Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме:
    Программа элективного курса "Практическая орфография"

    Элективный курс «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успешно подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку. Курс также рекомендуется тем обучающимся 9 – го класса, которые интересуются языком, не равнодушны к окружающему их миру, и имеют желание грамотно выразить себя в слове.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon programma_elektivnogo_kursa__prakticheskaya_orfografiya.zip37.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

            Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..си вая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м, в (полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами, быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

       Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами. На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в ок но, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.

    ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

            Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..си вая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м, в (полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами, быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

       Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами. На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в ок но, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.

    ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

            Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..си вая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м, в (полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами, быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

       Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами. На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в ок но, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.


    Вставьте там, где нужно пропущенные буквы, раскройте скобки.

         Каждый знает, как не(?)ле(?)ко бывает следовать голосу совести. Если мы п...ступа(е,и)м

    в(о,а)преки совести, естестве(нн,н)о, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с(?)собой - стр(и,е)мимся (а,о)правдать любой ц…ной уло(в,ф)ки. Эти человеч…ские слабости п(о,а)дметил ещё в XVII веке ф ранцу(?)кий п…сатель (Ф,ф)рансуа (Л,л)арошфуко.

    «Люди не(?)могут утешит(?)ся , - писал он, - когда их (о,а)бманут враги или изменят

    друз(?)я; но когда они (о,а)бманывают сами себя, они п(а,о)рой бывают д(а,о)вольны».

    Но это уд(о,а)влетв(а,о)рение с…бой длит(?)ся  не(?)веч(?)но.

         Очень часто случает(?)ся, что челолвек нач(и,е)нает (а,о)с(а,о)знавать, что жил он не(?)так

    и ни(?)чего х…р…ше(в,г)о в ж…зни не(?)(с,з)делал. Это очень горькие минуты,

    (о,а)собе(нн,н) в(?) том возрасте, когда человек начинает уже подв(а,о)дить итоги своей ж…зни.

         Вот п(и,е)сьмо из книги философа П. Егидеса « Смысл жизни».

         «Идёт уже мне пятый десяток, а что я в жизни (с,з)делал? По существу, ни(?)чего....

    Тягос(?)но  пр(?)ти к ф…налу с …щ…щением, что твоя жизнь не(?)имела какой(?)либо

    зн…чительности для чего(?)то такого зн…чительно(в,г). И когда я понял это, хотя за свою

    жизнь и(з,с)п(и,е)сал не(?)мало бумаги, пр…читал не(?)мало лекций, я вдруг

    п…чу(?)ствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с(?)чем должен был

    борот(?)ся.

         А ведь я испытал много пр(о,а)ходящих счастьиц, х…р…ших минут, но потом вдруг

    почу(?)ствовал, что я глубоко не(?)ч…стен, что всё ут(и,е)кло, как скво(з,с)ь дырявое ведро,

    что растратил жизнь, время, (и,э)нергию на пустяки, на с(а,о)(с,з)дание своего

    бл…г(а,о)получия, уюта, боялся его п(а,о)терять и из(?)за этой трусости поступал

    в(о,а)преки совести. И  (по)этому н(е,и)(?)какого сл…да моя ж…знь не(?)оставит. Это всё

    равно, как если бы я вовсе не(?)жил».

          Не(?)правда ли, страшно при(?)ти к такому итогу?

    (0,А)чевидно, чтобы и(с,з)бежать такой печальной уч…сти, надо научит(?)ся смотреть в

    глаза своей совести. А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля

    не(?)п…зволит вам быть малодушным, бе(с,з)принц…пным.

            Вставьте там, где нужно пропущенные буквы, раскройте скобки.

         Каждый знает, как не(?)ле(?)ко бывает следовать голосу совести. Если мы п...ступа(е,и)м

    в(о,а)преки совести, естестве(нн,н)о, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с(?)собой - стр(и,е)мимся (а,о)правдать любой ц…ной уло(в,ф)ки. Эти человеч…ские слабости п(о,а)дметил ещё в XVII веке ф ранцу(?)кий п…сатель (Ф,ф)рансуа (Л,л)арошфуко.

    «Люди не(?)могут утешит(?)ся , - писал он, - когда их (о,а)бманут враги или изменят

    друз(?)я; но когда они (о,а)бманывают сами себя, они п(а,о)рой бывают д(а,о)вольны».

    Но это уд(о,а)влетв(а,о)рение с…бой длит(?)ся  не(?)веч(?)но.

         Очень часто случает(?)ся, что челолвек нач(и,е)нает (а,о)с(а,о)знавать, что жил он не(?)так

    и ни(?)чего х…р…ше(в,г)о в ж…зни не(?)(с,з)делал. Это очень горькие минуты,

    (о,а)собе(нн,н) в(?) том возрасте, когда человек начинает уже подв(а,о)дить итоги своей ж…зни.

         Вот п(и,е)сьмо из книги философа П. Егидеса « Смысл жизни».

         «Идёт уже мне пятый десяток, а что я в жизни (с,з)делал? По существу, ни(?)чего....

    Тягос(?)но  пр(?)ти к ф…налу с …щ…щением, что твоя жизнь не(?)имела какой(?)либо

    зн…чительности для чего(?)то такого зн…чительно(в,г). И когда я понял это, хотя за свою

    жизнь и(з,с)п(и,е)сал не(?)мало бумаги, пр…читал не(?)мало лекций, я вдруг

    п…чу(?)ствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с(?)чем должен был

    борот(?)ся.

         А ведь я испытал много пр(о,а)ходящих счастьиц, х…р…ших минут, но потом вдруг

    почу(?)ствовал, что я глубоко не(?)ч…стен, что всё ут(и,е)кло, как скво(з,с)ь дырявое ведро,

    что растратил жизнь, время, (и,э)нергию на пустяки, на с(а,о)(с,з)дание своего

    бл…г(а,о)получия, уюта, боялся его п(а,о)терять и из(?)за этой трусости поступал

    в(о,а)преки совести. И  (по)этому н(е,и)(?)какого сл…да моя ж…знь не(?)оставит. Это всё

    равно, как если бы я вовсе не(?)жил».

          Не(?)правда ли, страшно при(?)ти к такому итогу?

    (0,А)чевидно, чтобы и(с,з)бежать такой печальной уч…сти, надо научит(?)ся смотреть в

    глаза своей совести. А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля

    не(?)п…зволит вам быть малодушным, бе(с,з)принц…пным.


    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

         Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда  ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

         Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

    Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д…ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке, …бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

         Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

         Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда  ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

         Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

    Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д…ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке, …бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

         Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

         Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда  ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

         Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

    Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д…ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке, …бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

         Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

                  П…т…рбур.. ские   улиц…

    Случ…лось ли вам и…ти (когда)нибудь осенью поз…но вечер…м по  о…д…лен…ым п…т…рбур…ским улицам?

    Высокие стены д…мо…, изре…ка  осв…щен…ые тусклым блеском ф…н...рей,  кажут….я

    еще ч…рнее неба. М…стами …дания и серые тучи сл…вают…ся в одну ма...су, и  ...г…ньки  в  окнах бл…стят, как движ…щ....ся   звезд…ч..ки.  Дож…дь с  …днообразным шумом падает на кровли и м….ст…вую. Х…л…дный вет…р  ду…т  с силой и , з…б…ваясь в  в…рота,  стон…т жал…бн.. .  Улиц… пусты,  (кое)где пл…тет…ся  разв…  зап…здалый  пеш…ход  или тащит…ся и…во…ч…к, пр…кл…ная н…нас…тье.  Но скор…, все ут..хает,  изре…ка   тольк... слышит…ся прод…лж…тельный   свист на к..лан…че или скрип барки, к…ч…емой п...рывами ветра, и снов..., все п…гружа…тся в безмолвии… .

    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

                  П…т…рбур.. ские   улиц…

    Случ…лось ли вам и…ти (когда)нибудь осенью поз…но вечер…м по  о…д…лен…ым п…т…рбур…ским улицам?

    Высокие стены д…мо…, изре…ка  осв…щен…ые тусклым блеском ф…н...рей,  кажут….я

    еще ч…рнее неба. М…стами …дания и серые тучи сл…вают…ся в одну ма...су, и  ...г…ньки  в  окнах бл…стят, как движ…щ....ся   звезд…ч..ки.  Дож…дь с  …днообразным шумом падает на кровли и м….ст…вую. Х…л…дный вет…р  ду…т  с силой и , з…б…ваясь в  в…рота,  стон…т жал…бн.. .  Улиц… пусты,  (кое)где пл…тет…ся  разв…  зап…здалый  пеш…ход  или тащит…ся и…во…ч…к, пр…кл…ная н…нас…тье.  Но скор…, все ут..хает,  изре…ка   тольк... слышит…ся прод…лж…тельный   свист на к..лан…че или скрип барки, к…ч…емой п...рывами ветра, и снов..., все п…гружа…тся в безмолвии… .

    Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

                  П…т…рбур.. ские   улиц…

    Случ…лось ли вам и…ти (когда)нибудь осенью поз…но вечер…м по  о…д…лен…ым п…т…рбур…ским улицам?

    Высокие стены д…мо…, изре…ка  осв…щен…ые тусклым блеском ф…н...рей,  кажут….я

    еще ч…рнее неба. М…стами …дания и серые тучи сл…вают…ся в одну ма...су, и  ...г…ньки  в  окнах бл…стят, как движ…щ....ся   звезд…ч..ки.  Дож…дь с  …днообразным шумом падает на кровли и м….ст…вую. Х…л…дный вет…р  ду…т  с силой и , з…б…ваясь в  в…рота,  стон…т жал…бн.. .  Улиц… пусты,  (кое)где пл…тет…ся  разв…  зап…здалый  пеш…ход  или тащит…ся и…во…ч…к, пр…кл…ная н…нас…тье.  Но скор…, все ут..хает,  изре…ка   тольк... слышит…ся прод…лж…тельный   свист на к..лан…че или скрип барки, к…ч…емой п...рывами ветра, и снов..., все п…гружа…тся в безмолвии… . 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

    Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

    Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

    Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

    Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

    Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

    Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

    Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

    Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

    Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...