Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Ямалиева Далиля Шамиловна

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса.

 

Основные цели курса:

- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов;

- закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил;

- подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс основного общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Рассмотрено»                       «Согласовано»                             «Утверждаю»

Руководитель ШМО               Заместитель директора по УР      Директор МБОУ

________ /Ямалиева Д.Ш./     ________ /Шрыкова Г.И./            «Шадчинская СОШ»

Протокол №1                           29 августа 2016 г.                           _________ /Такарлыков Ю.В./  

от 27 августа 2016 г.                                                                         Приказ №44 от 29.08. 2016 г.

Рабочая программа

элективного курса "Практическая орфография"

по русскому языку для учащихся 9-го класса  

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Ямалиевой   Далили   Шамиловны.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол №1 от 29 августа 2016 г.

2016-2017 учебный год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Содержание программы элективного курса……………………….……….5

Календарно-тематическое планирование элективного курса….…………7

Рекомендуемая литература……………………………………………….….11

Пояснительная записка.

     Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практическая орфография» для учащихся 9-го класса на 2016-2017 учебный год является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО и Н РФ от 05.03.2004 года №1089 (с действующими изменениями);

- Основной образовательной программы основного общего         образования         муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения  «Шадчинская  средняя общеобразова-тельная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (ООП ООО ФК ГОС);

- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования;

- Учебного плана для 7-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан с родным (татарским) языком обучения на 2016-2017 учебный год;

- Положения о разработке и утверждении рабочих программ учителей  в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год;

- Авторской программы элективного курса автора Э.А.Веселовой, ведущего учителя школы №39 г. Казани  (Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Элективные курсы по русскому языку и литературе: Казань ИПКРО РТ, 2007).

     Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса.

     Курс является предметно-ориентированным; вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку;  курс опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка.

     И всё же данный элективный курс востребован учащимися 9 класса и актуальность введения в школе данного курса объясняется следующими обстоятельствами:

   - одной из важных задач филологического образования в школе является формирование навыков грамотного письма, поэтому курс даст учащимся возможность проверить свои знания в области орфографии, будет способствовать совершенствованию и развитию знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет в решении проблемы повышения грамотности учеников;

   - в основной школе материал по изучению орфограмм включается в программы по русскому языку 5-7 классов, а эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и к единому государственному экзамену (ЕГЭ);

   - часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к итоговой аттестации недостаточно подготовленными в области орфографии.

     Основные цели курса:

   - обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов;

   - закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил;

   - подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс основного общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

     Элективный курс направлен на решение следующих задач: 

   - систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

   - развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся;

   - способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими)  и справочной литературой;

   - формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала  и способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка;

   - формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.

     На занятиях элективного курса "Практическая орфография" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: лекции, практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ.

     В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.). 

     Методы обучения:

   - эвристическая беседа;

   - проблемно-поисковые задания;

   - наблюдение;

   - лингвистические игры;

   - индивидуальные задания;

     тренировочные упражнения;

   - работа со словарями;

     исследовательская и проектная деятельность детей (составление

     опорных схем, написание сообщений, рефератов и т.д.);

   - творческие задания;

   - составление тестовых заданий.

     В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

   1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа по опорным конспектам, работа со словарями и справочной литературой);

   2. тренировочный (выполнение упражнений, тестовых заданий);

   3. игровой (лингвистические игры, кроссворды и т.п.);

   4. контролирующий (диктанты, словарные диктанты, тесты).

     Формы контроля, которые позволят оценить уровень усвоения курса: 

    - самостоятельное выполнение упражнений;

    - выполнение тестовых заданий;

    - аргументированный устный ответ;

    - презентация материала учащимися;

    - защита собственного проекта по темам данного курса.

     В результате изучения курса учащийся должен знать:

    - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

    - условия, от которых зависит написание;

    - норму, действующую при данных условиях;

    - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

    - приёмы разграничения схожих написаний.

     должен уметь:

    - правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

    - правильно писать сложные слова;

    - правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен; 

   - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;

   - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;

   - правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

   - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

   - правильно писать не с разными частями речи.

     Планируемые результаты: курс даст целостное представление о системе русской орфографии; будет способствовать развитию орфографической зоркости и формированию навыков грамотного письма, а также будет развивать интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать и оценивать новую информацию, способствовать поиску информации по новой теме.

     Элективный курс «Практическая орфография»  имеет ярко выраженную практическую направленность.  

     Содержание материала определялось в соответствии с дидактическими принципами:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

     В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

   Содержание программы элективного курса отбиралось в соответствии со следующими документами:

   1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена  по русскому языку;

   2. Обобщённый план варианта КИМ 2017 года  для ГИА выпускников IX классов  по русскому языку;

   3. Кодификатор  элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения  единого государственного экзамена по русскому языку;

   4. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года по русскому языку (обозначение   задания   в   работе,   проверяемые элементы содержания).

Содержание программы элективного  курса

«Практическая орфография».

1. Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. (1ч.) Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии. Условия выбора правильных написаний.

2. Безударные гласные в корне слова. (2 часа). 

Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные гласные. Чередования гласных в корне.

3. Правописание приставок. (1 час).

Не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии). Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии);  написание приставок, зависящее от значения.

4. Гласные Ы-И после приставок. Разделительный  Ъ. (1 час).

Написание Ы  в начале корня после приставок на согласный. Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.

5. Орфограммы в суффиксах. (3 часа)

Одна и две буквы Н в суффиксах. Гласные в суффиксах разных частей речи (правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-/-ева- -ива-/ыва-, существительных -ек, - ик, в суффиксах действительных и страдательных причастий). Согласные в суффиксах существительных и прилагательных (буквы ч, щ в суффиксах существительных, суффиксы прилагательных -к и   -ск).

6. Орфограммы в окончаниях. (1 час).

Гласные Е и И в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов.

7. Гласные О-Е(Ё) после шипящих согласных.(1 час).

Правописание о-е(ё) после шипящих в корне слова. Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах.

8. Правописание предлогов, союзов, частиц. (2 часа).

Правописание непроизводных и производных предлогов. Раздельное  и слитное написание предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи.

9. Правописание сложных слов. (1 час).

Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова без соединительной гласной. Слитное и дефисное написание сложных существительных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

10. Употребление прописных букв.(1 час).

11. Принципы и правила переносов. (1 час).

12. Итоговое занятие.(2 часа).

   Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий.

Календарно-тематическое планирование курса.

Тема  занятия

Кол-во

часов

Знания, умения, навыки

Подготовка к ОГЭ//

ЕГЭ[1]

Форма

занятия

Дата

1

Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм.

1

Расширить и углубить понятия об орфограмме и орфографическом правиле; рассмо-треть принципы русской орфогра-фии, опознава-тельные призна-ки орфограмм и условия выбора правильных написаний.

6.1.(орфограмма)

6.17. (орфогра-фический анализ)

№1 (изложение), №15.1-15.3-ОГЭ (сочинение) // №25-ЕГЭ (сочинение)

лекция с элементами беседы

2

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова.

1

Отработать умение «видеть» орфограмму в корне; отработать навыки подбора проверочных слов с целью пра-вильного написа-ния корня слова;  навыки работы со словарем; форми-ровать орфогра-фичесую зор-кость уч-ся.

6.5. (правописа-ние корней)

№8-ЕГЭ

(правописание корней)

семинар-практикум

3

Чередование гласных в корне слова.

1

Систематизиро-вать корни с чередующейся гласной в корне слова по веду-щему признаку в 5 групп; отрабо-тать навыки гра-мотного письма

6.5. (правописа-ние корней)

№8-ЕГЭ

(правописание корней)

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

4

Правописание приставок.

1

Систематизиро-вать знания: морфологический принцип написа-ния не изменя-ющихся на пись-ме приставок; фонетический принцип написа-ния приставок на з – с; условия, регулирующие  выбор приставок пре-, при; закре-пить умения уча-щихся находить орфограмму в приставках, объ-яснять правиль-ность выбора.

6.6. (правописа-ние приставок)

№4-ОГЭ (правописание приставок) //

№9-ЕГЭ

(правописание приставок)

семинар-практикум, компьютерное тестирование

5

И-Ы после приставок.

Разделительные

Ь и Ъ.

1

Повторить усло-вия перехода И в Ы на стыке мор-фем; системати-зировать правила, регулирующие выбор Ь и Ъ; формирование орфографической зоркости уч-ся.

6.4. (употребле-ние Ь и Ъ) //

№9-ЕГЭ

(правописание приставок)

практикум

6

Н-НН в  прилагательных, отглагольных прилагательных и причастиях, наречиях

1

Систематизиро-

вать правила, регулирующие условия выбора Н-НН; закрепить и углубить уме-ния уч-ся прово-дить орфографи-ческий разбор, обосновывать свой выбор.

6.8. (правописа-ние -Н- и -НН- в различных частях речи)

№5-ОГЭ (правописание

-Н- и -НН- в различных частях речи) //

№14-ЕГЭ (правописание -Н- и -НН- в суф-фиксах различ-ных частей речи)

семинар-практикум

7

Правописание гласных и согласных в суффиксах глаголов, существитель-ных,

прилагательных.

1

Систематизиро-

вать правила, регулирующие условия выбора суффикса; закрепить и углубить умения проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

6.7. (правописа-ние суффиксов различных час-тей речи, кроме Н-НН)

№5-ОГЭ (правописание суффиксов различных частей речи, кроме Н-НН)//

№10-ЕГЭ (правописание суффиксов различных частей речи, кроме Н-НН)

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

8

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

1

Систематизиро-

вать правила, регулирующие условия выбора суффикса; развить умение обосновывать свой выбор.

6.10. (правописа-ние личных окон-чаний глаголов и суффиксов причастий наст. времени)

№5-ОГЭ (правописание личных оконча-ний глаголов и суффиксов причастий наст. времени) //

№11-ЕГЭ (правописание личных оконча-ний глаголов и суффиксов причастий наст. времени)

практическая работа, компьютерное тестирование

9

 Орфограммы в окончаниях.

1

Закрепить и углубить умения находить орфограмму в окончании и объяснять её написание.

6.9. (правописа-ние падежных и родовых окончаний),

6.10. (правописа-ние личных окон-чаний глаголов и суффиксов причастий наст. времени)

№5-ОГЭ// №11-ЕГЭ (правопи-сание личных окончаний глаго-лов и суффиксов причастий наст. времени)

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

10

О-Е(Ё) после шипящих

1

Повторить орфо-графические пра-вила, требующие различения О-Е(Ё) в различных морфемах разных частей речи;

углубить умения проводить орфо-графический раз-бор, обосновы-вать свой выбор.

6.3. (употребле-ние гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц)

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

11

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1

Отработать правильность написания предлогов, союзов, частиц;

научить разграничивать частицы не и ни в предложениях.

6.12. - 6.14.

(правописание отрицательных местоимений и наречий; правописание НЕ и НИ; правопи-сание служебных слов)

№12-ЕГЭ (правописание НЕ, НИ), №13-ЕГЭ (слитное, дефисное раздельное написание слов)

лекция с элементами беседы, практическая работа

12

Не со всеми частями речи.

1

Систематизиро-

вать правила, регулирующие слитное или раз-дельное написа-ние НЕ с разны-ми частями речи; отработать навы-ки грамотного письма.

6.11. (слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи) //

№12-ЕГЭ (правописание НЕ, НИ)

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

13

 Правописание сложных слов

1

Повторить усло-вия выбора упот-ребления дефиса в сложных сло-вах, научить раз-личать слитное и раздельное напи-сание сложных слов.

6.16. (слитное, дефисное, раз-дельное написа-ние слов различ-ных частей речи)

№4-ОГЭ (слитное, дефис-ное, раздельное написание)//№13-ЕГЭ (слитное, дефисное, раз-дельное написа-ние слов)

семинар-практикум

14

Употребление прописных букв.

1

Повторить правила употребления прописных букв.

семинар-практикум

15

Принципы и правила переносов

1

Повторить прин-ципы и правила переносов слов.

практическая работа

16-17

Итоговое занятие

2

Обобщить изу-ченное в области орфографии русского языка; проверить знания учащихся.

6.17. (орфогра-фический анализ)

семинар, тестирование

Рекомендуемая и используемая литература.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – Москва: изд. «Просвещение», 2008г.

• Современный русский язык./ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова – М: «Международные отношения», 1994г.

• Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация/-М:Айрис-пресс, 2003 (Домашний репетитор)

Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Т.М.Воителева, К.А.Войлова.-М.:Дрофа, 2000

•Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2016

• Журналы: « Русский язык и литература для школьников», «Магариф».

Материально-техническое обеспечение:

• Компьютерная техника с доступом в интернет

Интернет-ресурсы:

http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

• http://www.svetozar.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  

• http://www.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»

• http://www.openclass.ru

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык» (Приложение к «Первому сентября»)

• Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ».


[1] В графе «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» указаны коды элементов содержания по орфографии, проверяемых на  ОГЭ и на ЕГЭ по русскому языку. Также указаны № тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые проверяют элементы содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Практическая орфография"

Элективный курс «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успеш...

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов

Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....

Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  ли...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....