Урок по теме "Морфемика. Закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
В разработке данного урока содержится материал для повторения изученного пот теме "Морфемика" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prezentaciya.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Закрепление изученного по теме

 «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Цели урока: повторить изученное по теме Морфемика; уметь применять изученные правила на практике.

-  Сегодня мы подводим итог тому, что изучили на уроках по Морфемике.  Еще раз повторим все изученные правила, повторим их на практике, подготовимся к контрольному диктанту.

1. Начнем с кроссворда, который позволит повторить теорию.

М

1   О

с

н

о

в

а

2    к

о

Р

е

н

ь

3    с

у

Ф

ф

и

к

с

4    ч

е

р

Е

д

о

а

н

и

е

5   М

о

р

ф

е

м

а

6   п

р

И

с

т

а

в

к

а

7    о

К

о

н

ч

а

н

и

е

А

  1. часть изменяемого слова без окончания;
  2. главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
  3. морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
  4. при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
  5. наименьшая часть слова;
  6. морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
  7. значимая часть слова, которая образует формы слова;

Ключевое слово?

- А вот еще задание: собери слово  слова: Уловка, чёрненький, поджарить.
- Перед вами таблица, которая поможет вспомнить орфограммы, которые мы изучили по этой теме. Вспомним их.

  1. Буквы о-а в корне лаг-лож
  2. Буквы о-а в корне раст-рос
  3. Буквы о-ё после шипящих в корне.
  4. Буквы и-ы после ц.

Работа с орфограммами, изученными в теме «Морфемика».
1. Приставки на З и С.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

 Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС».

 Глухие звуки- это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

 Они мечтают звонкого соседа

 Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запомни, что приставки

  РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ-

 Перед согласными глухими

 Всегда меняют З на С. (Учащиеся рассказывают правило)

Сигнальные карточка. З или С?

Безболезненный, бесшумный, вздыхать, бесцельный, безжалостный, бесчувственный, развалиться, сбить, искусать.

Задание. Запишите слова.

 ...бежать, ...гибать, ...делать, ...бить, ...жать.

-   Почему в этих словах надо писать приставку С? (Потому что приставки З в русском языке нет)

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

                                    Ученик, тебе задание:

                                        Как напишешь слово ЗДАНИЕ?

                                        Все учти, продумай, взвесь.

                                        Не свихнись на слове ЗДЕСЬ,

                                        Помни все условия,

                                        Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.

                                   Чтобы смысл не повредить,

                                        З нельзя в них отделить.

                                        ...десь, ...доровье, ...дание

                                        Лишены содержания.

                                        Верните З, и снова

                                        Заговорят три слова.

В современном языке З действительно входит в корень слов здание, здоровье, здесь, зги. Но знаете ли вы, что только в слове здание- корень -зд-? Стоит лишь подобрать однокоренные слова к нему: создать, созидать, зиждитель, создатель, зодчий- и все становится ясным.

    В остальных же словах раньше писалось С, а не З, причем в слове здоровье С- была приставкой. Приставка эта озвончилась перед Д, и из сдоровья получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий, как дерево».

   Здесь возникло из славянского съ-де-съ, в начале и в конце стояло сь (указательное местоимение этот), в середине суффикс -де-. Значит, и в начале слова здесь было сперва с, которое позже перед звонким д перешло в з.

2. Корни с чередованием.

                                    Уж особое создание

                                        Корни с чередованием!

                                        Чтобы правильно писать,

                                        Правила должны мы знать!

                                       -ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно:

                                       «С этим мы вполне согласны.

                                         Если суффикс А за корнем

                                         Пиши букву А спокойно!»

                                   Корни -РАСТ- и -РОС-

                                       Встали во весь рост

                                       И сказали: «Букву А

                                       Пишем, ребята, не всегда.

                                       Если вслед за корнем СТ или Щ,

                                       ТО писать, запомни,

                                        Нужно букву А.

                                        Но, к большому сожаленью,

                                        Существуют исключения:

                                        РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

                                        РОСТИСЛАВОМ звали,

                                        Он РОСТОК себе купил

                                        Где-то на вокзале.

                        Правило мы четко знаем,

                       А теперь мы просигналим! (учащиеся рассказывают правило.  

Сигнальные карточки. О или А?

   Предлагать, предложить, прилагательное, сложение, слагаемое, изложение, растение, вырос, подрастать, росточек, отрасль, ростовщик, Ростов.

 3. О- Е после шипящих в корне слова

   УЧЕНИК: Расскажи- ка буква Е,

                      Как твое житье- бытье?

                      Буква Е дает ответ:

              - Ничего житье, течет.

               Я- ударная всегда.

               - Ой-е-ей, вот это да! (Учащиеся рассказывают правило) .

Работа с сигнальными карточками.  О или Ё?

  1. Трещотка, защелка, чопорный, черный, шов, шел, трущоба, щелочь, жонглер, желудь.

4. И-Ы после Ц

                                   С тобой в одном мы правиле,

                                       Не зря нас здесь поставили-

                                       Чтоб знали все, в каких корнях

                                       «Ы» после Ц, как у меня

                                       «Цыган на цыпочках стоит

                                       И цыц цыпленку говорит»

                                   Цыган цыпленка, стал кормить,

                                      Ему мурлыкал арию

                                      И очень нежно «цып-цып-цып»

                                      Цыпленку приговаривал

                                      А тот, тихонько задремав,

                                      Все бормотал спросонок,

                                      Что нужно «ы» писать в словах

                                    «Цып-цып», «цыган», «цыпленок»,

                                   «Цыц», «цыкать», и на «цыпочках»...

                                     Уснул, свой клювик выпачкав!

-   Запишите под диктовку эту веселую чепуху, а потом проверьте друг у друга. (Текст после диктовки появится на доске).

На цыпочках приходит в цирк

Цыган и начинает танцы,

А на циновке молодцы

Надели на цыпленка панцирь.

- А сейчас вы выполните задание.  Но задание это не простое: вам нужно написать необычный словарный диктант. Замените развернутые определения словом-синонимом на изученные орфограммы.

  1. Ребенок без забот? (беззаботный)
  2. Какой человек натянул перчатки на пятки? (рассеянный )
  3. Как в русских сказках зовут Кащея? (бессмертный)
  4. Молодой лес (поросль)
  5. Отдельная область производства, науки  (отрасль)
  6. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли)
  7. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голоса (шёпот)
  8. Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь (шорох).
  9. Число, которое складывается с  другим с помощью сложения (слагаемое)
  10. Основной закон государства (конституция)
  11. Систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция)

Задание: Поменяйтесь местами и проверьте друг у друга ошибки.

УЧИТЕЛЬ: Тему с вами повторили,

                     Знания ваши закрепили!

                     И закончим с вами тонкой

                     Замудреной головоломкой!

  8. ЗАДАНИЕ. Головоломка.(Ходом шахматного коня)

ПО

ДЕРЖ

СВО

АН

НИК

Й

КАЖД

В

НИК

Е

АТЬ

РЯД

УЧ

ЕВ

ОБЯЗ

ЫЙ

ДН

К

Е

  Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки из стихотворения  С. Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова- приставка, корень, суффикс или окончание. («Обязан каждый ученик  Держать в порядке свой дневник».)

8

1  

2    

3    

4    

5  

6  

7    

ПО

ДЕРЖ

СВО

АН

НИК

Й

КАЖД

В

НИК

Е

АТЬ

РЯД

УЧ

ЕВ

ОБЯЗ

ЫЙ

ДН

К

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».

Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать:  -) что изучает морфемика;            -) роль морфем как средство образова...

урок обобщения и закрепления изученного по деепричастию в 7 классе

Урок представляет собой материал по закреплению и обобщению изученного о деепричастии....

СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме

Цели:Обучающие:Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;Развивающие:Совершенствование пунктуационных...

Урок по теме "Закрепление изученного по теме "Глагол".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Применяется системно-деятельный подход. Дети работают сначала по рядам, затем работают в парах, осуществляя взаимную проверку после открытого тектса...

Конспект урока русского языка "Закрепление изученного о предлогах" 4 класс СКОШ VIII вида

Урок закрепления знаний.Цель: Закрепление знаний о предлогах....

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...