урок подготовки к егэ по русскому языку "Словосочетание"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Воронина Юлия Юрьевна

Данный урок проводится в 11 классе, чтобы подготовить учащихся к выполнению задания В 3. Некоторые задания можно использовать в 9 классе для подготовки учащихся к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_3.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Задание В3 ЕГЭ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цели урока: повторение, углубление и систематизация материала по теме урока; подготовка к выполнению заданию В3 ЕГЭ.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему урока

Так выглядит задание В3 в проекте демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2010 года: (слайд 2):

В3. Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности: Словосочетание. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

Примерное время выполнения: 3 минуты.

Для решения КИМов этого типа повторим теорию.

  1. Беседа по вопросам
  1. Что изучает синтаксис? (слайд 3)
  2. Что такое словосочетание? (слайд 4)
  3. Запись определения словосочетания в тетрадь.

      Словосочетание является синтаксической единицей, элементом предложения. Это

соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной или сочинительной связи. (слайд 5)

  1. Запись схемы в тетрадь. (слайд 5)
  2. Выполнение задания (слайд 6)
  3. Проверка (слайд 7)
  4. Укажите верное утверждение (слайд 8)
  5. Запись утверждения в тетрадь.
  6. Слайд 9 (запись в тетрадь)
  7. Слайд 10 (запись в тетрадь)
  8. Слайд 11 (запись в тетрадь)

  1. Способы связи слов  в словосочетаниях
  1. Чтение синтаксического рецепта (на столе у каждого ученика)

Синтаксический рецепт

Если сложить начальные буквы названий всех трех способов подчинительной связи, получится слово СУП. Как известно, суп очень полезен. Но чтобы он получился вкусным, нужно знать, какие ингредиенты необходимы. Итак, варим синтаксический СУП.

Первый ингредиент – согласование.

Для того, чтобы его приготовить, возьмите самостоятельную часть речи и прибавьте по вкусу прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение, сходное с ним по форме.

Второй ингредиент – управление.

Для того, чтобы его приготовить, к самостоятельной части речи нужно добавить существительное или местоимение.

Третий ингредиент – примыкание.

Чтобы приготовить хорошее примыкание, возьмите самостоятельную часть речи и смешайте ее с неизменяемым словом.

После этого аккуратно, не перемешивая ингредиенты, выкладываем их в кастрюлю и варим до полной готовности. Через некоторое время вы получите вкусный, полезный синтаксический СУП под названием «Способы подчинительной связи». Приятного аппетита!

  1. Слайды 12 и 13 (запись в тетрадь) – согласование
  2. Слайды 14 и 15 (запись в тетрадь – управление
  3. Слайды 16, 17 и 18  (запись в тетрадь) – примыкание
  4. Что нужно сделать, чтобы отличить согласование от управления?

Проследить, изменяется ли зависимое слово?

  1. Какие виды связи в данных словосочетаниях: дом сестры, высокий дом?
  2. Может ли изменяться зависимое слово, если связь – примыкание?
  3. Какие части речи не изменяются?
  4. Слайд 19 – слайд подсказка
  1. Тестирование (один человек у компьютера) (слайд 20)
  1. Найдите предложение
  1. Небо прояснилось
  2. На лиловом небе
  3. Решил передохнуть
  4. Справа от дороги
  1. Укажите количество словосочетаний

Звезды гаснут, книги Горького, многие ошибки, подул ветер, книги помогли, снег и дождь, у огня, уверенность в победе

  1. 2
  2. 5
  3. 3
  4. 4
  1. Укажите глагольное словосочетание
  1. группа поддержки
  2. яркие звезды
  3. аплодировать Ване
  4. двадцатое мая
  1. Укажите именное словосочетание
  1. огромный стадион
  2. очень весело
  3. рассказать о Чехове
  4. слева от трибуны
  1. Укажите наречное словосочетание
  1. шумные воды
  2. быстро бежать
  3. встретить друг друга
  4. слева от реки
  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

молча смотреть

хотел помириться

говорить задыхаясь

  1. управление
  2. примыкание
  3. согласование
  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

выполнить задание

желать удачи

сложить в уме

  1. согласование
  2. примыкание
  3. управление
  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях

первое сентября

мой сосед

желанный результат

  1. согласование
  2. управление
  3. примыкание
  1. Укажите ошибку в определении типа подчинительной связи в словосочетании
  1. выиграть битву – управление
  2. грубую игру – согласование
  3. прийти засветло – примыкание
  4. идти свистя - управление
  1. В какой группе нет ошибки в определении типа связи слов в словосочетании?

Управление: разносится в воздухе, на бескрайней равнине, торчит из-под снега, аромат ржи

Согласование: весёлый смех, цветов медовых, шум моря, многие ошибки

Примыкание: спокойно размышлять, смеётся звонко, пошёл купаться, его игра

  1. управление
  2. согласование
  3. примыкание
  1. Тесты. (слайды 21 – 35)
  2. Самостоятельная работа

В3-1

О русской природе

(1 )Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. (2)Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. (3)Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. (4)Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. (б)Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. (7)Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. (8)Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. <...>

(9)Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек. (Ю)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой - человеком, смягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (П)Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье. 112)Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой.

(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

(Д. С. Лихачев)

1. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь УПРАВЛЕНИЕ.

2. Из предложения 2 выпишите словосочетание, в котором используется связь СОГЛАСОВАНИЕ.

3  Из предложения 6 выпишите словосочетание   в котором используется связь ПРИМЫКАНИЕ

4. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.

5 Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

7. Укажите тип связи слов в словосочетании СОВЕРШАЕТСЯ ИЗДАВНА (предложение 19).

В3-2

Народное искусство

 (1)Народное искусство многое дает для понимания скульптуры. (2)Чувство материала, его весомости, плотности, красоты формы отчетливо видна в деревянной деревенской посуде: в резных деревянных солоницах, в деревянных ковшах-скопарях, которые ставились на праздничный деревенский стол. (3)И.Я. Богуславская пишет в своей книге «Северные сокровища» о ковшах-скопарях и солоницах, делавшихся в форме утицы: «Образ плывущей, величаво-спокойной, горделивой птицы украшал стол, овевал застолье поэзией народных преданий. (4)Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный пластический образ с удобной вместительной чашей. (5)Плавные очертания, волнообразные линии силуэта словно вобрали в себя медленный ритм движения воды. (6)Так, реальный прообраз одухотворил бытовую вещь, придал убедительную выразительность условной форме. (7)Еще в древности она утвердилась как национальный

тип русской посуды».

(8)Форма народных произведений искусства - это форма, художественно отточенная временем. (9)Такой же отточенностью обладают и коньки на крышах деревенских северных изб (Ю)Недаром этих «коней» сделал символом одного из своих замечательных произведений советский писатель, наш современник, Федор Абрамов.

(11)Что такое эти «кони»? (12)На крыши деревенских изб, чтобы придавить концы кровельных досок, придать им устойчивость, клалось огромное тяжелое бревно. (И)Бревно это имело одним из концов целый комель, из которого топором высекалась голова и могучая грудь коня. (14)Конь этот выступал над фронтоном и был как бы символом семейной жизни в избе. (15)И какой чудесной формой обладал этот конь!..

(Д. С. Лихачев)

8. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

9. Укажите среди предложений 8, 9 такое, в котором используется словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

10.  Укажите тип  связи,   используемый   в  словосочетании ЧУДЕСНОЙ ФОРМОЙ (предложение 15).

  1. Домашнее задание

В3-4. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

В3-5. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности культурные и нравственные.

В3-6. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

В3-7. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

В3-8. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

В3-9. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

В3-10. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

В3-11. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании стыдно перед ними из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок подготовки к ЕГЭ про русскому языку

В представленной методической разработке можно найти как электронные тренажеры, так и тестовые материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ (задание А 2)...

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку

На уроке повторяется материал, который был усвоен одиннадцатиклассниками слабо....

Урок подготовки к ГИА по русскому языку.

Повторение и систематизация знаний по темам: "Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова", "Приставки и их правописание", "Обособленные определения, выраженные причастным оборотом". З...

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определяем и формулируем проблему текста" (11 класс)

Представлены материалы: конспект урока подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определяем и формулируем проблему текста" (11 класс); презентация к уроку; дополнительные источники информации  и рабочи...

Методическая разработка урока "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография. пунктуация".

Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе. Данный материал направлен на обобщение материала по орфографии и пунктуации для подготовки к ЕГЭ....

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Разработка урока содержит материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по тексту Худякова...

Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...