Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Хрипунова София Темировна

Тема: "Строение и значение словосочетаний".

Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

Тема урока:        Строение и значение словосочетаний.

Цели:         

1. Образовательные: познакомить учащихся со строением словосочетаний и грамматическим значением.  

2. Развивающие: научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять виды по грамматическому значению.

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку.        

        Приемы работы:  работа с таблицей, с тестом, с учебником.                        

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

        I.  Организационный момент: приветствие, сообщение темы и целей урока.

II.  Проверка домашнего задания. Ученики читают составленные тексты на тему «Чем живет моя страна», указывают языковые средства, с помощью которых связаны предложения.

III. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя: объявление темы и целей урока.

2. Актуализация знаний. Вводная беседа по вопросам:

-  Что вы знаете о словосочетании, чем оно отличается от слова?

-  Из каких частей оно состоит?

-  Как в нем устанавливается связь слов?

-  Словами какой части речи может быть выражено словосочетание?

3. Работа с таблицей. Заполняется примерами в ходе беседы, начиная с первого столбца. Позже заполняются два других, и делается вывод о строении и грамматическом значении словосочетания.

Словосочетания.

Строение

Грамматическое значение

Интересная книга

Решаем задачи

Писать грамотно

     

4. Работа с учебником. Чтение учащимися  § 9-10, стр. 30-31.

IV.    Закрепление.

1. Продолжение заполнения 2-го и 3-го столбца таблицы, добавляя  примеры из очерка К. Г. Паустовского « Алмазный язык», с.29 учебника.

Словосочетания.

Строение

Грамматическое значение

Интересная книга

Прилаг. + сущест.

Предмет и его признак

Решаем задачи

Глаг. + сущест.

Действие и предмет

Писать грамотно

Глаг. + наречие

Действие и его признак

2. Установить смысловую и грамматическую связи в словосочетаниях и записать их  (упр. № 55).

3.  Игра «Четвертое - лишнее».

- Что не является словосочетанием?

1)  Галстук из шелка; большой дом; бегать быстро; звезды мерцают.

2)  Мальчики играют; построить дом; говорить громко; яркий свет.

- Почему данные слова не являются словосочетаниями? ( Они не зависят друг от друга, т.е. оба главные.)

4. Творческое задание.

 Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:

представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть - вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик - оклик; поиски - происки.

V. Вывод. Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания. Словосочетаниями могут быть только самостоятельные части речи и  не могут быть подлежащее и сказуемое.

VI. Проверочный тест по теме «Словосочетание»:

  1. Найди словосочетания, соответствующие схеме: прил.+сущ.

А) русые волосы, б) большие глаза, в) скрипнула калитка, г) чистое небо, д) над белым;

  1. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+сущ.

а) выбежать из дома, б) легкий сон, в) затих до весны; г) смотреть молча, д) я читаю;

  1. Найди словосочетания, соответствующие схеме: сущ+сущ.

А) из кустов, б) короткие дни, в) вода из кувшина, г) девочка с косичками, д) пройти к реке;

  1. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл.+нар. или нар.+гл.

А) привыкнуть к шуму. б) выбежать из кухни, в) смотреть долго,

г) интересный журнал, д) тихо журчал

5. Разберите словосочетания: писали сочинение, интересная тема, аккуратно записал, компот из ягод.

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

VIII.    Домашнее задание. Упр. 58, § 9-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...

методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"

методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...

Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"

Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...

Методическая разработка урока"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"

План - конспект урока по теме"Типы подчинительной связи слов в словосочетании"...

Методическая разработка урока "Сон и его значение". 8 класс.

Цель урока "Сон и его значение" изучить физиологическую природу сна и сноведений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....