конспект урока по развитию речи на тему:"описание картины Г.Г. Мясоедова "Косцы"".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мацаева Алина Владимировна

Конспект урока был подготовлен для участия в конкурсе "Мой лучший урок" 2016 г. Урок проводится в 6 "В" классе с использованием мультимедиа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока105.02 КБ

Предварительный просмотр:

X Всероссийский конкурс профессионального мастерства

«Мой лучший урок».

Урок по развитию речи в 6 «В» классе

Тема урока: «Описание картины

Г.Г.  Мясоедова “Косцы”»

C:\Users\Администратор\Desktop\конкурс Лучший урок МАЦАЕВА\репродукция картины КОСЦЫ.jpg

Учитель русского языка и литературы

Мацаева Алина Владимировна,

МБОУ гимназия № 82

Краснодар

2015-2016

Урок по развитию речи в 6 «В» классе (21.12. 2015 г.)

Тема урока: «Описание картины Г.Г Мясоедова “Косцы”». (записывается в тетрадь в начале урока) с использованием проблемного метода обучения, интерактивной доски и здоровьесберагающей технологии.

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Задачи:

  • развитие речи учащихся;
  • научить полному описанию, изображенному на картине;
  • активизировать лексику учащихся по данной теме;
  • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Г.Г. Мясоедова.

Материально-техническое оснащение: репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Косцы», интерактивная доска, колонки, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами рассмотрим одну из картин Г.Г. Мясоедова. Это один из тех художников, которые используют исключительно яркие краски, изображая людей и родную природу. Каждый цвет на картине играет определенную роль, раскрывает замысел художника. Для начала давайте запишем в тетради тему урока и несколько терминов (параллельно показываю на картине):

Холодные и теплые цвета – оттенки, близкие к цвету воды, льда, воздуха; оттенки, близкие к цвету солнца, осени, огня.

Тон - одна из трёх основных характеристик цвета. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный».

Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Свет – отражение светлых тонов в определенном объеме.

Композиция - компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, подчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Передний и задний план картины - то, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами; то что изображено дальше от зрителя.

II. Беседа по картине

Чтобы повысить эмоциональность восприятия картины, пробудить активность учащихся, начинаю урок с прослушивания Народной песни крестьян Воронежской губернии «Ох ты ж воля, моя воля».

Вопросы:

– Какие чувства возникли при прослушивании песни? 

- Чувство приглушенной радости от того, что они вольные люди. Однако в голосе явно звучит тоска, так как эта свобода далась дорогой ценой. Недаром ее поют не молодые люди, а старики, ведь полноту вольной жизни оценить им не удастся в силу возраста.

- Как вы думаете, почему здесь поется о воле, что это означает?

- Это воля, полученная после отмены крепостного права в 1861 году. Поэтому многие произведения искусства той эпохи отражали данное событие.

Слово учителя: Картина «Косцы» написана всего лишь через 26 лет после отмены крепостного права. И, несомненно, несет на себе отпечаток прошлого времени. Крестьяне стараются привыкнуть к изменениям, стараются собраться с силами после долгих лет мучений и выходят в поля, чтобы продолжать возделывать землю и засевать ее урожаем. На данной картине мы видим момент сбора пшеницы: труженики с косами, а в нижнем левом углу картины изображен уже связанный стог и грабли.

Вопросы:

- Что еще указывает нам на то, что перед нами представлено время уборки урожая?

- На переднем плане картины видим цветущие ромашки, а это цветы лета, значит, происходит и сбор пшеницы.

- Еще перед нами зеленеет трава, а колосья пшеницы созревшие. Небо светлое и чистое, палит солнце. Все это доказывает жаркий период трудов крестьян.

Выслушиваю ответы детей, и я предлагаю им обратиться к картине художника. Начинается коллективная работа с репродукцией:

– Что привлекает ваше внимание в картине?

- Привлекают внимание крестьяне, стоящие в ряд. Заметно, что они изображены от старшего к младшему. Это нам говорит о преемственности поколений в их труде, быту, отношению к жизни и трудностям.

- Рубаха самого первого косца более темного оттенка. Художник специально выбрал мрачный цвет, чтобы придать значение его возрасту. Этот мужчина повидал больше в жизни, причем достаточно печальных событий, поэтому даже одежда отражает ту боль и грусть, которую пришлось пережить. На голове его венок, указывающий на его превосходство перед другими, он как глава семьи - более опытен и мудр.

- Следующие за ним косцы так же отражают свой возраст через цвет рубах. Особенно яркий акцент сделан на молодом крестьянине в красной рубахе. Его возраст, как сам цвет, полон энергии и сил. Он излучает молодость и жажду жизни. Еще дальше мы видим лишь голову самого юного из косцов. Художник именно поэтому не изобразил его более наглядно. Его жизнь только начинается. Он, как пробивающийся росток, лишь выглядывает из поля, чтоб вдохнуть жизнь.

- Если посмотреть на картину более внимательно, то кого еще мы можем увидеть?

- Рядом с мужчинами мы видим двух женщин, которые так же трудятся в поле. Это говорит о том, что в крестьянской семье труд – обязанность, как малого, так и старого; как мужчины, так и женщины.

Заранее подготовленный ученик выходит читать наизусть стихотворение Н. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская».

- Как думаете, почему художник, несмотря на тяжелую работу, выбрал достаточно светлые тона для написания картины?

- Подобные оттенки говорят о том, что долгожданная крестьянская свобода затмевает тяжесть труда. Только облака на небе являются символом возможных сложностей в обустройстве новой жизни. Но это не тучи, значит, нет ничего страшного, и все обязательно наладится.

- Птицы, изображенные в левом верхнем углу картины - это самое крепостное право. Они такие же черные, как прошлая жизнь. Без них нельзя было обойтись, ведь отпечаток  эпохи еще долго будет сохраняться. Однако, заметим, они очень маленькие на фоне огромного и просторного неба, значит, беда ушла, улетела, словно птицы.

Слово учителя: Цвет в картине имеет большое значение.Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное, хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.

– Какие же цвета использовал Г.Г Мясоедов? 

- Художник в основном использует тёплые оттенки: золотистый (поле), изумрудный (трава). Они заполняют большее пространство картины. Даже, относящийся к холодному тону, оттенокголубого и нейтральный белый в данной гамме создают ощущение тепла, так как плавно переходят из яркого поля. Картина будто светится. Складывается ощущение, что пробиваются лучи солнца, хотя на самом деле их нет.  

– Какое впечатление произвела на вас картина? 

- Картина заставляет верить в светлое будущее. Она способствует развитию чувства гордости за свой народ. Многие поколения выстояли в тяжелой схватке с жизненными трудностями. Несмотря на все невзгоды русский народ излучает жизнь и это явно прослеживается в картине.

III. Лексическая работа

Составляем по теме картины словосочетания и предложения: 

Тяжелая доля; смирение и покорность, отраженное на лицах; вера в лучшую судьбу; преемственность поколений; прощание с крепостным правом, словно с птицами, улетающими на юг.

IV. Работа над составлением плана

  1. Слово о художнике.
  2. Отражение крепостного права.
  3. Описание картины.
  1. Страдная пора;
  2. косцы;
  3. женская доля;
  4. птицы – символ свободы;
  5. цветовое решение.

4. Мое впечатление от картины.

V. Устная работа по плану

Уточняю, что описать изображенное на картине можно и в другой последовательности. Ребята устно и кратко пытаются составить текст по плану.

Домашнее задание: Написание сочинения по картине Г.Г. Мясоедова

Отзыв

на урок развития речи в 6 «В» классе

по теме: «Описание картины

Г.Г.  Мясоедова “Косцы”» с использованием проблемного метода обучения, интерактивной доски и здоровьесберагающей технологии.

.

Проведен учителем русского языка и литературы МБОУ гимназия № 82 МО г. Краснодар   – Мацаевой Алиной Владимировной.

Место проведения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 82.

Дата проведения: 21.12.2015 года.

Вопрос

Ответ: да, не знаю, нет

1.

Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности?

Да

2.

Достаточно ли профессионально (на Ваш взгляд) выступил педагог?

Да

3.

Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия?

Нет

4.

Добился ли педагог поставленной цели?

Да

5.

Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом?

Да

6.

Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале.

5

7.

Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности.

ИКТ – использование мультимедийной установки и просмотр презентации. 

Заместитель директора по УМР                                                 Дашдиева О.В.

МБОУ МО г. Краснодар гимназии № 82

Отзыв

на урок развития речи в 6 «В» классе

по теме: «Описание картины

Г.Г.  Мясоедова “Косцы”» с использованием проблемного метода обучения, интерактивной доски и здоровьесберагающей технологии.

Проведен учителем русского языка и литературы МБОУ гимназия № 82 МО г. Краснодар   – Мацаевой Алиной Владимировной.

Место проведения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 82.

Дата проведения: 21.12.2015 года.

Вопрос

Ответ: да, не знаю, нет

1.

Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности?

Да

2.

Достаточно ли профессионально (на Ваш взгляд) выступил педагог?

Да

3.

Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия?

Нет

4.

Добился ли педагог поставленной цели?

Да

5.

Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом?

Да

6.

Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале.

5

7.

Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности.

ИКТ – использование мультимедийной установки и просмотр презентации. 

Учитель русского языка и литературы                                                 Чекалова О.И.

МБОУ МО г. Краснодар гимназии № 82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"

Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...

Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"

Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.

Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....

Конспект урока по развитию речи на тему "Сочинение-репортаж"

Конспект урока по развитию речи на тему "Сочинение-репортаж" для 7 класса...