речи яркость,  образность;  дорисовывают признак,  движение; помогают красочно, выразительно описать природу, чувства, переживания; делают текст динамичным, выразительным, живописным.

Употребляя причастия и деепричастия необходимо помнить, что

 - причастие всегда стоит рядом с главным словом;

- деепричастие и глагол относятся к одному лицу.

X. Итоговая самооценка в оценочном листе. (Сдают технологические карты, оценочные листы на проверку)

 Рефлексия.

- Самым интересным на уроке для меня было…

- Для меня оказалось трудным и сложным…

- Я был(а) бы рад(а)…

XI. Домашнее задание.

Упр. 531 (учебник М.М. Разумовской):

- на «5» - сочинение – миниатюра;

- на «4» -6 – 7 предложений;

- на «3» - словосочетания.

                                                                                      Приложение.

                                                             Технологическая карта урока.

ФИ учащегося______________                                       Дата____________

Тема «Употребление причастия и деепричастия в речи».

                                                                 1.  Веришь – не веришь

                                                        1                                                                  7

                                                        2                                                                  8  

                                                         3                                                                  9

                                                         4                                                                  10              

                                                         5                                                                  11    

                                                         6

Как оживлялась и наполнялась жизнь моя, когда приближалась весна! Тающий снег, чернеющий лед реки, расширяющиеся полыньи у берега, проталины в саду, земля, проглядывающая там и сям из- под снега, прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом страстного, недремлющего внимания. (К. Ушинский)

3.Стихотворение  Р.Саути   «Лодорский водопад» .

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

                       Вопросы:

1.Сколько предложений в тексте?

2. Почему же мы называем это предложение текстом?

 3.Назовите глагол или глаголы, обозначающие основное действие?

 4.С помощью какой формы автор уточняет действие, выраженное   глаголом.

 5.С какой целью автор использует деепричастия?

4.Задание.    Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?     

5.Задание.   Исправьте ошибки в употреблении :   А) причастий;                б)   деепричастий

А)   Туча уже сыпала  дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей.

       Отрезаны от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

       Я новым для меня желанием томимый.

Б)    Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

        Сидя  у окна, в комнату влетел воробей.  

        Возвращаясь домой, пошел дождь.

                                                                                           Оценочный лист.

Вид работы учащихся

Количество баллов

Оценка ученика

Оценка учителя

1

Веришь – не веришь

 2

Исправь ошибку

3

Итого

           Примечание: 16 – 17 баллов -  «5»

                                     12 – 15 баллов – «4»

                                  8 – 11 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"

Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Открытый урок «Употребление причастий и деепричастий в речи»

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие». Тип урока: урок развития речи.Используемые ме...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказыва...