Пропедевтическая работа по разделу "Орфография" в курсе основного образования при подготовке учащихся к ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Гаврилко Елена Викторовна

Это опыт работы учителя при подготовке к ЕГЭ. Ценность данного опыта заключается в том , что учителем разработана система методов и средств при обобщении и систематизации знаний учащихся в выпускном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

        « Средняя общеобразовательная школа№3 с. Дивное

           Апанасенковского района Ставропольского края

          Пропедевтическая работа по разделу  «Орфография» в курсе основного образования

          при подготовке учащихся к ЕГЭ

                                                          Опыт работы

                                                  учителя высшей квалификационной  категории 

                                                         МКОУ  СОШ №3 с. Дивное

                                                                             Гаврилко Е.В.

                                            октябрь 2012г.

1. Условия формирования опыта

Пока общественность размышляет над формой выпускных экзаменов (быть или не быть ЕГЭ), педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Учитель опять остался наедине со своими проблемами: учебников для подготовки к ЕГЭ нет, а учеников готовить надо; методических пособий много, а как найти одно, нужное и обеспечивающее качественную подготовку выпускников.

С переходом на профильное обучение в 10 класс приходят учащиеся с разным уровнем знаний. Как целенаправленно подготовить каждого к Единому государственному экзамену? Современный учитель русского языка должен активно включиться в освоение новой формы экзамена, овладеть необходимыми методами работы, чтобы выпускник выдержал сложное испытание, сдал ЕГЭ.

2. Цель и задачи опыта

Главная цель моей деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ – совершенствование практических орфографических и пунктуационных умений, связанных с анализом различных языковых умений, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. О том, как я организовываю свою работу, я и расскажу сегодня. Я поделюсь своим опытом по теме «Пропедевтическая работа  по разделу « Орфография» в курсе основного образования при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку».

Задачи:

  1. создание атмосферы заинтересованности  каждого ученика;
  2. стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без боязни ошибиться;
  3. использование системы непрерывного устного и письменного тренинга на уроке  и дома;
  4. психологически настроить ученика на ситуацию экзамена, научить управлять собой в условиях стресса.

3. Ведущая педагогическая идея  опыта

    В связи с введением ЕГЭ необходимо отказаться от количественных знаний учащихся, направить деятельность на сформированность универсальных  способов познания, мышления, практической деятельности.

4.Теоретическая база опыта

Правильно организованные упражнения должны вырабатывать обобщенные умения и сознательные навыки применять орфографические правила и оперировать грамматическими понятиями.

Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. упражнения должны иметь характер задач, вызывающих необходимость применять для их решения изученные учащимися приемы или способы умственной работы;
  2. для закрепления и совершенствования этих приемов необходимо количество повторений, достаточное для автоматизации умений и навыков;
  3. для выработки обобщенных умений следует варьировать языковой материал упражнений с тем, чтобы учащиеся привыкали применять понятия или правила  к языковым фактам и явлениям, находящимся в разнообразном лексическом и синтаксическом контакте.

5. Актуальность и перспективность опыта

ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.  Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает предмет и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету. Форма экзамена в 11 классе отличается от традиционных диктантов, сочинений, устных ответов.

Цель проведения уроков русского языка в старших классах – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, а самое главное – подготовка к ЕГЭ. Учителю необходимо выстроить свою систему подготовки учащихся к ЕГЭ.

Моя система подготовки к ЕГЭ строится на наиболее эффективных приемах обучения. Каждый ученик, имея свою образовательную траекторию, поэтапно осваивает необходимый материал, приобретает практические орфографические и пунктуационные навыки, что способствует успешной сдаче ЕГЭ.

6. Новизна опыта

В связи с введением ЕГЭ учителя в системе обучения стали активнее применять тестовые технологии. Я использую не только сборники тематических тестов, выпущенных Центром тестирования РФ для учащихся 5-11 классов. В условиях подготовки к ЕГЭ изменяю позицию ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта умения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего  нужные для этого способы действия. Поэтому привлекаю самих учащихся к составлению тематических тестов (по орфографии, пунктуации, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфоэпии и т.д.), поиску необходимой информации (примеры изобразительных средств из текстов художественной литературы).

Развивая компетентность учащихся, создаю условия, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации. Для этого мною созданы тематические папки с заданиями, различными тестами (обучающие, тематические, контролирующие). Работая с тематическими папками, ученик «двигается»  по индивидуальной образовательной траектории.

7. Трудоемкость опыта

Невозможно с начала 10 класса начать эффективную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ без имеющейся методической и дидактической базы. Учитель должен постепенно накапливать и создавать необходимые материалы. К сожалению, не по всем темам мною был накоплен материал к 10 классу. Это очень трудоемкая работа, только к середине 11 класса я создала тематические папки к части А.

 При создании этих папок пользовалась материалами методического журнала «Русский язык в школе», методическими пособиями ФИПИ, Г.Т.Егораевой, СенинойН.А., ЦыбулькоИ.П.

8. Технология опыта 

Успеха можно добиться, предусмотрев в своей работе четко 2 линии:

1) Знание теории по орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике;

2) Умение работать с тестами

(это есть тренажер – постоянная работа с тестами как одним из видов контроля)

I. Знание теории

Как добиться, чтобы все правила «уместились» в детской голове?

С 5 и до 9 класса веду тетрадь-помощницу, которая в 10-11 классах становится настольной книгой на уроках русского языка.

Все правила, схемы, таблицы, все исключения – все в этой тетради. Зная материалы ЕГЭ 11 класса, я уже в 5 классе акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 5 классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ.

Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал.

II. Умение работать с тестами

«Чтобы решать тесты, их нужно просто решать», - так я говорю ребятам.

В начале 10 класса обязательно рекомендую учащимся для подготовки к ЕГЭ учебные пособия, справочники, словари, диски, даю перечень сайтов, на которых размещены материалы ЕГЭ. Преподавание русского языка в 10-11 классах веду по рекомендованному учебнику под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. К сожалению, этот учебник не располагает достаточным материалом для работы по некоторым разделам орфографии, синтаксиса. Поэтому теоретический материал повторяем по учебному пособию В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и по учебнику Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина для 10-11 классов.

Знакомство с учащимися 10 класса начинаю с безоценочного диагностического теста за курс 5-9 классов. Что это мне дает? Выявление уровня работы с тестами, определение пробелов в области орфографии, пунктуации, групп учащихся с высоким, средним, низким уровнем подготовки. Такая деятельность позволяет мне скорректировать запланированную ранее работу по повторению. 85% учащихся из моего 10 класса оказались с низким уровнем подготовки. Поэтому системное повторение к тематическому планированию уроков русского языка в 10 классе построила с учетом подготовки учащихся.

В 10 классе основная задача при повторении – повторить с учащимися все части речи, все синтаксические конструкции. После повторения части речи обязательно провожу тестирование только по данной части речи, например, прилагательного . В ходе повторения морфологических признаков части речи обязательно повторяем все орфограммы, которые связаны с ее правописанием. Так, при повторении прилагательного учащиеся выполняют тренировочные упражнения по орфографии, самостоятельно составляют тесты на правописание  приставок, суффиксов, окончаний прилагательных. Таким же способом повторяем различные синтаксические конструкции. В конце 10 класса провожу обязательно репетиционную работу по материалам и в форме ЕГЭ. Результаты работы подробно обсуждаем с учащимися. Каждый ученик корректирует свою образовательную траекторию для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В помощь учащимся мною составлен перечень теоретического и практического материала к каждому заданию части А

В 11 классе передо мною стоит уже другая задача: при повторении совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений. Материал всего курса орфографии и пунктуации повторяем блоками. Например, «Безударные гласные в корне слова», сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные». Большую помощь при  таком повторении помогают обобщающие таблицы, алгоритмы, схемы Н.А.Сениной (приложение №4). После тщательного повторения правила обязательно провожу итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. К сожалению, количество уроков русского языка (2 часа в неделю) не позволяет отрабатывать умения по каждому правилу со всеми учащимися одновременно. Для этой цели я создала тематические папки, материалы которых помогают учащимся индивидуально ликвидировать пробелы по определенным орфограммам, пунктограммам.    

Каждая тематическая папка выстроена по определенной структуре:

  1. Теория (на каждую орфограмму или пунктограмму)
  2. Практические упражнения (на каждую орфограмму или    пунктограмму)
  3. Тесты (на каждую орфограмму или пунктограмму)
  4. Обобщающая таблица, схема, алгоритм
  5. Практические упражнения (на все орфограммы или пунктограммы этого блока)
  6. Контролирующий тест (на все орфограммы или пунктограммы этого блока)

Такой вид индивидуальной работы дает определенные результаты. Занимаясь по этой системе, учащиеся на  диагностических , тренировочных работах ( Стат град  5 работ), репетиционных работах в 11 классе е значительно улучшили свои результаты: увеличили количество баллов за часть А (приложение №5).

Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того, использую не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это – «скелет» предложения, его суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем предложения осложнены.

Систематическая работа по орфоэпии также влияет на повышение грамотности. Если орфоэпические упражнения однообразны, не вызывают интереса, то и на уроке они пройдут мимо ученика. Поэтому стараюсь разнообразить орфоэпические минутки. Например, слово агент. Сначала говорим о лексическом значении, а потом прошу учащихся вспомнить кинофильмы, современные детективы, в которых встречаются агенты. Жанр детектива сейчас очень моден, ученики называют много произведений, где герои – агенты полиции, милиции.

Народная мудрость гласит: «Кто не умеет слушать, тот не умеет говорить». Конечно, задача современного учителя русского языка – научить каждого ученика правильно говорить и писать, но сначала нужно научить их слушать. Слушать речь учителя, актера, диктора. Уметь не только слушать о чем говорят, но и как говорят. Когда ученики научатся слушать, можно переходить ко второму этапу: анализировать собственную речь, а также речь других носителей языка с точки зрения произносительных особенностей.

Сейчас, в последние годы, появилось много новых передач на центральном телевидении, радио. К, сожалению, уже нет таких дикторов, речь которых была образцом русского литературного произношения. Предлагаю внимательно послушать речь выступающих на телевидении и выполнить следующие задания:

  1. записать неправильные обороты, попытаться исправить конструкцию предложения;
  2. у кого есть возможность – сделать запись речи, потом проанализировать в классе;
  3. сильным учащимся предлагаю проанализировать саму речь говорящего: богатство лексики, стилистику, нормы ударения

Такие задания помогают учащимся сделать вывод, что нелитературное произношение отвлекает внимание от содержания высказывания и может действовать отрицательно на восприятие речи, затрудняя тем самым общение говорящего и слушателей.

   Обязательно перед началом учебного года составляю план работы по подготовке к ЕГЭ. Это систематизирует деятельность, позволяет планомерно работать над каждой частью ЕГЭ (приложение №6).

 При подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах  урок строю в соответствии с намеченной целью, части его могут переструктурироваться, но для совершенствования грамотности учащихся в каждый урок включаю обязательные этапы:

1. Словарно-орфоэпическая разминка (письмо по памяти, задания по орфоэпии, чтение орфоэпического минимума и т.д.)

1.1. Расставить ударение: апостроф, афера, балованный, береста, бытие, ветеринария, внесенный, газопровод, гофрировать, договор, жалюзи, завидно, завсегдатай, дремота, задолго, звонить, избалованный, исчерпать, искра, исповедание, камбала, кухонный, наискось, колледж, колос, красивее, откупорить, премировать, принудить.

1.2. Сгруппировать слова по ударению на определенный слог (1-ый, 2-ой, 3-ий): опека, откупорить, побеленный, подогнутый, поутру, приданное, углубить, раскупорить, свекла, снадобье, согбенный, согнутый, украинский, феерия, ходатайствовать.

2. Лексико-стилистическая разминка:

  1. определение лексического значения слова, составление словосочетания или предложения, различение слов- паронимов (В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть: 1. Мишка одел братишку потеплее, и они побежали к реке. 2. На выпускной вечер Ольга одела длинное серебристое платье. 3. Я одену тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.  
  2. подбор синонимов (антонимов) к словам  (Подберите к данным словам антонимы, сгруппируйте антонимические пары по частям речи: радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало,).

Данные задания направлены на обогащение словарного запаса учащихся.

3. Орфографическая разминка.

Это может быть:

  1. Словарный диктант слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка.

     Аттестат, баллада, без разбору, блокпост, бумеранг, винегрет, в диковинку, вестибюль, впотьмах, градация, дифирамб, дрожжи, званый, иероглиф, каллиграфия, клише, колонна, оккупация, пессимист, под мышкой, тушенка, фестиваль, ядреный, явственный.

  1. Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, знаки препинания, сделать разбор выделенных предложений.
  2. Орфографическое чтение (учитель объясняет принцип и цель работы, предлагает любой текст).

4. Пунктуационная разминка (Расставить знаки препинания, графически объяснить.

5. Теоретическая разминка (актуализация полученных ранее знаний, составление плана-конспекта (таблицы), алгоритма, правила).

6. Повторение пройденного на предыдущих занятиях:

  1. устный опрос;
  2. проверка домашнего задания.

7. Практические задания (выполняются устно или письменно):

  1. Упражнения по темам из любого учебника или пособия.

Правописание н, нн в суффиксах имен прилагательных.(Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин)

1. Мы – рж…ые, толоко…ые, пестряди…ые, вы – чугу…ые, бето…ые, электрические, млечные.2. В буре электрического света умирает ю…ая Джульетта. 3. Шумели тучи в небе полуде…Ом, как в паводок плывущие плоты. 4. И каждый вечер, в час назначе…ый (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваче…ый, в тума…ом движется окне. 5. Всюду пестрели голубые гроздья журавли…ого гороха, золотые чашечки кури…ой слепоты, цветы иван-да-марьи. 6. И опять кольнут доныне неотпуще…ой виной, и окно по крестовине сдавит голод дровя…ой. 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утре…ей заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. 8. Он (Онегин) три часа по крайней мере пред зеркалами проводил подобный ветре…ой Венере…

- Упражнения (задания) по стилистике, развитию речи из любых учебников, пособий, упражнений из методической копилки учителя.

Определить стилистический характер использования выделенных предлогов. (Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика)

1. Я увидел, что, благодаря болтливости ямщика, меня принимали как придворного временщика. 2. Она бала одета, чтобы ехать в спектакль. 3. Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря. 4. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами. 5. Марья Степановна занялась распоряжениями касательно убранства гостиной и выгрузки разного хлама, привезенного на четырех подводах из деревни. 6. Я согласен на то, чтобы допустить его переночевать эту ночь в этом доме, ввиду болезненного состояния его.

9. Результативность опыта

Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ. Необходимо как можно больше тренироваться в выполнении тестовых заданий. Это позволит учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Результаты репетиционных работ по материалам и в форме ЕГЭ

Часть А

Кол-во баллов

10 класс

11класс,

декабрь

11 класс,

 март

11 класс, апрель

0 - 10

2

1

-

-

11 - 15

10

8

6

5

16 - 20

7

7

8

7

21 - 25

2

5

6

26 - 30

1

Список  литературы.

1. Евграфова С.М. Тяжело в учении – легко на экзамене // «Русский язык» 2004, № 34, с. 20-24.

2. Жданова И.В. Единый государственный экзамен: плюсы и минусы // «Русский язык» 2006, № 2, с. 44-45.

3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ // «Интеллект-Центр», 2007.

4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Журнал «Русский язык в школе» 2005, № 5, с. 25-26.

5. Лукашевич Е.В., Кузнецова Н.А. Анализ контрольно-измерительных материалов и результатов ЕГЭ по русскому языку «Русский язык» 2005, № 8, с. 4-10..

 86 Единый государственный экзамен 2006-2007: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.

7 Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – 5-е издание, перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. (Серия «ЕГЭ 100 баллов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике для организации итогового контроля за курс основного общего образования

Тест разработан для диагностики предметных компетенций по физике за курс основного общего образования. Разработка проводилась в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Диагностика учебных ...

Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....

Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования

Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и  авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...

Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа   для 5...