Главные вкладки

    Особенности речи современной молодежи
    статья по русскому языку на тему

    Дорофеева Татьяна Юрьевна

    Общение относится к числу важнейших  для  подростка  и  старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как  будет  складываться  общение,  зависит формирование  будущей  личности.  При  общении  речь  современной   молодежи приводит  в  негодование  учителей,   родителей,   представителей   старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть  о чем беспокоиться: по данным последних  исследований,  в  подростковой  среде степень жаргонизации речи превышает  50%  для юношей и  33%  для  девушек,  т.е.  зашибись,  улёт,  отпад,  супер,  круто, классно,  клёво  и  подобные  словечки  наполовину  вытесняют   литературные выражения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    АДМИНИСТРАЦИИ МО КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

    Районная конференция

    учителей русского языка и литературы

    Выступление тему:

    «Особенности речи современной молодёжи»

    Подготовил:

     Дорофеева Т.Ю., учитель русского языка

     и литературы,

    МКОУ «Майская ООШ», I категория.

    2012год

               Общение относится к числу важнейших  для  подростка  и  старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как  будет  складываться  общение,  зависит формирование  будущей  личности.  При  общении  речь  современной   молодежи приводит  в  негодование  учителей,   родителей,   представителей   старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть  о чем беспокоиться: по данным последних  исследований,  в  подростковой  среде степень жаргонизации речи превышает  50%  для юношей и  33%  для  девушек,  т.е.  зашибись,  улёт,  отпад,  супер,  круто, классно,  клёво  и  подобные  словечки  наполовину  вытесняют   литературные выражения. Поэтому проблема нашего исследования: что же происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нем наблюдать за последние полтора-два десятилетия? И как эти  факторы влияют на речь современной молодежи?

         2007 год в России был объявлен Годом русского языка. Учащиеся  МКОУ «Майская ООШ» вместе с учителем русского языка и литературы Дорофеевой Т.Ю.  сняли видеоролик «Речь современной молодежи». Данный материал неоднократно использовался на уроках и во внеурочное время. Поэтому решено было провести исследование «Особенности речи современной молодежи»

    Гипотеза: как часто ученики нашей школы используют в речи жаргонные слова, с какой целью они это делают и как можно исправить их речевую грамотность?

    Практическая значимость выполняемой работы: показать на примере диаграммы тенденции   к   возрастанию   уровня жаргонизации  речи  среди  подростков.

        Цель настоящей работы состоит в изучении  причин  употребления  в  речи подростков большого количества жаргонизмов. Для достижения поставленной цели в  работе  предусматривается  решение целого ряда поэтапных задач:

      1.  Роль  социальных  факторов   в   формировании    речи   современных        подростков;

      2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании;

      3. Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности  пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.

    Методы исследования: изучение материалов литературных источников, газет, справочной литературы, анкетирование, анализ и обобщение полученных данных

        Молодежная  речь  отражает  неустойчивое  культурно-языковое  состояние общества, балансирующее на грани литературного языка  и  жаргона.   В  разные  периоды  истории  сообщества людей,  объединенные  общим  делом,  общими  интересами,  а  более  всего  – сознанием братства и отчужденности  от  остального  общества,  изобретали  и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было,  чтобы посторонние их  не  поняли,  –  и  отсюда  всякие  приемы  зашифровывания  и метафоризации, переноса значений слов. Сейчас  же  так  называемый  общий  жаргон  –  заниженный  стиль  речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится  привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А  также присутствующая в современном  обществе  актуальность  культурных  достижений западной цивилизации -  вполне  естественная  плата  за  шаг,  сделанный  ей навстречу. То, что там связано с индустрией  шоу,  в  основе  которой  лежат несколько эксплуатируемых обществом  идей,  связанных  с  деньгами,  сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно  как  некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.

        Молодежь,  являясь  преимущественным  носителем  жаргона,  делает   его элементом поп-культуры, который в  свою  очередь  делает  его  престижным  и необходимым для самовыражения.    Другой причиной употребления в  молодежной  речи  жаргонизмов  является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.  Несмотря на  утвердившиеся  представления  о  старшеклассниках  как  о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти  немало  свидетельств  их поглощенности настоящим.  Даже  самоопределение,  хотя  и  направлено  всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется  как самоопределение в настоящем –  в  практике  живой  реальности  и  по  поводу текущих событий. С этих позиций  следует  оценивать  и  значение  общения  – деятельности,  занимающей  огромное  место  в  жизни  подростков  и  старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.

        Итак, основное,  заслуживающее осуждения  качество  молодежного  жаргона, который   формируется   кругом   общения   подростка,   –   его   выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он  проявляется  и в  заниженности  тех  сфер  лексики,  откуда  черпаются  ее  ресурсы,  и   в стилистически заниженных  грамматических  средствах,  используемых  в  речи. И, наконец, в значительной  доле  заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный  выбор,  осуществляемый в  речевом  поведении  между  подростками.   А   речевое   поведение   также регулируется нормой или антинормой.  Современный молодежный  жаргон  выбирает антинорму.

              Молодежь   чувствительно откликнулась на перемены в обществе. На фоне всеобщей речевой неграмотности возникает молодёжный сленг. Компьютер, Интернет и другие современные технологии диктуют свои ритмы, навязывают определённую эстетику и вводят в употребление специальные термины и их сленговые варианты: «завис», «скачал», «нарисовался».

          Молодёжный сленг возникает как некая возрастная особенность и необходимость в подсознательном закреплении и утверждении     своих личностных прав. Подростки, говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой -то степени защищены от взрослого мира. При этом в большинстве случаев ребёнок и сам понимает абсурдность и несовершенство своей речи, но сленг помогает ему адаптироваться в сложной, а иногда и враждебной для него среде. Часто дети эпатируют взрослых, доказывая своё право на самостоятельность. Это возрастное и социальное разделение является вполне естественным.

    Система школьного образования активно использует краткие изложения классических произведений, тесты, шпаргалки, рабочие тетради, которые ведут к отсутствию речевого навыка. Выпускник школы, а порой и выпускник института с трудом выражает свои мысли не потому, что их нет, а потому, что отсутствует речевая практика и контроль.

    В последние 10-15 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие. Жанр художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь, как образец, - за редчайшим исключением отсутствует.

    Все эти процессы, происходящие с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать, анализировать и в результате пытаться сохранить (с учётом новых преобразований) языковые традиции.

         К примеру, избавиться от слов паразитов можно за два-три дня  внимательного «надзора» за своей речью, борьба со скороговоркой основана на вдумчивости, осознании смысла проговариваемого текста, очищение речи от неправильных ударений и словосочетаний («звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо соскучился или скучаю, «без понятия» вместо не имею понятия, не знаю) требует внимания к языку в целом и к своей речи в частности.       

               Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся  нашей школы.  Опрошено  было  10  учеников.   Нам необходимо было выяснить,  что  современные  ученики употребляют  в своей  речи  и  реакция  на  их  речь  взрослых.  Для   этого   мы   провели анкетирование, в котором рассматривались вопросы жаргонизации речи учащихся.

    Анализ полученных нами  результатов  позволяет  сделать следующие выводы:

     1.  Все  опрошенные  учащиеся  отметили,  что  считают   жаргонизацию  речи   неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет  им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по  школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

     2. При изучении уровня  жаргонизации речи выявлено: первое место  у  юношей занимают матерные слова,  для девушек жаргон является прежде всего игрой слов,  придание  речи  легкого  юмористического  характера.   В    нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих  в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.

     3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися  социальными условиями – приоритет материальных ценностей,  разделение  общества  на богатых и бедных, изменение межличностных отношений.  Ребята  все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью,  злостью.  А  это,  в  свою очередь,  приводит   к  протесту,  который  выражается,   в   частности, повышенной  жаргонизацией  речи  при  общении  школьников.  Общение   со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть   значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить  с  ними  как можно больше времени – гулять,  отдыхать,  развлекаться,  а  значит,  они должны разговаривать на «своем»  (жаргонном) языке.   Таким образом,  полученные  данные  в  ходе  исследования  подтверждают выдвинутую  нами  цель:  наблюдается    тенденция   к   возрастанию   уровня жаргонизации  речи  среди  подростков.   Если обобщить  полученные  данные,  то  можно  описать  причины  увеличения  доли жаргонизации речи современного ученика:

     1. Социальные факторы.

     2.  Значимость  «своего»  (жаргонного)  языка  для   общения   со сверстниками (желание подростка утвердиться  как  среди  своих сверстников, так и в собственных глазах).

     3. Влияние СМИ (чтение газет  и   молодежных  журналов,  просмотр телепередач) на речь подростка.

             Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

    Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....

    Культура речи современной молодежи

    Культура речи современной молодежи...

    «Особенности виртуального общения молодежи

    «Особенности виртуального общения молодежи...

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИКИ ТАТУИРОВАНИЯ

    Выявление особенностей самооценки молодых людей с татуировками- задачи исследования- структура работы- оснавные тезисы- методы исследования- результаты исследования- корреляционный анализ- Анализ знач...

    Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

    Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...