Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Сорокина Татьяна Александровна

Урок развития речи  в 5 классе "Описание картины П.П.кончаловского "Сирень в корзине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_siren.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольховецкая основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Описание натюрмортра

П.П. Кончаловского «Сирень»"

 

     Учитель:

Сорокина Татьяна Александровна

д.Ольховец

2012г.

Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана или работа по предложенному плану. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Цели урока: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

  1. «Дерево ожиданий» - метод совместного продвижения вперед.

На парте перед каждым учеником лежат яблоки, вырезанные из зеленой бумаги. Напишите, пожалуйста, на яблоках то, чего вы ожидаете от урока и разместите свои яблоки на доске, где изображено дерево.

Учитель озвучивает пожелания детей и в процессе урока  выполненные пожелания-яблоки  (по мере  «созревания» кладет в корзину)

  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

(1 слайд)

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) очень любил изображать цветы.  Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

- Ребята, давайте вспомним, что такое «натюрморт»?

(слайд 2)

- Запишите определение  в словарь-справочник

- (возвращение к 1 слайду) 

П.П.Кончаловский говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только более в утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».

3. Знакомство с натюрмортом П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Любимые цветы Петра Петровича - сирень , ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные:

 «Сирень на окне» (слайд 4)

«Сирень в вазе на окне» (слайд 5)

«Сирень» (слайд 6)

«Сирень в корзине» (слайд 7). Перед нами  одна из лучших картин Кончаловского (1933г), изображающих сирень. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Эту картину мы сегодня будем учиться описывать.  

- А еще П.П.Кончаловский так говорил о своих картинах: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица”.

4. Беседа по картине.

(Слайд 8)

- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

 (сирень напомнила о весне, картина, словно украсила класс, стало уютнее и теплее от красоты)

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

(на картине очень свежая сирень, она  влажная от утренней росы)

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

(на картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: бледно-розовую, лиловую, темно-красную, белую, розоватую

- С чем можно сравнить цветы?  (Звездочки, звоночки).

- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.  (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.

- Опишите грозди сирени  (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)

- Все ли листья сирени одинаково освещены?

(Нет, они выглядят по-разному: вверху и внизу они темно-зеленые, в середине букета – зеленые,  вверху – салатовые, справа – светло-зеленые с золотистым оттенком)

- Опишите корзину, в которой стоит сирень (корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они будто обнимают ветки сирени)

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.)  Запишите в тетрадь.

- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) Запишите в тетрадь.  

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. Запишите эти слова в тетрадь. (Слайд 9)

5. Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

(Слайд 10)

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

6. Обсуждение  примерного плана  сочинения. (Слайд 11)

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет
  2. Гроздья.
  3. Листья
  4. Корзина

III. “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

7. Выразительное чтение стихотворений о сирени.(Слайд 12)

Сирень. Вс. Рождественский.

Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? (Грозди тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы: белые, темно-лиловые; сад для поэта: это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь)

Вывод: поэт, художник, композитор  изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, композитор -  звуки.  Читая стихотворение, мы представляем себе грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника – мы видим, мы понимаем, что такую картину не мог нарисовать равнодушный человек.

(- ребята, скажите, все яблоки ваших опасений «созрели»?

 Мы с вами совместно продвигались вперед и сумели все опасения предотвратить. Согласны?

Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.

(Слайд 13) Всем спасибо! Творческих успехов в написании сочинения!

 Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка в 5 классе по теме"Описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".

Урок русского языка по развитию речи.Цели: 1) образовательные:а)знакомство с типом речи "описание"; б) знакомство с жанром натюрморта             2)развивающие: а) р...

Сочинение-описание по картине П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Данное сочинение написано ученицей 5 класса МБОУООШ №4 п.г.т. Росляково Мурманской области Суятиной Владиславой. Данная работа содержит авторское стихотворение....

Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Сирень в корзине"

Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру. Цель этого урока - помочь учащимся понять образный язык художника и сформировать умение анализировать картину как прои...

Описание картины "Сирень в корзине"

Сочинение-описание картины П. Кончаловского "Сирень в корзине". Автор - ученица 5 класса МБОУ "Княжегорская СОШ" Анна Конон...

Художественное описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас цветет сирень. Класс оформили фотовыставко...

Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание картины Кончаловского П.П. "Сирень в корзине""

  Рассказ о художнике. Цель: дать общие сведения о художнике. Беседа по картине. Цель её – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать кар...