Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

В данной методической разработке  содержится обобщенный и  систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал разработан учителями русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г.Комсомольска-на-Амуре

 Литвиновой Н.А., Игнатченко Е.А., Марковой Т.В.

Методическая разработка

Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка.

Пояснительная записка.

Сегодня в условиях перехода на ФГОС нового поколения перед учителем остро встает вопрос о том, каким должен быть современный урок.  В 2011-2012 учебном году учителя  МОУ СОШ № 42  г. Комсомольска-на-Амуре  организовали творческую группу «Проектирование современного урока». Разрабатывая урок русского языка, соответствующий новым стандартам, учителя-члены творческой группы столкнулись с проблемой постановки цели и задач урока, так как в  методической литературе на этот счет нет  никаких четких рекомендаций.

Изучение опыта коллег города, публикаций в печатных изданиях и в сети Интернет, посещение семинаров, взаимопосещение уроков членами группы позволили  обобщить и систематизировать материал в методической разработке «Способ формулирования цели и задач урока».

В таблице 1 предложена модель формулирования цели и задач урока русского языка.

Рекомендации по работе с таблицей:

  1. Определить тему урока и тип урока в соответствии с рабочей программой по русскому языку.
  2. Наметить основные результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), которые должны проявиться у учащихся по завершении урока.
  3. Опираясь на прогнозируемый результат, сформулировать через существительное цель урока.
  4. Прописать планируемые действия, т.е. задачи урока, соответствующие цели урока.

Пример. Тема урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия». Урок введения нового знания.

Ожидаемый результат урока:

1. Личностный:

-  сформированность потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры,  стремление к речевому самосовершенствованию;

-  формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу;

2. Метапредметный:

- планирование  учащимися путей достижения целей урока на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

- адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

- установление  причинно-следственных и родовидовых связей в границах сложного предложения;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

3. Предметный:

- знание структурно-семантических особенностей сложноподчиненных предложений с придаточным условия

-  конструирование сложноподчиненных предложений с придаточным условия;

- нахождение сложноподчиненных предложений с придаточным условия в текстах разных стилей речи;

- уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в  речи.

Цель: Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия»  и ценности совместной деятельности (личностная цель); обеспечение  развития  у учащихся умений  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,  строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств  для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей (цель для достижения метапредметного результата); организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия сложноподчиненного предложения с придаточным условия (цель для достижения предметного результата).

Задачи:

  1. Подвести  учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  2. Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.
  3. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
  4. Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
  5. Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
  6. Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении вида придаточных;
  7. Научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, работа в группе, в паре, рефлексия).
  8. Научить видеть структурно-семантические особенности сложноподчиненных предложений с придаточным условия;
  9. Научить конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным условия;
  10. Научить находить сложноподчиненные предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи;
  11. Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции.

Таблица 1. Способ формулирования цели и задач урока русского языка.

Тема урока

Тип урока

Ожидаемый результат

Цель урока –

прогнозируемый   результат (формулируется через существительное)

Задачи урока – планируемые  действия (формулируются через глагол)

Ко всем типам уроков.

1. Личностный результат:

1) внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего    ученика»;

2) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) установка на здоровый образ жизни;

5) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

6) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

7) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Личностная цель – приоритетная цель (ставится ко всем урокам)

Осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности.

- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя    соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного    взаимодействия    и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

 - научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

- научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, организатора, члена семьи и т.д.).

- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

- научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования;

- подвести  учащихся к осознанию ценности русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- и т.д.

Содействие  развитию умений

- самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи

- преобразовывать практическую задачу в теоретическую

- устанавливать целевые приоритеты

- научить учащихся самостоятельно ставить и формулировать цель,  опираясь на тему урока (ключевые фразы)….

- научить постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- научить определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. 

2. Метапредметный результат:

Регулятивный

1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи.

 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения.

Обеспечение  развития умений

- планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения

- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

- научить планировать  учебную деятельность на уроке

- научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи

- научить  приемам самоконтроля

3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания.

Создание  условий для развития умений

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания.

- научить учащихся  в ходе своей деятельности вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации.

4)  умение адекватно  и критически оценивать себя и одноклассников  в учебной деятельности.

Содействие  развитию умения 

- самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников

- содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

- научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении……

-   сформировать способность обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия

- научить адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности.

Обеспечение  развития умений

- осознанно управлять своим поведением и деятельностью, быть готовым  и способным противостоять внешним помехам деятельности.

- научить понимать  необходимость…

- научить быть готовым ….

Познавательный
6) осознанное владение
логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале;

Создание  условий для развития умений

- сравнения  и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

-  строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

- знать

- понимать

- уметь

- перечислять (этапы процесса)

- описывать (метод)

- научить интегрировать (решения проблем)

- научить комбинировать, объединять, суммировать

(знания из разных областей в план для решения

проблемы)

- научить делать дедуктивные выводы (из абстракций), делать индуктивные выводы (из конкретной информации);

- научить подтверждать, интерпретировать, соотносить, суммировать, аргументировать, проверять (убедительность доказательства)

7) создание, применения и преобразование знаково-символических средств, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.

Содействие  развитию умения 

- применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения учебных и познавательных задач

- уметь составлять (схему для классификации

информации, модель)

-  научить выделять…

- научить демонстрировать…

- указать

- выбрать

- идентифицировать  

- научить комбинировать, разрабатывать

(схему для классификации),

- научить реорганизовывать, модифицировать в новую целостность (идеи, материал, процесс)

8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста.

Создание  содержательных и организационных условий для развития у школьников умений

- анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.)

- структурировать тексты,

- выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- овладения основами ознакомительного, изучающего, усваивающего,  поискового, рефлексивного чтения;

- совершенствовать навыки работы с….;

- сформировать (продолжить формирование)….

Коммуникативный

9) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Обеспечить развитие умений

- определять общие цели  совместной деятельности, планировать общие способы работы

- распределять  функции и роли участников, способы взаимодействия

- понимать

- уметь

- обладать

- ценить

- ознакомиться

- чувствовать

10) умение работать в группе 

Создать условия для развития умений

- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

- слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

- понимать

- уметь

- обладать

- ценить

- ознакомиться

- чувствовать

11) сформированность  внутреннего умственного плана действий 

Содействие  развитию умения 

-  отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи.

- научить составлять план действий …

12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Обеспечить развитие умений

- адекватного использования речевых средств  для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- владения  устной и письменной речью;

- строить монологическое контекстное высказывание;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- владеть  основами коммуникативной рефлексии.

- уметь

- обладать

- научить воспроизводить…

Информационный

13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Создание  содержательных и организационных условий для развития у школьников умений

- рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

14) развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Создание  условий для развития навыков

- создания и поддержки индивидуальной информационной среды,

- обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Урок введения  нового знания.

3. Предметный результат:

Овладение лингвистической компетенцией

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа; как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)  освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и  фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

6)  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

7)  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,  принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8)  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии

Овладение языковой компетенцией

9)  использование коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии  в собственной речевой практике;

10) уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения, умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

11 ) знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

12) способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Обеспечение организации деятельности учащихся по планированию совместно с учителем изучения темы…. 

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений … и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения)

- знать….

- понимать….

- уметь…

- обладать…

- уместно употреблять…

- освоить….

- научить определять, подбирать,

обозначать, выбирать  (термин)

- научить излагать ….

- освоить….

Урок отработки умений и рефлексии. (Урок закрепления знаний)

Обеспечение  условий для закрепления понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения).

Обеспечение условий для  применения учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях

- знать….

- понимать….

- уметь…

- обладать…

- уместно употреблять…

- освоить….

- научить переструктурировать (в

сокращенной форме), переформулировать, пересказывать (своими словами), приводить

примеры ….

- научить различать (существенное,

несущественное), объяснять  ….

Урок повторения и обобщения.

Создание условий для деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы …;

Организация деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- знать….

- понимать….

- уметь…

- обладать…

- уместно употреблять…

- научить обобщает, суммирует

(факты), показывать, фиксировать …

- научить демонстрировать правильное

использование ….

- научить применять  (законы и теории к

ситуациям практики).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Обеспечение условий для  проверки и оценки знаний и способов действий учащихся по теме …;

Организация  деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий. 

- знать….

- понимать….

- уметь…

- обладать…

- уместно употреблять…

 - научить различать (….ошибки, позиции,

допущения и т.п.);

- научить оценивать (логическую

последовательность

письменного материала, ….)

соответствие выводов

данным),

- научить классифицировать ошибки…

- научить распознавать,  объяснять….

Литература и Интернет-ресурсы.

  1. Примерные программы основного общего образования. П76 Русский язык. Руководители проекта: вице-президент РАО А. А. Кузнецов, академик-секретарь Отделения общего образования РАО М. В. Рыжаков, член президиума РАО А. М. Кондаков. — М. : Просвещение, 2010. — 112 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. www.kakprosto.ru/kak-90083-kak-opredelit-cel-uroka
  3. http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html
  4. http://fortee.ru/2012/09/08/kak-pravilno-formulirovat-celi-uroka/
  5. Н.В.Силантьев. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».№1(6). Май 2010. www.grani.vspu.ru http://grani.vspu.ru/files/publics/151_st.pdf
  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  7. Таксономия Б. Блума.
  8. Абрамова М.Г. Особенности определения учителями понятия «цель урока». http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/abramova_m.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...