Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Наталья Владимировна Черных

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_elektiv.docx82.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/ ____________ /

Протокол № ___ от      

«__» _______________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ №___»

_______________/__________/

 «__»________________20__г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ«СОШ №___»

____________ /__________/

Приказ № ___ от «__»_________________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу  «Русское правописание:

орфография и пунктуация»

10  класс

Русское правописание: орфография и пунктуация

ПРОГРАММА

курса для 10 класса (35 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа курса для 10 «Б» класса  МОУ «СОШ№16» г. Губкина составлена в соответствии с:

  1. Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании".
  2. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
  3. Приказом Минобрнауки РФ от  20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  5. Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень); 
  6. Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е  издание,  переработанное  М., Мнемозина, 2009;
  7. Программой элективного (факультативного) курса для 10—11 классов;
  8. федеральным перечнем учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  9. требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  1. Законом Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
  2. Законом Белгородской области от 4.06. 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;
  3. Приказом управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
  4. Приказом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  5. Инструктивным письмом департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА.

 

Данная рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.

         Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

         Учебный курс в 10 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
           Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.     Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.

 старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Основные умения и навыки (10 класс)

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется:

  1. готовность к речевому взаимодействию,
  2. моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
  3. расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
  5. оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  6. применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО  КУРСА

                              10 класс (35 ч)

ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОБЩЕНИЯ (2 ч)

        Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

        Речевая ситуация и языковой анализ высказывания:

                                                       к средствам                                    в устной  речи

от смысла                                    его выражения      

                                                                                                                 в письменной речи

Пунктуация (32 ч)

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,  сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

        Возникновение и развитие письма как средство общения.

ОРФОГРАФИЯ  (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 часа)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18ч)

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.

Правописание суффиксов.  Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), -есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др.

Различение на письме  суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система  правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡   ность   ,͡   остный и т.п).

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов.

Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное , дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия  сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельное?»

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарём «Строчная или прописная?»

Контрольное занятие (1 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Особенности письменного общения

         

1.09 - 06.09

Орфография

Орфография как система правил правописания.

32 ч

2 ч

13.09 - 20.09

Правописание морфем.

18ч

27.09 - 14.02

Слитные, дефисные и раздельные написания

10 ч

21.02 - 08.05

Написание строчных и прописных букв.

2 ч

15.05 – 22.05

Контрольное занятие.

29.05

№ п/п

К-во часов

Дата

план/факт

Тема занятия

Знания

Умения

Формы и методы обучения

Особенности письменного общения (2 часа)

1.

1.

01.09/

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон языка: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Знать о речевом общении как взаимодействии между людьми, 2 стороны языка: передачу информации и восприятие смысла речи. Знать виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, формы речевого общения: письменные и устные.

Уметь определять вид речевой деятельности, отличать виды речевого общения. Уметь создавать речевую ситуацию, анализировать речевое высказывание.

Лекция. Практическая работа – анализ речевой ситуации.

2.

2.

06.09/

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение письма как средства общения.

Понимать возникновение письменной речи как необходимость в опосредованном общении. Знать особенности письменной речи по сравнению с устной. Уметь различать формы письменных высказываний: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты; знать их признаки.

Уметь различать формы письменных высказываний по их существенным признакам, создавать письменные высказывания.

Сочинение - создание такой формы письменной речи, как письмо.

Орфография  (32 часа)

Орфография  как система правил правописания (2 часа)

3.

1.

13.09/

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Знать сведения из истории русской орфографии, её роль в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Уметь, используя орфографические правила, более точно выражать смысл высказывания, использовать различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Лекция. Практическая работа.

4.

2.

20.09/

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

Знать орфографические правила, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Уметь применять правила:1) правописание морфем, 2) слитное, дефисное  и раздельное написание, 3) употребление прописных и строчных букв, 4) перенос слова.

Практическая работа – анализ текстов с точки зрения употребления правил.

Правописание морфем (18 часов)

5.

1.

27.09/

Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания. Правописание корней.

Знать принцип единообразного написания морфем, систему правил, регулирующую написание гласных и согласных корня, роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Уметь правильно писать морфемы, применять правила, регулирующие написание гласных и согласных в корне  слова, правильно  подбирать проверочные слова.

Лекция.

6.

2.

04.10/

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах.

Знать написание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне  слова. Знать, в каком случае гласная  Е обозначает мягкость предшествующего согласного, а когда только звук [Э].

Уметь различать проверяемые безударные гласные и непроверяемые, подбирать проверочные слова к словам с проверяемой гласной в корне слова. Знать правильность произношения заимствованных слов со звуком [Э].

Практическая работа – анализ словарных материалов

7.

3.

11.10/

Правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Знать правила, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); иметь понятие о фонетическом принципе написания слов.

Уметь писать слова, нарушающие единообразное написание корня (Ы и И в корне после приставок); отличать слова, написание которых основано на фонетическом принципе написания.

 Анализ текстов

8.

4.

18.10/

Группы корней с чередование гласных. Корни с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Знать условия написания корней с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

Уметь писать корни с чередованием и корней с с полногласным и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.

 Аналитическая беседа

9.

5.

25.10/

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

Знать способы обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности, правописание иноязычных словообразовательных элементов

Уметь писать звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенны, чередующиеся согласные в корне, правильно писать иноязычные словообразовательные элементы.

Семинар.

10.

6.

08.11

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ.

Знать правописание приставок, деление их на группы, роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ и ПРЕ.

Уметь писать приставки разных групп, в том числе уметь применять смыслоразличительный анализ при написании приставок ПРИ и ПРЕ.

Лекция. Практическая работа – анализ словарных материалов.

11.

7.

15.11/

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа при выборе правильного написания суффиксов.

Знать систему правил, связанных с правописанием суффиксов разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе  правильного написания суффиксов.

Уметь правильно писать суффиксы разных частей речи, производить морфемно - словообразовательный анализ при выборе  правильного написания суффиксов выбранной части речи.

 Практическая работа.

12.

8.

22.11/

Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов –ЧИК и –ЩИК со значением лица. Суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности.

Знать типичные суффиксы имён существительных и их написание, различать суффиксы –ЧИК и –ЩИК со значением лица,  суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности.

Уметь писать типичные суффиксы имён существительных, различать суффиксы  –ЧИК и –ЩИК со значением лица,  суффиксы –ЕК и –ИК, -ЕЦ и –ИЦ- в именах существительных со значением уменьшительности и ласкательности.

  Анализ текстов.

13.

9.

29.11/

Типичные суффиксы прилагательного и их написание. Различение на письме суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Знать типичные суффиксы прилагательного и их написание, различать на письме правописание суффиксов –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных., особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Уметь определять написание типичных суффиксов прилагательного, различать на письме суффиксы –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК- в именах прилагательных. Уметь образовывать форму сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий, правильно писать суффиксы в этих формах слов.

Тестирование.

14.

10.

06.12/

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Знать типичные суффиксы глагола и правила их написание. Различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Знать написание суффикса –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Уметь правильно писать типичные суффиксы глагола.  Различать на письме глагольные суффиксы – ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА- (-ИВА-). Уметь правильно писать суффиксы –Е- или –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-; -ТЬСЯ–ТСЯ .

Сочинение-рассуждение

15.

11.

13.12/

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффиксов причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени.

Знать, как образуются причастия с помощью специальных суффиксов, от чего зависит выбор суффиксов причастия настоящего времени. Знать  о сохранении на письме глагольного суффикса при образовании причастий пошедшего времени.

Уметь образовывать причастия с помощью специальных суффиксов, выбирать суффиксы причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола, сохранять на письме глагольный суффикс при образовании причастий пошедшего времени.

Тестирование.

16.

12.

20.12/

Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Знать правила правописания Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Уметь выбрать правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Выразительное чтение лирических  текстов. Сочинение-эссе.

17.

13.

27.12/

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –Е и –И в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Знать правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. принцип различения окончаний –Е и –И в именах существительных, правописание личных окончаний глаголов, правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Уметь применять правила правописания окончаний, систему правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Зачёт в форме тестирования.

18.

14.

17.01/

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Знать орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Уметь применять орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне , суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц; употребление разделительных Ь и Ъ.

Лекция. Практическая работа – анализ текстов.

19.

15.

24.01/

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Знать принципы правописания согласных на стыке морфем; написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Уметь применять правила написания согласных на стыке морфем; написания сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧК, НН внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употреблять Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Тестирование.

20.

16.

31.01/

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Знать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, порядок орфографического анализа морфемно-словообразовательных моделей слов.

Уметь анализировать взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, производить орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов по определённому порядку.

Урок-исследование

21.

17.

07.02/

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.

Знать особенности правописания Ь после шипящих в словах разных частей речи, этимологическую справку как приём объяснения написания морфем.

Уметь писать Ь после шипящих в словах разных частей речи, использовать этимологическую справку как приём объяснения написания морфем.

 Аналитическая беседа

22.

18.

14.02/

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов. Приём поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Знать типы орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения написания слов, приём поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Уметь использовать орфографические, морфемные и словообразовательные словарей для объяснения написания слов, использовать приём поморфемной записи слов в практических целях.

Создание собственного литературного произведения- сочинения

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)

23.

1.

21.02/

Система правил слитного, дефисного и раздельного написания слов. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Знать систему правил слитного, дефисного и раздельного написания слов, роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Уметь определять правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, объяснять роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Выразительное чтение лирических  текстов. Практическая работа.

24.

2.

28.02/

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Уметь различать на письме служебные слова и морфемы.

Сочинение-рассуждение

25.

3.

06.03/

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. различение приставки НИ и слова НИ (частицы, союза).

Знать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Уметь использовать орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы при практическом письме6 и устной речи.

Сочинение - характеристика героя.

26.

4.

13.03/

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Знать грамматико-орфографические отличия приставки и предлога, слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

Уметь применять правила слитного, дефисного и раздельного написания приставок в наречиях.

 Анализ текстов.

27.

5.                                                                                                                                                                                

20.03/

Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Знать о том, что такое историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Уметь анализировать роль исторической справки о происхождении некоторых наречий и использовать эти данные для правильного письма.

Урок-исследование.

28.

6.

03.04/

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Знать особенности написания производных предлогов, смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов.

Уметь писать производные предлоги, находить смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ОТЧЕГО, ЗАТО, ПОСКОЛЬКУ и другие от созвучных сочетаний слов..

Практическая работа – анализ текстов.

29.

7.

10.04/

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Знать способы образования и написания сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

Уметь правильно писать сложные слова (имена существительные, прилагательные, наречия).

 Анализ текстов

30.

8.

17.04/

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных путём слияния, и созвучных словосочетаний.

Знать смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных путём слияния, и созвучных словосочетаний.

Уметь делать выбор написания сложных прилагательных, образованных путём слияния, и отличать их от созвучных словосочетаний.

 Практикум.

31.

9.

24.04

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Знать правила употребления дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Уметь правильно писать знаменательные и служебные части речи.

Сочинение-эссе.

32.

10.

08.05/

Работа со словарём «Слитно или раздельно?»

Знать способы и приёмы работы со словарём «Слитно или раздельно?»

Уметь работать  со словарём «Слитно или раздельно?»

 Тестирование.

Написание строчных и прописных букв (2 часа)

33.

1.

15.05/

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Знать, какую роль играет смысловой и грамматический анализ при выборе написания строчной или прописной буквы

Уметь правильно писать слова со строчной или прописной буквы.

Сочинение-эссе с использованием собственных наименований.

34.

2.

22.05/

Работа со словарём «Строчная или прописная?»

Знать особенности смыслового и грамматического анализа при выборе сточной или прописной буквы.

Уметь правильно писать слова со строчной или прописной буквы.

Практическая работа со словарём

35.

1.

29.05/

Контрольное занятие

Знать основные правила грамматики, орфографии и синтаксиса

Уметь применять на практике полученные знания

Зачёт.

Виды и формы контроля

          Учащиеся должны знать, какие формы контроля будут предложены, задания какого содержания придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

  1. эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

  1. правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

  1. целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;
  2. систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ промежуточной и итоговой аттестации учащихся в рабочей программе предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции, практические занятия, семинар, деловая игра, урок-исследование, аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачёт.

Формы занятий и контроля

п/п

Наименование

раздела

кол-во

часов   на тему

лекции

Практика

семинар

исследование

Аналитическая беседа

тестирование

Эссе

Сочинение

Анализ текста

зачёт

1.

Особенности письменного общения.

2

1

1

2.

Орфография. Орфография  как система правил правописания.

2

1

2

3.

Правописание морфем.

18

3

2

1

1

2

3

1

2

2

1

4.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

10

3

1

1

1

1

2

5.

Написание строчных и прописных букв.

2

1

1

Контрольное занятие-зачёт.

1

1

Всего

35

5

8

1

2

2

4

3

4

4

2

Характеристика контрольно-измерительных материалов

(План контроля ЗУН)

№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата

проведения

Правописание морфем.

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Тестирование.

Зачётная практическая работа.

Уровень сформированности ЗУНов по итогам года

Зачёт.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся:

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф„ Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефис-ных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.

Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.

Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учителя:

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.

Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.

Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.

Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе

Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....

Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»

Рабочая программа  по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов....

Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Основные цели курса:- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за к...