Грамоте учиться – всегда пригодится
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урок  развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_gramotnosti.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Грамоте учиться – всегда пригодится.

(урок развития речи)

 Цели:

1) обучающая:

- учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на

основе личных наблюдений; 

-развивать навыки анализа текста, умение создавать собственный текст;

2) воспитывающая:

- воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к русскому  языку  ;

3) развивающая: 

- развивать мышление, связную  речь  учащихся (устную и письменную), эмоциональную сторону творческого воображения.

Дидактическое пространство урока.

1.Презентация к уроку.

2.Пословицы и поговорки о грамотности.

3. Тест

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

Ход урока. 

Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком(
Слайд 1)

1. Вступительное слово.

Чтение стихотворения учителем.           О грамотее и больной ноге.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

                                                                                             (В.Гончаров)

Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)

У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)

У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.

2. Словарная работа. Грамота, грамотность.

У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности?

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма.

У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова.

(Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.)

У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика: Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать).

Ученик (заранее подготовленный): Неграмотность. В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей, в связи с чем в 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 годы Десятилетием грамотности. Ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности. (Слайды 2,3)Грамотность — праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу.
Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.

Ученик: Мы счастливые дети. Умеем писать и читать по –татарски,  по-русски и по -  английски.  А умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.

Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком

У.: Обратите внимание на  высказывания ценителей русского языка, в которых они говорят, чем богат и славен русский язык, почему его надо изучать: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»   И.С. Тургенев (Слайд 4)

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»  К.Г. Паустовский (Слайд5)

Ученик .Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь  русского языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире.

6 слайд: О языке – текст М.Шолохова, русского писателя 20 века.

Индивидуальное сообщение учащегося:   М.А. Шолохов (1905 – 1984)  известный писатель, С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной.        “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон” стали лучшими произведениями 20 века., Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

7 слайд:  Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:

ТЕКСТ

(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень,  красота  истин и уродство предрассудков.        (М. Шолохов.)

Словарная работа.(Слайд8)

Несметные – огромные по количеству;

Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;

Чеканных – /перен./ выразительных;

Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;

Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.

9 слайд: РАБОТА в группах:

1. Проведите лексический анализ      текста;

2. Проведите морфемный анализ;

3. Проведите морфологический анализ;

4. Проведите синтаксический анализ.

        В работе можете использовать опору:

Работа 1 группы: Лексический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на

теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.

Б) Назовите изобразительно-выразительные средства языка:

Эпитеты -___________________________________________

Метафоры -__________________________________________

Олицетворения - ________________________________________

Сравнения - ___________________________________________

Работа 2 группы: Морфемный анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на

теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________

Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________

В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________

Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________

Д) Выпишите  разные формы одного и того же слова___________________________

Работа 3 группы: Морфологический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?

Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)

В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..

Д) Выпишите все предлоги из второго абзаца

Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)

А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ,  осложненности.

Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.

№1_____________________________________________________________________

№2_____________________________________________________________________

№3_____________________________________________________________________

№4_____________________________________________________________________

№5_____________________________________________________________________

№6_____________________________________________________________________

№7_____________________________________________________________________

№8_____________________________________________________________________

ТЕСТ.(слайд10)

1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?

А) Язык – величайшее богатство народа.

Б) Русский язык особенно богат пословицами.

В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.

2. К какому стилю относится текст?

А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;

Д) Публицистический.

3. Каков тип речи текста?

А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.

4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:

А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо  оригинальную мысль.

Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

5. Определите слова, не являющиеся синонимами.

А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;

В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.

6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А) его – предлог; Б) и – союз;

В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.

7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?

А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.

8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:

(не)сметные, (не)обозримо.

А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;

В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.

9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?

А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.

10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:

А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;

Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;

В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;

Г) предложение №5 – сложное.

11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):

А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.

Учитель.  Подведение итога. Что для вас было ново на уроке?

Задание на дом ( творческое ): опираясь на данный текст, напишите  сочинение - размышление: -Какие чувства вызывает данный текст?"(1группа)

                             -Роль русского языка в моей жизни? (2группа)

                            - Грамоте учиться – всегда пригодится? (3группа) (Слайд11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамоте учиться - всегда пригодится

Познавательная игра по русскому языку для 6-7 классов....

"Грамоте учиться - всегда пригодится".

Познавательная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов способствует воспитанию нравственных качеств у учащихся, развивает интерес к русскому языку как к учебному процессу....

Грамоте учиться - всегда пригодиться Познавательная игра для учащихся 6-7 классов

Цель : привить любовь к великому русскому языку , повысить общую языковую культуру , развить интерес к русскому языку как учебному предмету.Ученики делятся на две команды , или играет весь класс. Веду...

Грамоте учиться - всегда пригодится

Празднование Дня славянской письменности - 24 мая...

Грамоте учиться – всегда пригодится (познавательная игра для учащихся 6 – 7-х классов по русскому языку)

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету....