Особенности речи современной молодежи
статья по русскому языку на тему
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ МО КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Районная конференция
учителей русского языка и литературы
Выступление тему:
«Особенности речи современной молодёжи»
Подготовил:
Дорофеева Т.Ю., учитель русского языка
и литературы,
МКОУ «Майская ООШ», I категория.
2012год
Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Поэтому проблема нашего исследования: что же происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нем наблюдать за последние полтора-два десятилетия? И как эти факторы влияют на речь современной молодежи?
2007 год в России был объявлен Годом русского языка. Учащиеся МКОУ «Майская ООШ» вместе с учителем русского языка и литературы Дорофеевой Т.Ю. сняли видеоролик «Речь современной молодежи». Данный материал неоднократно использовался на уроках и во внеурочное время. Поэтому решено было провести исследование «Особенности речи современной молодежи»
Гипотеза: как часто ученики нашей школы используют в речи жаргонные слова, с какой целью они это делают и как можно исправить их речевую грамотность?
Практическая значимость выполняемой работы: показать на примере диаграммы тенденции к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков.
Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов. Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:
1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков;
2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании;
3. Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
Методы исследования: изучение материалов литературных источников, газет, справочной литературы, анкетирование, анализ и обобщение полученных данных
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов. Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.
Итак, основное, заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи. И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
Молодежь чувствительно откликнулась на перемены в обществе. На фоне всеобщей речевой неграмотности возникает молодёжный сленг. Компьютер, Интернет и другие современные технологии диктуют свои ритмы, навязывают определённую эстетику и вводят в употребление специальные термины и их сленговые варианты: «завис», «скачал», «нарисовался».
Молодёжный сленг возникает как некая возрастная особенность и необходимость в подсознательном закреплении и утверждении своих личностных прав. Подростки, говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой -то степени защищены от взрослого мира. При этом в большинстве случаев ребёнок и сам понимает абсурдность и несовершенство своей речи, но сленг помогает ему адаптироваться в сложной, а иногда и враждебной для него среде. Часто дети эпатируют взрослых, доказывая своё право на самостоятельность. Это возрастное и социальное разделение является вполне естественным.
Система школьного образования активно использует краткие изложения классических произведений, тесты, шпаргалки, рабочие тетради, которые ведут к отсутствию речевого навыка. Выпускник школы, а порой и выпускник института с трудом выражает свои мысли не потому, что их нет, а потому, что отсутствует речевая практика и контроль.
В последние 10-15 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие. Жанр художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь, как образец, - за редчайшим исключением отсутствует.
Все эти процессы, происходящие с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать, анализировать и в результате пытаться сохранить (с учётом новых преобразований) языковые традиции.
К примеру, избавиться от слов паразитов можно за два-три дня внимательного «надзора» за своей речью, борьба со скороговоркой основана на вдумчивости, осознании смысла проговариваемого текста, очищение речи от неправильных ударений и словосочетаний («звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо соскучился или скучаю, «без понятия» вместо не имею понятия, не знаю) требует внимания к языку в целом и к своей речи в частности.
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся нашей школы. Опрошено было 10 учеников. Нам необходимо было выяснить, что современные ученики употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование, в котором рассматривались вопросы жаргонизации речи учащихся.
Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества на богатых и бедных, изменение межличностных отношений. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении школьников. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке. Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного ученика:
1. Социальные факторы.
2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).
3. Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/04/picture-81239-1525396409.jpg)
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-279147-1376895119.jpg)
Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"
Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/22/picture-897925-1487795047.jpg)
Презентация по русскому яыку на тему: "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Презентация будет интересна при изучении темы "Фразеологизмы"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-1067908-1539166566.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ТАТУИРОВАНИЯ
Выявление особенностей самооценки молодых людей с татуировками- задачи исследования- структура работы- оснавные тезисы- методы исследования- результаты исследования- корреляционный анализ- Анализ знач...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1197547-1575898597.jpg)
Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»
Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...