Интерактивные формы работы на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Интерактивные формы работы на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Глава 1. Теоретические основы интерактивных методов обучения        

1.1. Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе        

1.2. Формы и методы интерактивного обучения        

Глава 2. Проведение интерактивных методов обучения русскому языку        

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения на русском языке        

2.3. План-конспект урока на тему «Глагол» для учащихся 5 – го класса.        

Список использованной литературы:        


Глава 1. Теоретические основы интерактивных методов обучения

1.1. Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для:

- постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

- выбора различных способов деятельности для достижения результата;

- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;

- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;

- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;

- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.

В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.

Одной из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении.

Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники.

Необходима серьезная разработка методической системы обучения учащихся информатике и современным информационным технологиям, в первую очередь разработка и совершенствование форм и методов обучения. Необходима направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний, на эффективное воспитание и развитие школьников. Существующая в школах методика должна отражать идейно-философскую сторону обучения, мировоззренческий аспект, воспитательные возможности и образовательные ценности. Функции информатики связаны с раскрытием роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе, с формированием навыков использования компьютеров как специфического средства решения учебных задач, реализацией задач профессиональной ориентации школьников.

Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения.

Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы, однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и интегрирования с академической наукой необходимо наладить выпуск интерактивных учебных материалов на электронных носителях.

Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования. Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно проверить свои знания при использовании независимого контроля.

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности. В начальной школе курс информатики должен носить развивающий, прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение и преподаватель информатики.

Различные объективные причины (старые традиции, требования программы и т. д.) мешают учителю изменить себя. Занятия на уроке информатики вместили в себя все то, что с трудом помещается в традиционные школьные уроки.

Ученики становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий.

ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

· активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

· достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

· развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;

· снижению дидактических затруднений у учащихся;

· повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

· приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе)); использование анимации в слайдах; мультимедиа - панорама (более интересный приём наглядности).

Исследование, описываемое в статье А. Зверева [14; с.125], начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» [15;с.29].

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми .же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».[18; с.150]

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Стратегию интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

- субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

- многосторонней коммуникации;

- конструировании знаний учащимся;

- использовании самооценки и обратной связи;

- активности учащегося.

Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «методы интерактивного обучения», мы сравним традиционное обучение и активное обучение, выбрав следующие параметры:

- Цели

- Позиция учащегося и педагога

- Организация коммуникации в учебном процессе

- Методы обучения.

- Принципы интерактивного подхода

- Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к

- обучению

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Чтобы конкретизировать разговор о целях, достигаемых в стратегии активного обучения, воспользуемся таксономией когнитивных (познавательных) целей Б. Блума, которая сейчас активно обсуждается в педагогическом сообществе [16;с.71]. Если следовать разработанной Б. Блумом таксономии, то знания - это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) - высшего порядка.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

В то же время данные методы содержит еще один блок целей, реализация которых способствует развитию у учащихся социальной компетентности (умение вести дискуссию, работать в группе, разрешать конфликты, слушать других и т. д.).

1.2. Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Система оценки деятельности учащихся:

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!» (по Г.А. Цукерману).

Актуальной задачей современной начальной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся - интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

К таким технологиям можно отнести:

- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Сегодня в самом общем виде определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям стал известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Технологии интерактивного обучения.

1. Работа в парах. 2. Ротационные (сменные) тройки. 3. Карусель. 4. Работа в малых группах. 5. Аквариум. 6. Незаконченное предложение. 7. Мозговой штурм. 8. Броуновское движение. 9. Дерево решений. 10. Суд от своего имени. 11. Гражданские слушания. 12. Ролевая (деловая) игра. 13. Метод пресс. 14. Займи позицию. 15. Дискуссия. 16. Дебаты.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

- как они общаются,

- как реагируют на чужую мысль,

- как улаживают назревающий конфликт,

- как аргументируют свою мысль и т. д.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры, порядок работы;

- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включенности в общую работу;

- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

классу:

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Глава 2. Проведение интерактивных методов обучения русскому языку

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения на русском языке

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Рассмотрим три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

- Презентации, демонстрация и моделирование.

- Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

- Повышение активности учеников на уроке.

- Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.

- Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

- Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

1. Презентации, демонстрация и моделирование

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

2. Повышение активности учеников на уроке

Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

3.Увеличение темпа урока. Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- соответствующее программное обеспечение

- интерактивная доска.

Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на интерактивную доску. Прикосновения к поверхности интерактивной доски передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере.

Интерактивные доски могут быть прямого или обратного проецирования. При прямом проецировании проектор находится перед поверхностью интерактивной доски, при обратном проецировании - сзади. Отдельные модели интерактивных досок могут быть оснащены специальными карманными компьютерами, для обмена данными с интерактивной доской.

Более дорогие модели интерактивных досок не используют проектор, а представляют собой большую сенсорную плазменную панель.

Интерактивные доски бывают 3-х типов:

Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении. Такие доски имеют мягкую, гибкую поверхность, подобную винилу, состоящему из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и прикосновением к доске руками или иными предметами. Специальные маркеры могут быть настроены (в прилагающемся программном обеспечении) на отображение различных цветов.

Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы. Эти доски подобны традиционным - их поверхность твердая. Они управляются специальными электромагнитными ручками (маркерами), работающими на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.

Лазерные доски. Эти доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности. Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают на компьютер.

Мы рассмотрели, возможности, которые дает использование интерактивной доски в образовании, убедились, что интерактивная доска - это современное средство, позволяющее сделать обучение в школе более эффективным. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.

Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:

1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) - 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа) - 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.

5. Обобщение и результат - 5 мин.

6. Оценка - 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.

Важность урока обусловлена не только его содержанием, но и формой тоже. Урок полезен еще и тем, что учить думать. Урок приносит пользу тогда, когда возбуждает живой интерес, радикальную реакцию у учеников. Еще заставляет их войти в дискуссию, вести себя согласно материалу. Такой урок не только станет живым и интересным, но и внедрит ученикам навыки мышления, которые останутся с ними на всю жизнь.

Только не каждый материал, особенно те, которые имеются в учебниках, даст возможность использовать выше названные категории. Поэтому если мы вместо текста в учебнике будем применят газетный материал, или вместо того, чтобы читать текст будем рассказать им какую-то историю, представим фото или произведение искусства, сделаем презентацию с помощью компьютера и проектора, одним словом если сделаем урок разноцветным, он станет тем лучше.

Мы разделяем процесс планировки урока на три этапа:

1. До урока;

2. Сам урок - ведется с применением ИКТ (с использованием электронного учебника);

3. После урока.

До перехода к содержанию урока ставим вопросы перед учениками о важности этой или другой темы, а также о целях и задачах, которые ставит перед учениками данная тема. Вопросы задаются в форме теста-игры подготовленной с помощью компьютерной программы (например, ток-шоу «Кто хочет стать миллионером»).

Во время ведения беседы с учениками по поводу уровня и типов вопросов необходимо обратить внимание на следующее:

- Знание: способность довести информацию в услышанном виде.

- Восприятие: воспроизведение любой мысли своими словами или каким-то другим способом

- Применение: выполнение задачи только что освоенным методом.

- Анализ: умение найти причины, результаты и другие компоненты какой-то сложной идеи.

- Синтез: воссоединение воедино несколько разных идей, воспроизведение нового варианта старой идеи.

- Оценка: способность оценки конкретной идеи, или источника по поводу полного соответствия для объяснения какого-то тезиса.

В этапе мышления урока ученики должны сделать для себя некоторые выводы. На этом этапе ученикам раздаются заранее подготовленные вопросы. Все участвуют в этих обсуждениях активно.

Знания учеников укомплектовываются после обсуждений этих вопросов, получением новых информаций в конце урока.

Результаты, полученные интерактивными методами обучения и использования ИКТ в уроке:

После проведения уроков методами, перечисленными выше, у учеников повышается способность мыслить и развиваются следующие направления:

1. От индивидуальности к общественному

2. От зависимости к независимости

3. К навыкам использования ИКТ

4. От интиуции к логике

5. От единомыслия к альтернативности

6. К творчеству и визуальным эффектам

7. Эволюция навыков ведения независимых исследовательских работ

8. Повышаются способности анализировать, исследовать, освоить и обобщать

9. Формируется способность охарактеризировать любой объект, окружающий нас

11. Ученики знакомятся с компьютерными программами

12. Формируется способность представить в форме презентации личные исследования

13. Создается способность свободно выступать перед аудиторией

2.3. План-конспект урока на тему «Глагол» для учащихся 5 – го класса.

Ход урока:

Цели:

Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”;

Развивающая: закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени, глаголов 1 и 2 спряжения.

Воспитательная: пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.

Оборудование: картины природы представлены на проекционный экран через мультимедийный проектор, выставка книг о природе “Мы твои друзья, природа!”, музыкальный проигрыватель, музыкальный диск, маркеры, бумага.

Тип урока: урок-путешествие

Методы и приемы: активные методы обучения, работа в группах

Ход урока

Организационный момент. (7 мин.)

Вступительное слово учителя:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

Тема сегодняшнего урока “Берегите природу!” Сегодня мы будем повторять тему “Глагол”. Но урок будет несколько необычным, потому что мы будем работать только с предложениями о природе.

Итак, чтобы отправиться в путешествие по реке Глагол, нужно разделиться на группы. Для этого нам нужно образовать круг и каждому сесть на свой стул. Я буду ведущей. Игра называется “Смешанный лес”. (Игра проводится для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы)

Описание игры: участники сидят в кругу на креслах (кресла должны быть крепкими и за ними не должно быть острых предметов). Тренер считает участников, давая им названия деревьев (береза, дуб, липа, клен). Тренер объясняет правила. Человек, стоящий посредине (вначале это тренер) это лесник, который будет сажать деревья. Когда меняются местами. В это же время лесник старается занять место одного из пересаживающихся. Новым лесником становится тот, кто остался без кресла. Когда тренер крикнет: “Смешанный лес”, местами меняются все. В конце тренер просит, чтобы участники, которые имеют название одного дерева, сели за один столик, другого - за другой и таким образом использует это упражнение для раздела на группы.

Учитель: А сейчас мы займем свои места в лодках. В лодку с № 1 присядут березы, в лодку № 2 -дубья, в лодку № 3 - липы, в лодку № 4 - клен.

(Образованные группы садятся за отдельные столы по четыре человека.)

Итак, лодки готовы к отправлению. Рассаживаемся в свои лодочки и отправляемся в путешествие. Во время путешествия вы окунетесь в прекрасный мир природы, красоты, солнца, цветов. Ребята, обратите внимание. На доске изображены грибы, деревья, цветы, бабочки. Красиво? (Да!) Ваша задача - решить все задания правильно, чтобы сохранить эту красоту: не сломать грибы, не распилить деревья, не сорвать цветы, не истребить бабочек… Правильные ответы вы будете закреплять на грибы, цветы, деревья и т.д. За правильные ответы каждая команда будет получать красные жетоны, зеленые - если будут в работах ошибки. Первая остановка называется “Грибная”.

“Грибники”

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы.

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

(Р. Кучеренко)

Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов: грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным.

(Каждая группа получает задание. Во время выполнения задания звучит негромкая музыка)

Работа в группах (8 мин.)

Задание 1

Лодка № 1

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Я в красной шапочке р…сту

Среди корней осинок,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик).

Лодка № 2

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке,

На шляпке - горошки.

А люди говорят,

Что в нем опасный яд. (Мухомор)

-Чем полезны мухоморы?

Лодка № 3

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята)

Лодка № 4

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые ... (Лисички)

(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к грибу)

Учитель: Вы замечательно справились с заданиями. Молодцы! А теперь мы снова делимся на группы. (Учитель раздает учащимся разноцветные листья: березовые, дубовые, кленовые, липовые. Создаются группы по видам листьев) А теперь рассаживаемся в лодки и отправляемся дальше по реке Глагол. Следующая станция называется “Лесная”. В добрый путь!

“Наряжайся, елка!”

В лесу родилась елочка,

В лесу должна расти,

Не нужно рубить елочку

И в дом ее нести.

В лесу так елке весело,

Метель поет ей песенки.

Укрыты веточки снежком,

Стоят все елочки рядком.

Не мерзнет елочка зимой,

Не просит брать ее домой.

Идите в лес вы к елке сами,

И праздник встретьте там с друзьями.

Не стоит елочку губить,

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди!

-Ребята, вспомните, когда вы ходили на экскурсию в лес?

-Что интересного было в лесу?

-А как надо вести себя в лесу?

-Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Работа в группах (8 мин.)

Задание 2

Лодка № 1

Прочитайте. Найдите в тексте глаголы. Определите их вид.

Верхняя мутовка.

Утром лежал вчерашний снег. Потом выглянуло солнце, и при северном холодном ветре весь день носились тяжелые облака. Стволы нестарых елей покрылись зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел новой будущей мутовки.

(Мутовка - группа ветвей, листьев или цветков, расположенных на стебле на одной высоте)

Лодка № 2

Прочитайте. В скобках обозначьте цифрами время глаголов (настоящее - 1, будущее - 2, прошедшее - 3)

Летние грозы проходят (... ) над землей и пропадают (... ) за горизонтом. Народ говорит (... ), что туча не прошла (... ), а свалилась (... ). Лето быстро пройдет (... ), а на землю вновь обрушатся (... ) холодные осенние дожди.

Лодка № 3

Прочитайте. В скобках обозначьте цифрами время глаголов (настоящее - 1, будущее - 2, прошедшее - 3)

Пришел (...) сентябрь. После лета наступила (...) золотая осень. По опушкам растут (...) грибы. Грибники несут (...) их полными кошелками. Уже улетели (...) ласточки. Готовятся (...) к дальнему пути гуси. Зашумит (...) скоро осенняя непогода.

Лодка № 4

Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- и объясните его употребление.

Туман начинал расходит…ся. Солнце садит…ся за темную полоску леса. Капельки росы переливают…ся на солнце разными цветами. Чувствует…ся дыхание весны. Клубят…ся тучи, млея в блеске алом, хотят в росе понежит…ся поля.

(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к дереву)

Учитель: Вы прекрасно справились и с этим заданием. И мы снова делимся на группы. (Учащимся раздаются цветы (разноцветные), делимся по цвету). Ребята, вас ожидает еще одна станция “Цветочная”. Успехов вам, ребята!

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты,

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву.

Работа в группах (8 мин.)

Задание3

Лодка № 1

Прочитайте. Зачеркните ненужную букву. Подчеркните “третье лишнее” слово.

ум (и,е)рать, расст (и,е)лать, зап(и,е)реть.

бл (и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный

изл(а,о)гать, предпол(а,о)жить, предпол(а,о)гать

Лодка № 2

Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- знак. Объясните.

Бывают дни, когда не можеш(..?) усидеть дома. Выходиш(..?) за калитку, поднимаеш(..?)ся на пригорки, осматриваеш(..?)ся вокруг. Любуеш(..?)ся необъятными просторами, прислушиваеш(..?)ся к песне жаворонка. Иногда углубляеш(..?)ся в лес и отдыхаеш(..?) там. Или решаеш(..?) пойти на рыбную ловлю. Тогда собираеш(..?) удочки, торопиш(..?)ся.

Лодка № 3

Прочитайте. Подчеркните глаголы второго спряжения.

Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертывается легко и быстро. (И.С. Тургенев).

Лодка № 4

Прочитайте. Подчеркните глаголы первого спряжения.

Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, возле красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. (И.С. Тургенев).

(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к цветку).

Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком”.

Заключение. (4 мин.)

Учитель: Ребята, вы показали прекрасные знания по теме “Глагол”, показали, как хорошо и дружно вы умеете работать в группах. Посмотрите на свою работу. На доске красивая природа: и грибы, и деревья, и цветы. Красиво? (Да!) А если бы оно было настоящим? Было бы еще красивее? (Да!) “Что красивей всего?” (Красивей всего живая, нетронутая природа: звери и птицы, деревья и травы )

В конце урока я прочту стихотворение Е.Шкловского “Ты береги нас”

Ты береги нас.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

“Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:

“Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

“Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: “Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу”. (Е. Шкловский).

Итог урока (2 мин.)

(Учитель оценивает работу групп)

Беседа (10 мин.)

- Ребята, сегодня мы с вами много говорили о природе: читали предложения, сами составляли предложения о природе, рассматривали картины природы. Красиво? (Да!) А эта красота вечна? (Нет!)

- Почему люди продолжают относиться к природе потребительски, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, истреблять животных, вылавливать рыбу? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? (Природа погибнет. Мы должны сохранить природу.)

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и напишите, что конкретно вы можете сделать для того, чтобы как-то помочь природе, какую пользу вы можете ей принести? Напишите и свои предложения повесьте на “Ковер идей”. А теперь подумайте и приклейте зеленую наклейку туда, что вы может быть сделаете, а красную наклейку туда, что вы сделаете обязательно!

- Ребята! А теперь давайте сядем в круг и подведем итоги. Что вам сегодня понравилось? А что бы вы сделали по - другому? Что вам показалось самым интересным? А какое задание показалось самым трудным? (дети отвечают на вопросы, передавая “микрофон” по кругу) Спасибо!

Домашнее задание: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение - миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.


Список использованной литературы:

1. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960г. 162с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2004

5. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.

6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.

7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005г

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.

9. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.

10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.

11. Булдыбаева, С. «Кто быстрее? Кто лучше? Кто больше?» : лингвистический турнир на уроке русского языка : тема урока : «Звуки и буквы» / С. Булдыбаева // Классный руководитель. - 2005. - № 3. - С.31.

12. Ильичева, О.Н. Имя существительное : нестандартный урок //Русский  язык и литература: преподавание в школе, колледжах и вузах. - 2005. - № 3. - С. 12-

13. Каражигитова, Т.А. Личностно - ориентированное обучение - современный подход к реализации в практике работы школ //Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 193-196.

14. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975г.

15. Горлова Л.А. Нетрадиционный урок - урок творчества: из опыта работы школы-гимназии № 12 г. Талдыкоргана. Предлагаются схемы, выводы по итогам / Л.А. Горлова // Открытая школа (РК).- 2005. - № 3. - С. 18-19.

16. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время // Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2. - С. 170-177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Использование интерактивных форм работы на уроках немецкого языка

Использование интерактивных форм работы при чтении аутентичного текста....

Интерактивные методы работы на уроках русского языка и литературы

Групповые приемы и формы  работы на уроках русского языка и литературы...

Интерактивные методы работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ

В статье " Интерактивные методы работы на уроках русского языка" даны практические рекомендации по работе с обучающимися по подготовке к государственной итогоыой аттестации, но не при помощи...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете "Интерактивные формы обучения на уроках русского языка и литературы"...