Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание картины Кончаловского П.П. "Сирень в корзине""
план-конспект урока (5 класс) на тему

Чуланова Татьяна Александровна

    Рассказ о художнике. Цель: дать общие сведения о художнике.

 Беседа по картине. Цель её – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства языка.

  Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.   Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.

   Использование на уроке музыки, легенд, стихотворений способствует расширению кругозора учащихся. Оказывает влияние на описание картины, усиливает её эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка в 5 классе

по теме: «Художественное описание натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»

Этапы урока

  1. Рассказ о художнике. Цель: дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель её – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, легенд, стихотворений способствует расширению кругозора учащихся. Оказывает влияние на описание картины, усиливает её эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Цели урока:

  1. Вспомнить понятие натюрморта.
  2. Подготовиться  к художественному описанию натюрморта Кончаловского «Сирень в корзине».
  3. Формирование умения строить сочинение – описание по картине, используя лексико-изобразительные средства.
  4. Повышение языковой культуры учащихся.

Тема: «Художественное описание натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»».

Слово учителя

 - Здравствуйте, ребята! Скажите мне, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Возможные ответы учащихся: (Хорошее, радостное, весёлое)

 - Хочу на уроке узнать что-то новое для себя, мне очень интересно, чем мы будем заниматься на уроке, какая работа нам предстоит.

Слово учителя

 - Я очень рада, что у вас  хорошее, радостное настроение, пусть оно сохранится до конца урока. Ведь сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: описание майской сирени по картине Петра Петровича Кончаловского.  Вам такая работа знакома, потому что вы и раньше писали сочинения по произведениям живописи: по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом», Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка», Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками», Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

Нацеливание учащихся на урок

 - А сегодня на уроке мы будем готовиться к художественному описанию натюрморта Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине».

 Вспомним понятие натюрморта.

 Будем учиться строить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства.

 - А теперь откройте свои тетради для работ по развитию речи. Запишите сегодняшнее число,  Классная работа

Тема урока: «Художественное описание натюрморта Кончаловского «Сирень в корзине»»)

 - К сегодняшнему уроку вы нарисовали замечательные рисунки, изображающие цветы. А ещё составили словарики «Описание цветов». Всё это вам сегодня пригодится при работе с картиной Петра Петровича Кончаловсого «Сирень в корзине».

 - А расскажет нам о замечательном русском живописце, который написал картину «Сирень в корзине», …

Слово о художнике

 Пётр Петрович Кончаловский родился в 1876 году, а умер в 1956 году. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одарённости и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

Слово учителя

 - Что же такое натюрморт? Встречались ли вы с этим жанром живописи?

Возможные ответы учащихся:

 - Мы уже знакомились с этим жанром живописи, когда описывали картину Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками». Натюрморт – это изображение неживой природы.

Слово учителя

 - Правильно. Молодец. Итак, посмотрите на экран. Перед вами картина Ильи Ивановича Машкова «Натюрморт с маками и васильками».

Слово натюрморт произошло от французского слова «натюр» - природа плюс «март» - мёртвый. Буквально, слово натюрморт означает «мёртвая природа».

А для того, чтобы легче было запомнить, что такое натюрморт, я вам предлагаю прослушать весёлую песенку из мультфильма «Пластилиновая ворона».

(песня из мультфильма)

 - Пётр Петрович Кончаловский был признанным мастером натюрморта. Известны такие натюрморты Кончаловского.

(на слайде названия натюрмортов).

Но особенно Кончаловский любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат.

(демонстрация  слайдов)

 Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил 15 своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне ставней, открытого окна в сад.  Художник не переставал восхищаться совершенством цветов. Он говорил «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы». (Слайд)

 - Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского «Сирень в корзине». Откройте репродукцию этой картины в учебнике. Одновременно прослушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского из балета «Спящая красавица». Послушайте музыку. Она пронизана лучами солнца. Мы будто слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «видим», как склоняются душистые тяжёлые грозди, влажные от ночной росы. А войдём вместе с художником и композитором в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом – возможно, таким, какой изображён на картине.

Музыкальные образы сирени создавали многие композиторы: Григ, Шопен, Стоянов, Рахманинов. А вот у Чайковского в балете «Спящая красавица» имя сирени получила главная фея, та, которая заменила предсказанную злой колдуньей гибель принцессы Авроры её столетним сном и помогла прекрасному принцу Дезире разрушить колдовские чары.

Беседа по картине

 1. Скажите мне, какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

 ( Радость, восторг, ощущение счастья, ликования, лёгкая грусть, щемящая нежность, светлая печаль).

 2. Созвучно ли настроение музыки и картины. Как вы думаете, почему именно эту музыку я выбрала для прослушивания?

 ( Музыка такая же нежная, как и сирень на картине Кончаловского.

Музыка звучит ласково, нежно, словно шепчется листва. Такое состояние бывает весной, когда всё цветёт, радуется яркому солнцу. Её звуки вызывают ощущение восторга, счастья.)

 - Художник передаёт красоту цветов красками, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

 3. Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?

 (Грозди сирени свежие, крупные, тяжёлые, мокрые от росы, набрякшие влагой после ночного дождя)

  4. Какого цвета, каких оттенков сирень?     (запись на доске)

      1). Опишите ветки сирени расположенные в центре букета

      2). Какого цвета сирень в нижней части.    (бледно-розовая, красноватая, тёмно-красная, лиловая, белоснежная;   голубоватый, серебристый оттенок)

3.)А какого цвета сирень, написанная рядом с белой сиренью?

 - Опишите грозди сирени.    (Крупные, свежие, тяжёлые, сырые, влажные, мокрые от росы, пышные гроздья,  набрякшие влагой после ночного дождя).

 5.С чем можно сравнить цветы? Из чего состоят грозди сирени?

 (Они напоминают гроздья винограда. Они состоят из множества маленьких цветов).

 6. Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному «ароматная».      (Душистая, пахучая, благоухающая.)

  7. Запах, какой?   ( Запах: чарующий, упоительный, таинственный, тонкий, неповторимый, прелестный запах).

  8. Какие листочки. Опишите их.    (Зелёные с тоненькими прожилками.

  9. С помощью каких прилагательных  можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому.   (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная. Роскошная, прекрасная)

 10. Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?    (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка. Сирень как прекрасная девушка, окутанная бело - розовым кружевом, ажурным покрывалом).

 11. На каком фоне изображена сирень? Почему художник изобразил такой фон. Много замечательных слов подобрали для описания сирени.  Почувствовали ли восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовью к ней.

 - Чёрно-серый фон оттеняет красоту, праздничность сирени.

Эта чудесная сирень создаёт у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Пётр Петрович Кончаловский сказал о своей картине: «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется».

(Слайд)

 - Вы подобрали столько замечательных слов для описания картины.

А теперь давайте составим план описания картины, по которому вам легче будет написать сочинение.

Беседа по составлению плана сочинения

 - Из скольких частей состоит план (вступления, основной части, заключения)

- О чём будете писать во вступлении?

 - О том, что Кончаловский умел и любил рисовать цветы.

 - Я вам предлагаю первый пункт  плана озаглавить так.

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов (слайд)

 -  В основной части мы будем описывать букет. (Чудесный, раскошный, изумительный)

II. Чудесный букет сирени.

Цвет сирени.      Гроздья сирени.             Листья сирени.     Корзина.

 – Я вам предлагаю последний пункт плана озаглавить словами П.П. Кончаловского.

 III . «В букете всё живёт, цветёт и радуется».

В этом пункте напишем о том впечатлении, которое произвёл на нас букет сирени, какие чувства вызвала у нас картина Кончаловского.

 - Запишите этот план у себя в тетради.

Лингвистическая разминка

  - А сейчас давайте проведём небольшую лингвистическую разминку. Вы записали те слова, которые вам потребуются при описании сирени. Я предлагаю вам выполнить ряд заданий.

1. Укажите слова с суффиксами – оват -, - ист - , - еньк - .

2. Назовите прилагательные, обозначающие цвет, запах, величину, выражающие оценку.

3. Обозначьте безударные гласные в корне. Найдите три слова с данной орфограммой.

1. Красноватая, голубоватый, серебристый, маленькая, душистая, тоненькими.

2. Красноватая, белоснежная, жемчужная, тяжёлые, зелёные (зелень), очаровательная, наслаждаться, восхищаться, чарующий, лиловая (лилия), прелестный, серебристый,  пахучая, звоночки.

4. Какие ещё орфограммы можете назвать?

Оттенок, гроздья (разделительный мягкий знак), чудесная, прекрасная, любоваться, восхищаться, звёздочки, звоночки.

Вывод по уроку

 - Оказывается, об одном явлении природы – весеннем цветении сирени можно рассказать по-разному. Художник передаёт свежесть и великолепие её красками.

Композитор воссоздаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой  и ароматом сиреневого сада с помощью музыкальных звуков.

А писатели и поэты, художники слова, используют для этого выразительные средства языка.

Многие поэты писали стихи о сирени. Это И. Северянин, Б. Пастернак, С. Красиков, М. Бекетова.  Послушайте стихотворение Рождественского «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжёлые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

 - Какие выразительные средства использовал поэт, чтобы воссоздать образ сирени?

(эпитеты, сравнения, метафоры)

 - Найдите эпитеты в тексте стихотворения. Подумайте, какие из них вы можете использовать в своих сочинениях.

 - И в конце нашего урока я вам предлагаю послушать красивую древнегреческую легенду о сирени.

Легенда о сирени

Однажды молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал прекрасную речную Нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя  Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

Заключительное слово учителя

Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображён на картине П.П. Кончаловского.

Домашнее задание: написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом. Упр. № 457

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

конспект урока по развитию речи на тему:"описание картины Г.Г. Мясоедова "Косцы"".

Конспект урока был подготовлен для участия в конкурсе "Мой лучший урок" 2016 г. Урок проводится в 6 "В" классе с использованием мультимедиа....