Главные вкладки

    Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
    элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

    Слесарева Елена Михайловна

    Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      

    Принята

    Решением педсовета

    Протокол №___от «_____»__________20___г.



     

     

                        Утверждаю:

                        Руководитель ОУ

                        ________/Байгужинов А. А./

                      Приказ №_________от

                      «______»____________2012г.

                               

                       

                               

    Рабочая программа педагога

    Слесаревой Е М., первой квалификационной категории

    по  элективному курсу «Деловая речь. Деловое письмо»

                                                                                                                             

                                                                                                                                         

                                                                                                                                             

    2012-2013 учебный год

    Содержание

    1. Пояснительная записка
    2. Основное содержание программы
    3. Учебно-тематический план программы
    4. Список литературы

                                       Пояснительная записка

             До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен.

            Ученики практически ничего не знают о нормах в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении.

            Оканчивая школу, учащиеся зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приёмную комиссию какого-либо учебного заведения. Составление такого документа как апелляция, становится для большинства из них мучительным написанием ещё одного сочинения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, докладную и объяснительную записку, доверенность, расписку.

            Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенность умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

            

    К концу изучения курса обучающиеся должны  

    знать:

    - нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

    - нормы и правила делового общения;

    - структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров, требования,   предъявляемые к разговору по телефону;

    - основные функции делового письма, его жанры;

    - композиционные модели деловых бумаг;

    - основные требования к языку деловых бумаг и документов;

    уметь:

    - вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;

    - оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

    - редактировать и устранять типичные  ошибки в языке деловых бумаг.

    Программа рассчитана на 17  часов и адресована учащимся 9-х  классов

              Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

            Формы  контроля: презентация деловой беседы, деловые переговоры по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.

                    

                                         

      Основное содержание программы

            Служебная этика и служебный этикет

            Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.

             Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

            Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

               Виды делового общения.

           Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Структура переговоров. Телефонный разговор. Общепринятые правила проведения телефонных переговоров.

                Деловой стиль письменной речи.

          Подстили официально - делового стиля:  законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля. Синтаксис делового стиля.

                Деловое письмо.

          Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

              Типы документов

          Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.

             Документирование информационно-справочных материалов.

          Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.

             Требования к оформлению частных деловых бумаг

         Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.

             Современное деловое письмо

          Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам. Деловая и коммерческая корреспонденция.

              Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

         Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.

    Учебно-тематический план

    № п/п 

              Тема

    Кол-во 

    часов 

    Виды деятельности  учителя и учащихся

    Дата

     1

    Служебная этика и служебный этикет. Нормы служебного этикета.

     

    1  

    Наблюдение над тестом, ответы на вопросы, решение речевых ситуации, дискуссия. 


    Сентябрь

    2

    Этикет деловой речи.  Особенности  

    делового  общения

    1 

    Решение речевых ситуаций, ролевые игры.

    Сентябрь


    3

    Виды делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, разговор по телефону

    1 

    Анализ текста, составление памяток «Структура деловой  беседы», «Структурные   элементы   деловых 

    переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование 

    речевых ситуаций.



     

    композиции разговора по телефо-

    Сентябрь

    4

    Виды   делового общения (урок – практикум)

    1 

     Анализ деловых разговоров по схеме, участие в деловой беседе.

     

    Сентябрь

         5

    Деловой стиль письменной речиречи

    1

    Упражнения на замену в тексте одних

    средств другими, функционально близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент).

    Октябрь

    речи

    6

    Деловое письмо. Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

    1


     

    Октябрь

    7

    Типы документов

    1

    Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов.

    Октябрь

    8-9

    Документирование   информационно-справочных материалов. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.

         2

    Работа с текстами-образцами, составление документов. 

    Октябрь

     

    10-11

    Требования  к оформлению   частных   деловых бумаг


    2

    Сопоставление   текстов, составление

    документов, их анализ.

    Ноябрь

    Ноябрь

    12

    Современное деловое письмо.

    Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо).

    1

    Работа с текстами-образцами,

     составление деловых писем, их анализ.

    Ноябрь


    13-14

    Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация).

    2

    Работа с текстами-образцами,

     составление деловых писем, их анализ.

    Ноябрь

    Декабрь

    15-16

    Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

     2

    Редактирование, установление

    типичных ошибок в языке деловых бумаг.

    Декабрь


    Декабрь

    17

    Зачет


    1

    Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов.

    Декабрь

     


     











       

         















     беседы, де ло ых   переговоров,   защита   состав- 

    ленных деловых бумаг и докумен- 

    тов, тест 




     

     

        Список литературы

    1. Аверченко  Л. К. Управление общением: теория, материалы и практикумы  

    для специального работника: учеб. пособие.  - М: ИНЫРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
    2. Андерсон  Р., Шихирев  П. Н. Акулы и дельфины: психология и          

    этика российско-американского делового партнёрства. – М.: Дело, 1994.

    3.        Андреев  В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.       - М.: Народное образование, 1995.

    1. Андреев В. И. Деловая игра.  – Казань:  Изд-во Казанского университета, 1993.
    2. Баева О. А., Василевская  О. В. Искусство управления персоналом:

    учеб. пособие для экономических колледжей и вузов. – М.:  ГЕЛАН,  2001.

    6.        Басаков  М. И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо:

    учебно-практическое пособие. – 4-е изд. и допол. – М.:

    Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

     7.        Батаршов А. В.  Психодиагностика способности к общению. - Минск, 2000.
     8. Бенедиктов В. И. О деловой этике и этикете. - М.: Институт новой экономики, 1994.
     9. Блинов А. О., Василевская, О. В. Искусство управления персоналом: учеб, пособие для экономических колледжей и вузов. - М.: ГЕЛАН, 2001.

    10. Блум Ф., Лейзерсони, А.. Хофстедер, Л. Мозг, разум и поведение.-М.: Мир, 1988.
    11. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М.: Инфра-М. 1998.
    12. Браим И. Н. Культура делового общения. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
    13. Браим И. Н. Этика делового общения. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1996.
    14. Введенская  М. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
    15. Визуальная психодиагностика и ее методы: познание людей по их внешнему облику.-Киев, 1990.
    16. Вотсль Д. Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее // Уроки организации бизнеса. - Спб., 1994.

    1. Волгин  Б. Н., Полянская, Е. Б. Деловой телефон. - М.. 1987.

    Все об этикете / ред.-сост. И. М. Крохи на А. П. Крупенин. - Ростов н/Д.
    19. Кирсанов  М. В., Анодина  А. А., Аксенова Ю. М. Деловая переписка: учеб, пособие. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2003.
    20. Колтунова  М. В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. 2-е изд. - М.: Дело, 1999.
    21. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002.
    22. Куш меру к С.  П.  Документная лингвистика (русский деловой текст): учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999.
    23. . Пансвчик В. В. Деловое письмо: практические пособия. -2-е изд. Мн.: Амалфен, 2000.

    24 Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб, пособие. - 4-е изд., испр. — М.: Высшая школа: Инфра-М, 1997.
    25. Рогачева Н. А., Смирнов  С. А. Делопроизводство в общеобразовательном учреждении. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001



     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке"

    Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке". Этот курс поможет успешным в английском ученикам вести различную деловую переписку на международном уровне,решая многие за...

    Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.

    Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....

    Деловая речь. Деловое общение.

    Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....

    Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс

    Элективный  курс  «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан  на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа  составлена на основе авторской программы И.Н.К...

    Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

    Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

    Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»

    Предлагаемая программа  элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...