Урок русского языка в 6 классе "Фразеология. Фразеологизмы."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Аверина Надежда Петровна

Урок русского языка в 6 классе "Фразеология. Фразеологизмы." с мультимедийной презентацией.

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке;
  • употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

развивающие: развивать речевые, орфографические, пунктуационные навыки  учащихся;

воспитывающие: воспитывать интерес и прививать любовь к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему

«Фразеология. Фразеологизмы».

Цели:

образовательные:

  1. познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке;
  2. употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

развивающие: развивать речевые, орфографические, пунктуационные навыки  учащихся;

воспитывающие: воспитывать интерес и прививать любовь к русскому языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

На доске записан эпиграф к уроку: «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово» (Н.В.Гоголь).

II. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение. Подчеркивают главные члены, составляют схему предложения.

         Ночь темна и тепла,

         Благодатная мгла

         На долины легла.   (В.Бенедиктов.)

Учащиеся находят в толковом словаре значение выделенных слов.

III. Изучение нового материала.

         - Все вы, наверное, знаете много пословиц и поговорок. (Учитель просит учеников вспомнить, какие пословицы они знают)

         - Так вот эти пословицы и поговорки являются фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется около пятидесяти фразеологических оборотов. Давайте приведем несколько примеров.

        Учитель приводит пример, а учащиеся объясняют, что значит этот фразеологизм.

         Валится из рук; голыми руками взять; мастер на все руки; не покладая рук; дать руку на отсечение; лёгкая рука.

   - Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (Словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Словарная работа.

            Учитель дает ученикам задание – заменить фразеологические обороты словами-синонимами. (Это задание выполняется под диктовку учителя. Один ученик выполняет его у доски, остальные – в тетрадях.)

                     В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; куры не клюют; кожа да кости.

2. Выполнение упражнений 98, 99 (устно).

3. Фразеологические загадки.

           Отгадайте, о чем идет речь.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
  3. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
  4. Её набирают в рот, когда молчат.
  5. Его держат за зубами.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

             Упр.101; подобрать пять фразеологизмов с общим словом голова; подготовиться к словарному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Презентация поможет организовать повторение темы "Фразеологизмы" в 10-11 классах....

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" для 5 класса

Урок предназначен для учащихся 5 класса, содержит различные задания для ознакомления с новым материалом....

Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...