Урок-игра по теме "Лексика" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Такой урок можно провести в конце изучения темы "Лексика" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moy_leksika_5_klass.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме «Лексика»

5 класс

Учитель: Мельник Н.В.

Цели урока: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с оксюмороном, градацией, научить определять роль синонимов, антонимов, оксюморонов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оформление урока: рисунок с теремом, конверты с адресами

Вступительное слово учителя:

-    В чистом поле теремок,

    Он не низок, не высок.

    Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

- Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:   Не мед, а ко всему липнут? СЛОВА (прикрепить над домом табличку)

- Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав?

 (Лексика)

- Ребята, а для чего служат слова, зачем они нам нужны?

- Сегодня мы закрепим знания, полученные вами при изучении темы «Лексика»

- Прослушайте стихотворение (оно у каждого на столах без знаков препинания, слова почта, почтальон выделены):  

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

 - Выделите грамматическую основу в этом предложении. Чем интересно это предложение с точки зрения синтаксиса и пунктуации?  (однородные подлежащие, отделены запятыми; однородные обстоятельства )    

- Зачем нужно двоеточие? (обобщающее слово при однородных членах)                  

- Запишите словарное слово ПОЧТА  и определите его лексическое значение. С помощью толкового словаря выясните, однозначное  или многозначное оно.

- Найдите однокоренное ему слово.   (Почтальон).  А что оно обозначает?

- В каком знаменитом мультфильме работает самый лучший почтальон?

- Конечно же почтальон Печкин! И именно он нам сегодня будет доставлять почту.  А почта не простая, заказная, т.е. предназначенная только нам с вами.

Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.  Что вы о нем знаете? Найдите его значение в толковом словаре.

- А вот первое письмо от почтальона?

Ученик читает адрес на конверте:

              Куда          Русский язык

              Кому:        Словам, близким по значению

- Что это за слова? (синонимы)

- Кто из вас будет «Синонимом», способным подобрать себе «братьев»?  (Выходит ученик)

Ты – синоним и зовут тебя «СМЕЛЫЙ». Назови имена остальных своих братьев….   Посмотрим, всех ли братьев ты нам назвал: (храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

- Вскрывай конверт, что тебе пишут?

«Дорогие братья - синонимы. Хотели обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.»  («После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Он шёл полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, он стал там прилежно работать»). Отредактируйте текст, используя синонимы.

Слово учителя:

-Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый (антонимы)

- Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо  и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

- Помогите братьям прочитать письмо.

(«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…»)

Запишите эти антонимы.

Слово учителя:

- Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка , которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет:

    Мы слова из русской речи, из родного языка.

    Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

    Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

    Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

    Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки

- Какие это слова? ( ОМОНИМЫ)

- Омонимам почтальон Печкин принес журнал «МИР»

 Пользуясь словарем определите значения слова «МИР»

1.мир – согласие, отсутствие вражды, войны

2.мир – земной шар, Земля, население земного шара)

-Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

                                        Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы, это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: «О всемилостевейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Умоляю, ниспошли кран!»

     И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а… подъемный»

 -Объясните, почему произошла ошибка? С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора)

-Составьте предложения со словом «ключ» в значении «дверная отмычка» и в значении «родник».

- Ребята, чей дом мы сегодня посетили?  (Лексика.)

- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)

- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.

- На уроке мы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок.

-Опустела сумка почтальона Печкина. Но мы ее наполним снова.

д/з: (на выбор)

1. Дома вы придумаете сказку о синонимах с использованием их в вашем тексте.

2. Составьте словарик синонимов, антонимов или словарь любимых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1.       В занимательной форме провести контроль знаний у...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А

АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"  Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....