Твори,ученик...
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Тян Планета Дмитриевна

 Попробуем САМостоятельно сочинить СВОЙ  текст! Это может сделать каждый, только следует  потренироваться .Писателем становится тот, кому ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ людям, то есть маме, другу, соседям , да и просто знакомым, с кем хочется обсудить свои мысли и переживания. Но …надо так изложить это, чтобы твоим собеседникам  понравилось и захотелось слушать тебя или читать еще и еще! Поэтому надо учиться писать, это непростое дело, трудное. В слове «трудное» корень  ТРУД! Следовательно, поТРУДись и появится умение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvori.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Твори  , ученик…

 

Упражнения по развитию речи и мышления школьников 5-7 классов.

Примерим – ка  роль писателя,а? Интересно?! Здесь ты сам по праву- АВТОР! Попробуем САМостоятельно сочинить СВОЙ  текст! Это может сделать каждый, только следует  потренироваться .Писателем становится тот, кому ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ людям, то есть маме, другу, соседям , да и просто знакомым, с кем хочется обсудить свои мысли и переживания. Но …надо так изложить это, чтобы твоим собеседникам  понравилось и захотелось слушать тебя или читать еще и еще! Поэтому надо учиться писать, это непростое дело, трудное. В слове «трудное» корень  ТРУД! Следовательно, поТРУДись и появится умение, а значит впереди –Успех.

Упражнение 1

Нас окружает мир ,полный  звуков, и мы не пугаемся их, как наши древние родичи, хотя…смотря  в какой ситуации…

Придумай и опиши такую ситуацию, в которой можно действительно испугаться какого-то необычного звука! А может быть , и восхититься им или удивиться!

Итак, у тебя целых три задачи:

1.Придумать того, кто  или что издает этот необычный звук.

2 Описать этот ни на что не похожий звук.

3 Потом представить и записать саму ситуацию, в которой герой слышит этот звук и как-то реагирует на  него.

Упражнение 2

Попробуй, как сказочник Ганс Христиан Андерсен , « подсмотреть жизнь» хорошо известного тебе предмета. Самого обычного чайника, стула, утюга, учебника, ручки…

Выбери предмет и расскажи нам о его заботах .Если бы он мог говорить, он жаловался бы или  хвастался ,или восторгался бы…

Выбрать можно не только конкретный  предмет, но и абстрактное понятие : например,

ЧЕСТНОСТЬ или НАХАЛЬСТВО- что они могут рассказать о своей жизни?

Упражнение 3

Это упражнение называется « С кем дружит и почему?»

Попробуй составить список лиц, предметов или явлений , с  которыми

--дружит водопад

---разговаривает зима

---путешествует стена

---играет  телефон

В чем здесь секрет? Водопад, зима, стена, телефон  не могут делать то, о чем  говорит  стоящий с ними глагол! Но именно так и рождается  фантастический рассказ!

Выбери самый интересный вариант и начни писать «фэнтэзи».

Упражнение 4

Ты никогда не задумывался ,  как выглядит  твоя комната? А теперь представь , что твою комнату описывают:

--- твоя бабушка своей подруге

--- твой приятель своему знакомому

---твой домашний любимец своим сородичам

--- грабитель , который забрался в надежде поживиться.

Посмотри на свое  ИХ глазами: будут ли  одинаковыми эти  тексты-описания одной и той же комнаты?Обрати внимание на привычки людей, их увлечения, пристрастия…

Понаблюдай за своим домашним животным: каковы его повадки, от чего он получает удовольствие.

Упражнение5

 ОБРАЗОВАНИЕ МЕТАФОРА

Поиграем со словами!

Напиши слово для обсуждения-ПОИСКА АНАЛОГИЙ.

Например, к слову СКОВОРОДА.

Будем искать аналогии.Это тренировка вашего ума и воображения, что очень важно для сочинительства! Ну что общего у сковороды и ванны?!

Вот так писатели находят  МЕТАФОРЫ-образные выражения, помогающие лучше представить предмет или понять  взгляд  автора на этот предмет.

сковорода

Аналогичные предметы

Для чего(роль)


Из чего сделан


Признаки



Где встречается





Что делает

Жарить, тушить,готовить еду



Чугун, алюминий


Небольшая\большая,круглая, черная.тяжелая, легкая



Кухня,плита,стол, шкаф





Нагревает,сохраняет тепло

Кастрюля, сотейник, гусятница.



Горшок,котелок,сейф, ванна



Кастрюля,шляпа, банка, сумка




Полка, дом, улица,поле,небо





Хранят, варят, парят содержимое, летает

Упражнение 6

Попробуй разгадать «тайну» этого текста. Отыщи  в этой путанице стихи А.С. Пушкина и стихи К.Д. Бальмонта:

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод-

Пришел невод с тиною морскою.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки , от нее,

Музыка звучала.

Он в другой раз закинул невод-

Пришел невод с травою  морскою.

В третий раз закину он невод-

Пришел невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой- золотою.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет,- и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Как  взмолится рыбка золотая!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты , старче, меня в море!»

 Упражнение 7

Этот текст с «секретом»: отыщи отрывки единых текстов.

Вся земля  была покрыта водой. Бог решил из одной части воды сделать облака, а другую часть воды оставить на земле. Водная оболочка Земли называется гидросферой. Большую часть гидросферы составляет соленая вода Мирового океана; меньшую часть- вода суши и вода в атмосфере. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При охлаждении вода преврвщается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии. Блистая, пробегают облака  по голубому небу.Холм крутой Осенним  солнцем озарен. Река  бежит внизу по камням с быстротой. Жидкая вода, лед и водяной пар не разные вещества , а одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях.

Вода была прекрасна. Свет отражался в воде. Пенистые волны плескались о берег. В некоторых местах волны с рокотом разбивались о скалы и мелкими брызгами разлетались в воздухе. Теперь на земле были суша и море.

Использованный материал:

Е.С. Антонова « Тайны текста» . Вербум-М. 2000г.

В.М.Букатов, А.П. Ершова  «Я иду на урок». « Первое сентября» 2002г.