Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Куренкова Елена Владиславовна

Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Цели урока:

образовательные:

- активизировать знания учащихся, связанные с понятием «фразеологизм»;

- научить понимать целесообразность применения фразеологизмов в речи;

- научить находить фразеологизмы в многообразии лексики.

воспитательные:

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

развивающие:

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;

- углубить практические знания  о фразеологизмах и их значении.

Тип: Урок комплексного применения знаний

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.29 КБ
Файл proverochnaya_v_gruppe.docx145.65 КБ
Файл frazeologizmy.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Цели урока:

образовательные:

- активизировать знания учащихся, связанные с понятием «фразеологизм»;

- научить понимать целесообразность применения фразеологизмов в речи;

- научить находить фразеологизмы в многообразии лексики.

воспитательные:

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

развивающие:

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;

- углубить практические знания  о фразеологизмах и их значении.

Тип: Урок комплексного применения знаний

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, экран, стикеры, цветные фломастеры, маркеры или карандаши, магниты, карточки с иллюстрациями.

Структура урока:

1. Приветствие. Установка на работу.

2. Актуализация знаний. Вхождение в тему.

3. Формирование ожиданий ученика

4. Интерактивная лекция.

5. Проработка содержания темы

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия. Домашнее задание

Ход урока

1. Приветствие.

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

Класс приветствует учителя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».

2. Актуализация знаний. Вхождение или погружение в тему.

Слайд-шоу (4 слайда)

Цель: раскрытие темы урока. Актуализация знаний о фразеологизмах, как об  устойчивых сочетаниях слов.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Описание урока:

        Для детей очень интересным будет использование на уроке активных методов обучения. Урок соответствует структуре. Учитель на уроке курирует деятельность учащихся, но не вмешивается. Ученикам предоставлена наибольшая свобода, использована технология «Взаимопередача темы»;урок насыщен заданиями, требующими взаимодействия между учащимися.

        Домашнее задание носит творческий характер.

Ход урока: заранее подготовленный учителем ученик показывает слайд-шоу. Ученик раскрывает понятие фразеологизмы и приводит примеры.

Фразеологизмы («фразис» — выражение, «логос» — слово (греч.).

        Речь – это способ общения между людьми. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приемы, в частности, фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из них пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).

- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).

- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:

1) сгущать краски, не жалеть красок;

2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;

3) игра в одни ворота, игра не по правилам.

- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).

- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.

Интеллектуальная игра «Философия жизни».

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Весь класс

Проведение: Ученики работают по рядам. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание, или наоборот.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему «Фразеологизмы…» (продолжите фразу)

Варианты ответов детей:

- это очень хорошо

- потому что мы должны знать русский язык

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе и т.д.

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

3. Формирование ожиданий ученика

Метод «Список покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Работа в группах.

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4. Интерактивная лекция

Мероприятие «Лабиринт»

Цель: подвести учащихся к раскрытию темы. Работа в группах.

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы и фразеологизмы).

        Например: рейтинг, Спустя рукава, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), водой не разольёшь, скейтборд, ведать (знать), медвежья услуга, пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), семь пятниц на неделе, секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), Фома неверующий, мухи не обидит. ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), между двух огней, названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), золотые руки, золотые зубы, программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), задрать нос, сериал, кварки (элементарные частицы).

        Из многообразия слов нужно отобрать 10 и предложить учащимся составить лабиринт из слов.

Ставим учебную задачу: 1) отобрать фразеологизмы; 2) составить лабиринт из слов; 3) дать лексическое значение.

Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти слова?

2. Зачем в речи нужны фразеологизмы?

3. Могут ли фразеологизмы устаревать?

4. Почему появляются фразеологизмы?

5.Являются ли словосочетания «золотые зубы, медвежья берлога, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с дерева»? Почему?

5. Эмоциональная разрядка. Минутка – шутка.

Цель: разминка класса.

Весь класс. Исправить, назвать верный вариант, дать лексическое значение. Передать эстафету другой группе.

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

6. Проработка содержания темы.

«Жужжание» групп.

Цель: доказать учащимся, что фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Работа в группах (стикеры разного цвета)

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.

Каждая группа должна придумать фразеологизм на каждую из иллюстрации.

Метод «Презентация» (5 минут)

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с фразеологизмами.

Группа

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, в какой ситуации уместно употреблять тот или иной фразеологизм.

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

1. Можно ли утверждать, что фразеологизмы – это общеупотребительные выражения?

2. Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

3. Смогли ли мы с вами придумать фразеологизмы?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Метод «Смайлики»

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик http://ped-kopilka.ru/plugins/p_fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif либо http://ped-kopilka.ru/plugins/p_fckeditor/fckeditor/editor/images/smiley/msn/sad_smile.gif и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

8. Домашнее задание.

Найти в учебнике «Литературы» пять фразеологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

Цель: рассмотреть словосочетания, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к фразеологизмам или крылатым словам. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П. А. Лекант, К. А. Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 1999. – 448 с.

2. А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку». Книга для учащихся. «Просвещение», 1995



Предварительный просмотр:

Составьте фразеологизм:

Лексическое значение

водить

в переплет

втирать

воду решетом

заткнуть

вокруг пальца

намылить

за пояс

носить

очки

обвести

за нос

попасть

голову

Игра “Четвёртый лишний”:

  • Хоть пруд пруди.
  • Кот наплакал.
  • Тьма-тьмущая.
  • Яблоку негде упасть.

  • Во все лопатки.
  • Сломя голову.
  • Черепашьим шагом.
  • В мгновенье ока.

  • Слово в слово.
  • Тютелька в тютельку.
  • Вилами на воде писано.
  • Комар носа не подточит

Игра “Фразеологический зверинец”

Голоден как…

Хитёр как…

Надут как …

Драчлив как…

Нем как…

Труслив как…

Упрям как…

Грязный как…

Изворотлив как…

Болтлив как…

Колючий как…

Важный как…

http://www.razumniki.ru/images/articles/shkolniku/frazeologizmy_v_kartinkah.jpg

http://festival.1september.ru/articles/549110/img7.gif https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTjLDRPg_yjas79aiSlkDXr65WMIEnPgNj70zGmX3vh2rLWgGkcDg  https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSEm70d92CFE_YEV-QdtOTVAsuYsk1N-vrnEa9tFUC4oLx-ZuwoKQ

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона 
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

фразеологизмы Орфографический тренинг стр. 116

Слайд 2

Фразеологизмы – это что? 1) – это устойчивые сочетания слов, то есть в них нельзя заменить одно слово другим? 2) Фразеологизмы нужно понимать в переносном значении? 3) Фразеологизмы часто можно заменить одним словом - синонимом? 4) Фразеологизмы засоряют нашу речь, делают ее непонятной, бедной?

Слайд 3

Заруби себе на носу

Слайд 4

За двумя зайцами

Слайд 5

Крутые горы

Слайд 6

Гулял сам по себе ,

Слайд 7

Солнечный удар

Слайд 8

Вынос мозга

Слайд 9

Лёд тронулся

Слайд 14

Домашнее задание: 1) упр. 259 стр. 117; 2) записать 5-6 фразеологизмов с одним из слов (руки, нос, язык, дом и др.), дать им толкование; 3) нарисуйте фразеологизм

Слайд 15

Кластер «Фразеологизм»

Слайд 23

Домашнее задание: Фразеологизмы, связанные с историей русского народа Фразеологизмы, пришедшие из различных профессий Фразеологизмы, пришедшие из Библии Фразеологизмы, пришедшие из Древней Греции – подготовить сообщение об одной группе (на выбор)

Слайд 24

Пятнадцатое декабря. Классная работа. В фразеологизмах преуспел, Я (мышку, кошку, собаку, внучку) на них съел …

Слайд 26

Спишите, подберите противоположный по смылу 1) (делать что-то) через пень – колоду; 2) (от чего-то) сердце кровью обливается; 3) птица высокого полёта; 4) выйти из себя; 5) вешать лапшу на уши; 6) как кошка с собакой; 7) (грызть) гранит науки

Слайд 27

Что такое «Крылатые слова»? Крылатые слова и выражения - это всем известные и широко распространенные обороты речи. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста.

Слайд 34

Шеф, шеф, сверим часы…

Слайд 36

Домашнее задание: 1) Записать крылатые фразы, которые употребляются в вашей семье (обязательно указать значение и источник - 10). 2) упр. 263 (2, 3) стр. 120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"

Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...

Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.

Описание педагогической работы с использованием технологий  диалогового взаимодействия...

Проект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления

Проект урока алгебры на тему: "Деление одночлена на одночлен" в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления (УМК Мордкович)...

Методическая разработка"Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования"

Методическая разработка "Уроки русского языка и литературы с использованием технологии позиционного обучения для повышения качества образования" включает в себя цели, задачи, актуальность пр...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...