речевой портрет Н.Ф. Катанова
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс) по теме

Изучение языковой личности, впервые начатое в трудах Виктора Владимировича Виноградова, Юрия Николаевича Караулова и продолженное в работах Георгия Исаевича Богина, Ольги Борисовны Сиротининой и других на нынешнем этапе ставит своей задачей создание портретов отдельных языковых личностей, в частности представляющих собой элитарный тип речевой культуры.

Попытка создания речевого портрета как  элемента модели такой языковой личности предпринята в данной работе.

Принадлежность Н.Ф.Катанова к элитарному типу речевой культуры не подлежит сомнению.

Однако надо признать как научный факт, неоднозначность оценки личности учёного-тюрколога Н.Ф.Катанова в прошлом. Так , в первом издании "Большой советской психологии "Н.Ф.Катанов назван «проводником русификаторской политики царской России» . Во втором издании "Большой советской Энциклопедии" он по своей идеологии оценивался как монархист . Даже известный хакасский писатель и учёный Н.Г.Доможаков в 1951 г. утверждал , что «Н.Ф.Катанов был монархистом по убеждению , реакционером в в науке" . Однако своё утверждение он опроверг в декабре 1957 г. в докладе «Николай Федорович Катанов ». Только после разоблачения культа личности И.В.Сталина стало возможным по – новому оценить и личностные качества , и научные труды , и просветительскую деятельность учёного - тюрколога .И впервые это было сделано на объединенном заседании Учёных Советов Хакасского научно-исследовательского института языка , литературы и истории и АГПИ в декабре 1957 г. Имя Н.Ф.Катанова в 1989 году внесено в "Библиографический словарь отечественных тюркологов"[2.С.119-121]. В 1993 году опубликовано документально-публицистическое эссе Ирины Фёдоровны Коковой "Н.Ф.Катанов"[3]. В 2000 году в Турции,в Анкаре вышла в свет книга"Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии" на хакасском,русском и турецком языках"[4].В 2012 году  снят документальный фильм "Судьба инородца" производства студии «Хакасфильм», посвящённый 200 - летию со дня рождения учёного.

     Таким образом, катановедение значительно продвинулась вперёд. Однако  не удалось в полной мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова.

Новизна работы заключается в  составлении речевого портрета учёного  в поликультурном пространстве.

Объект исследования – речевой портрет учёного – тюрколога Н.Ф.Катанова

 Предмет исследования - личная переписка, научные труды, записи о музейных экспонатах Работа может быть интересна учащимся, педагогам, лингвистам.

Гипотеза: Мы предполагаем, что локальные знания, фольклор хакасов оказали позитивное влияние на становление  языковой личности учёного Н.Ф.Катанова в  поликультурном пространстве России и мира. Речевой портрет  учёного  по средствам  богатства лексического запаса, разнообразия синтаксических единиц отражает  высокую нравственность и духовную силу этого человека, его неординарность и творческое отношение к языку.

 Идея речевого портрета исследовалась в работах Григория Осиповича Винокура (1989) , Ириной Валерьевной Ерофеевой(1990), Еленой Андреевной Земской(1990), Татьяной Михайловной Николаевой(1991), Маргаритой Васильевной Китайгородской и Натальей Николаевной Розановой (1995),Леонидом Петровичем Крысиным и другими. Татьяной Михайловной Николаевой в работе ««Социолингвистический портрет» и методы его описания» поставлен вопрос о построении  речевых портретов, в которых был бы компонент , характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов(из пар или ряда вариантов) и употребление их  в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других. " [11.С.73] .

 При анализе языковых средств, применявшихся Н.Ф.Катановым, учитывался максимально полный охват аспектов языка и речевой деятельности, влияющих на коммуникативную ситуацию.

 По мнению С.В.Леорды, «речевой портрет – это воплощённая в речи языковая личность» [Леорда,2006],а проблема речевого портрета является частным направлением исследования языковой личности.

 Под языковой личностью Ю.Н.Караулов в работе «Русская языковая личность и задачи её изучения» понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов.

 

Т.П.Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» [Тарасенко,2007].Исследователь выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гедерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» [Китайгородская, Розанова 1995:10] и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. Одним из этих параметров является лексикон языковой личности – уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность. Следующей ступенью исследователи называют тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень – прагматикон, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации. Все три уровня данной модели соответствуют уровням языковой личности в модели Ю.Н. Караулова: вербально-семантическому, когнитивному и прагматическому.

                                                                                                                        

Речевой портрет личности учёного начнём очерчивать из описания  представления о языковой картине мира учёного. Это описание, с нашей точки зрения, является наиболее ярким «диагносцирующим  пятном»( термин Новиковой)

В Лингводидактическом энциклопедическом словаре А.Н.Щукина  сказано, что"языковая картина мира- совокупность знаний об окружающем человека мире, запечатленных в

языковой форме. Отраженные в языке представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности. Картина мира как центральное понятие концепции человека, выражающее специфику его бытия, представляет собой целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной жизни человека. Отражение же этого мира в единицах языка и текстах, создаваемых с помощью средств языка, и образует языковую картину мира" [5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_portret_katanova.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

КОД __________________________

Наименование секции:          «Русский язык»

Название научно-исследовательской работы:  

«Речевой портрет учёного – тюрколога Н.Ф.Катанова»

МБОУ  Лесоперевалочная средняя общеобразовательная школа №1

Наименование секции: «Русский язык»

                                   «Речевой портрет учёного – тюрколога Н.Ф.Катанова»

                                              Автор: Никитенко Наталья Вениаминовна,8Б класс

                                                            Руководитель: Белова Светлана Александровна,

                                                            учитель русского языка и литературы

        

с. Бельтирское, 2012

        2012 год официально объявлен  Годом Николая Фёдоровича Катанова. Интерес к проблеме составления речевого портрета учёного – тюрколога обусловлен уникальными качествами личности этого  доктора сравнительного языкознания , профессора Императорского Казанского университета, действительного статского советника Николая Федоровича Катанова .

Изучение языковой личности, впервые начатое в трудах Виктора Владимировича Виноградова, Юрия Николаевича Караулова и продолженное в работах Георгия Исаевича Богина, Ольги Борисовны Сиротининой и других на нынешнем этапе ставит своей задачей создание портретов отдельных языковых личностей, в частности представляющих собой элитарный тип речевой культуры.

Попытка создания речевого портрета как  элемента модели такой языковой личности предпринята в данной работе.

Принадлежность Н.Ф.Катанова к элитарному типу речевой культуры не подлежит сомнению.

Однако надо признать как научный факт, неоднозначность оценки личности учёного-тюрколога Н.Ф.Катанова в прошлом. Так , в первом издании "Большой советской психологии "Н.Ф.Катанов назван «проводником русификаторской политики царской России» . Во втором издании "Большой советской Энциклопедии" он по своей идеологии оценивался как монархист . Даже известный хакасский писатель и учёный Н.Г.Доможаков в 1951 г. утверждал , что «Н.Ф.Катанов был монархистом по убеждению , реакционером в в науке" . Однако своё утверждение он опроверг в декабре 1957 г. в докладе «Николай Федорович Катанов ». Только после разоблачения культа личности И.В.Сталина стало возможным по – новому оценить и личностные качества , и научные труды , и просветительскую деятельность учёного - тюрколога .И впервые это было сделано на объединенном заседании Учёных Советов Хакасского научно-исследовательского института языка , литературы и истории и АГПИ в декабре 1957 г. Имя Н.Ф.Катанова в 1989 году внесено в "Библиографический словарь отечественных тюркологов"[2.С.119-121]. В 1993 году опубликовано документально-публицистическое эссе Ирины Фёдоровны Коковой "Н.Ф.Катанов"[3]. В 2000 году в Турции,в Анкаре вышла в свет книга"Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии" на хакасском,русском и турецком языках"[4].В 2012 году  снят документальный фильм "Судьба инородца" производства студии «Хакасфильм», посвящённый 200 - летию со дня рождения учёного.

     Таким образом, катановедение значительно продвинулась вперёд. Однако  не удалось в полной мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова.

Новизна работы заключается в  составлении речевого портрета учёного  в поликультурном пространстве.

Объект исследования – речевой портрет учёного – тюрколога Н.Ф.Катанова

 Предмет исследования - личная переписка, научные труды, записи о музейных экспонатах Работа может быть интересна учащимся, педагогам, лингвистам.

Гипотеза: Мы предполагаем, что локальные знания, фольклор хакасов оказали позитивное влияние на становление  языковой личности учёного Н.Ф.Катанова в  поликультурном пространстве России и мира. Речевой портрет  учёного  по средствам  богатства лексического запаса, разнообразия синтаксических единиц отражает  высокую нравственность и духовную силу этого человека, его неординарность и творческое отношение к языку.

 Идея речевого портрета исследовалась в работах Григория Осиповича Винокура (1989) , Ириной Валерьевной Ерофеевой(1990), Еленой Андреевной Земской(1990), Татьяной Михайловной Николаевой(1991), Маргаритой Васильевной Китайгородской и Натальей Николаевной Розановой (1995),Леонидом Петровичем Крысиным и другими. Татьяной Михайловной Николаевой в работе ««Социолингвистический портрет» и методы его описания» поставлен вопрос о построении  речевых портретов, в которых был бы компонент , характеризующий тактику речевого поведения: выбор одних элементов(из пар или ряда вариантов) и употребление их  в речи в зависимости от условий общения и неупотребление, осознанное или подсознательное отвержение других. " [11.С.73] .

 При анализе языковых средств, применявшихся Н.Ф.Катановым, учитывался максимально полный охват аспектов языка и речевой деятельности, влияющих на коммуникативную ситуацию.

 По мнению С.В.Леорды, «речевой портрет – это воплощённая в речи языковая личность» [Леорда,2006],а проблема речевого портрета является частным направлением исследования языковой личности.

 Под языковой личностью Ю.Н.Караулов в работе «Русская языковая личность и задачи её изучения» понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов.

Т.П.Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» [Тарасенко,2007].Исследователь выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гедерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» [Китайгородская, Розанова 1995:10] и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. Одним из этих параметров является лексикон языковой личности – уровень, который отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. На этом уровне анализируется запас слов и словосочетаний, которым пользуется конкретная языковая личность. Следующей ступенью исследователи называют тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира. При описании речевого портрета делается акцент на использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, которые делают личность узнаваемой. Третий уровень – прагматикон, включающий в себя систему мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается личность в процессе коммуникации. Все три уровня данной модели соответствуют уровням языковой личности в модели Ю.Н. Караулова: вербально-семантическому, когнитивному и прагматическому.

        

Речевой портрет личности учёного начнём очерчивать из описания  представления о языковой картине мира учёного. Это описание, с нашей точки зрения, является наиболее ярким «диагносцирующим  пятном»( термин Новиковой)

В Лингводидактическом энциклопедическом словаре А.Н.Щукина  сказано, что"языковая картина мира- совокупность знаний об окружающем человека мире, запечатленных в

языковой форме. Отраженные в языке представления данного языкового коллектива о строении, элементах и процессах действительности. Картина мира как центральное понятие концепции человека, выражающее специфику его бытия, представляет собой целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной жизни человека. Отражение же этого мира в единицах языка и текстах, создаваемых с помощью средств языка, и образует языковую картину мира" [5.С.391].

Исходя из данного определения языковой картины мира, несложно сделать вывод о значимости творческого элемента в процессе овладения языковым материалом, так как именно от особенностей протекания данного процесса зависит  специфика языковой картины мира носителей родного языка.

В автобиографии Николай Фёдорович упоминает следующие факты, связанные с ономастикой и топонимикой : называет своё русское (Николай Фёдорович) и хакасское(Пора, сын Хызыла) имена, говорит о месте рождения ("местность Изюм, на левом берегу среднего течения р. Абакан, впадающего в Енисей с левой (юго- западной) стороны),упоминаются племена Сагай и Каш, Сагайская степь, село Аскиз Минусинского округа Енисейской губернии " и другое.

У каждого народа есть свои особенности языковой картины мира.

Имена собственные, названия хакасских родов ,топонимические названия в Аскизском районе тесно связаны  с фольклором и стали отправными моментами биографии учёного Николая Фёдоровича Катанова.

  « Природный сагаец », как иногда именовал себя Николай Федорович, был человеком  из  юрты.

Первыми источниками знаний о себе, своём роде, природе и мире, окружающем человека, ребёнок получает из легенд и сказаний. По мнению научного сотрудника Аскизского музея имени Н.Ф.Катанова А. Иптышева, больше всего маленькому мальчику Поре-Николаю нравилось в долгие вечера на зимнике  слушать хайджи - сказителя. Хайджи поведал в своём рассказе о том, что род  Катановых происходит от богатыря Катана.

Жил богатырь на горе Топан у реки Средний Сыр со своей женой. Плодил детей, разводил скот. Но вот однажды нагрянули чужеземцы и обступили гору. Выступил  против них богатырь Катан и храбро бился до измождения. Силы стали покидать. Тогда на помощь пришла жена и напоила мужа своей кровью, словно влила необоримые силы. И Катан одолел врагов.

Легенды -предания  пробудили исследовательское начало маленького Поры, вызвали желание осознать их смысл. Почему одержал победу  Катан? Разве кровь жены может восстановить силы мужа? А может под именем жены разумеется что - то другое?

С нашей точки зрения, в приведённом выше отрывке статьи из газеты "Аскизский труженик " [6] творческая деятельность  по осмыслению легенды о Катане в аспекте  высокой самостоятельности мышления мальчика  Поры-Николая позволяют нам говорить о задатках  исследователя. Фольклорные образы - представления, ключевые слова обрастают добавочным, субъективным значением, и принимают вид целостной картины.

Таким образом, одним из факторов, способствующих "превращению" индивида в языковую личность выступает его связь с национальной  культурой, традициями, спецификой того места, которое он считает своей родиной. Николай Фёдорович считал, что без знания языка и словесного творчества  невозможно узнать историю и духовную жизнь народа.

Фольклорные тексты, вошедшие в «Образцы народной литературы тюркских племён»(часть 9),собранные  и переведённые учёным, свидетельствуют  об уважительном отношении собирателя фольклора  к его носителям. Н.Ф.Катанов оставил образцы научной паспортизации :не только указал, от кого записаны тексты, но называет хакасское и русское имя информатора, его фамилию, род, кость- происхождение. Отмечает с кем и чем живёт информатор, его занятие (рыболовство, охота, скотоводство). Батрачит или имеет своё скотоводческое занятие, в каком возрасте находится, какую частную собственность имеет.

Сагайская степь является родиной учёного - тюрколога. Концепт "Родина"- базовый компонент в сознании человека, связанный с понятием духовности. По выражению С.Г.Воркачёва[7.С.26-3],в нём в "свёрнутом" виде присутствуют взгляды этноса на самого себя как носителя определённой культуры и оценка собственного "национального характера".Ю.С.Степанов под понятием "концепта" понимал не только общечеловеческое, но и индивидуальное [8.С.42-83].В плане индивидуального позиционирования себя Николаем Фёдоровичем Катановым  как представителя Сагайской степи ,с нашей точки зрения, можно рассматривать "Сагайскую степь" в его работах как определённый концепт, раскрывающий особенности языковой личности учёного.

Концептосфера отдельной  языковой личности формируется постепенно. По мнению учёной И.А.Абрамовой,"для эффективного формирования концепта в сознании, для полноты его формирования только языка мало -необходимо обязательное привлечение чувственного опыта, необходима наглядность (что отчётливо проявляется в процессе обучения),необходима предметная деятельность с той или иной вещью. Только в таком сочетании разных видов восприятия в сознании человека формируется полноценный концепт" [9.С.157].

Биография Катанова –человека становится одновременно  и биографией его языковой личности.

Развить творческие силы юного Катанова помогли талантливые учителя.

По совету Иннокентия Ивановича Каратанова ,много читавшего о истории Сибири,гимназист Николай читает книгу "Путешествия Петра Палласа",который описал подробно абаканских инородцев, их быт и памятники ещё в начале семедисятых годов 18 века. Книга оказалась доступной и интересной. Будущий учёный читал её не спеша, стараясь запомнить всё, что можно, из прочитанного. Он, словно вместе с Палласом путешествовал по Сибири, причем  высокий уровень понимания сути изучаемых фактов и явлений в дальнейшей жизни этого уникального человека проявился в процессе применения полученных знаний в ходе собственных научных экспедиций.

Широко известны имена тех, кто в той или иной степени повлиял на становление « сообразительного татарчонка » как гражданина, интеллигента, учёного. Это Иннокентий Каратанов из Аскиза, золотопромышленники  отец и сын Кузнецовы, Красноярский учитель Андрей Кириллович Завадский-Краснопольский , известные миссионеры , учёные тюркологи В.И Вербицкий и Н.И. Ильминский , академик В.В.Радлов , профессора Н.И.Веселовский , И.Н.Березин , В.Д.Смирнов, сибирский областник Н.И. Ядринцев и другие .

   После весьма плодотворной четырёхлетней командировки Н.Ф.Катанов успешно выдержал экзамен на степень магистра турецко-татарской словесности и предложил Министерству народного просвещения свои знания , « применить к делу распространения русской грамотности среди инородцев » . И как он пишет в своей автобиографии ,  по высочайшему повелению определён в казанский университет на должность VI класса преподавателем в звании экстраординарного профессора по кафедре турецко-татарского языка .Наиболее ярко проявились его черты , новатора , первопроходца в науке . Уже во вступительной лекции  «Этнографический обзор турецко-татарских племён» Н.Ф.Катанов изложил их наречия , над которыми трудился почти около 30 лет и до конца своих дней . Именно здесь он представил своё видение предмета « тюркский язык » как комплексную проблему . Он дал типологическую характеристику тюркских языков , сведения о географии распространении «тюркского языка » , о религии и верованиях тюркоязычных народов,  об их образе жизни и государственных образованиях. Именно он возглавил чтение в Казанском университете тюркских, арабского, персидского языков. Именно он положил начало учению о стилях татарского языка,  заложил элементы сопоставительной грамматики русского и татарских языков.

 Опыт общения с великими учёными и педагогами, соединённый со множеством влияний способствовал становлению личности Н.Ф.Катанова как педагога- лектора. Учёным был приобретен  опыт межкультурной коммуникации.

Отражение личности Катанова в его переписке интересно.Послания представляют собой стилистически неоднородный текст: соединение возвышенной, разговорно-бытовой лексики с научным стилем. ( смотри Приложение №1)

   По мнению учёного Ю.Н. Караулова, "...человека вне языка нет, а механизм возникновения индидивидуальности во многом опирается на язык, можно говорить о языковой личности , которая выражается в языке(текстах) и через язык, реконструируется в основных своих чертах на базе языковых средств" [6.С.38].

Венцом научного творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. По признанию учёных, этим трудом « определяется значение Катанова как тюрколога » . Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим материалам».

   В 1903 году Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности. Через четыре года он за все свои труды по языковедению удостоился учёной степени доктора сравнительного языкознания без защиты диссертации, что по тем временам, да и по нынешним , было редким случаем в научной практике .

Анализ языкового материала, представленного в работах учёного-востоковеда Н.Ф.Катанова показал, что  тексты включают в себя лексические единицы , принадлежащие русскому литературному языку, лингвистические термины, диалектные слова сагайцев, каченцев, слова урянхайцев.

По сведению библиографов, как литературный факт насчитывается 382 научные работы Н.Ф.Катанов в различных изданиях , причём в это число не вошли многочисленные публикации в газетах и журналах .Библиографы так же указывают , что Николай Федорович использовал в своих научных трудах данные 114 языков мира,  а сам он свободно владел почти всеми европейскими и азиатскими языками , включающие классические и древнетюркские . В его рукописных фондах , хранящихся в Казани , есть письмена и алфавиты из японского, китайского , санскритского, арабского, латинского, греческого языков .

Следовательно, расширение и позитивное видение языковой картины мира учёным Н.Ф.Катановым связано с  его многоязычием .Тамарой Герасимовной Боргояковой, директором Института саяно-алтайской тюркологии была высказана очень важная мысль о том, что "многоязычие способствует избавлению от этноцентризма монолингвов, формированию поликультурной личности, свободной от предрассудков. Полилингвы обладают интеллектуальными и коммуникативными преимуществами для более высокой социальной мобильности, жизненного и профессионального успеха" [10.С.4].Н.Ф.Катанов сумел в своей жизни реализовать преимущества поликультурной личности и добился высоких результатов в  исследовании тюркских языков и востоковедении. Языковая личность  хакасского учёного - это  достойный пример для  поколения, живущего в новом информационном обществе,  настоящий алып – богатырь, несущий из прошлого в будущее великую силу народного духа и лингвистического знания.

Речевой портрет  уникальной личности Н.Ф.Катанова представляется как «функциональная модель языковой личности» [Китайгородская, Розанова 1995:10] учёного, обладающего элитарным лексиконом , высочайшим  уровнем владения лексико-грамматическим фондом различных языков. Запас слов и словосочетаний, которым пользуется учёный,  широк и разнообразен. Тезаурус, репрезентирующий языковую картину мира представлен в его научных трудах и личной переписке. Использовании разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики учёным-тюркологом делают личность узнаваемой. Система мотивов, целей, коммуникативных ролей, которых придерживается исследуемая языковая  личность в процессе коммуникации подчёркивает, что локальные знания, фольклор хакасов оказали позитивное влияние на становление  языковой личности учёного Н.Ф.Катанова в  поликультурном пространстве России и мира. Речевой портрет  учёного  по средствам  богатства лексического запаса, разнообразия синтаксических единиц отражает  высокую нравственность и духовную силу этого человека, его неординарность и творческое отношение к языку.

        

        

                          Литература

1.Чесноков П.В.О двух картинах мира- статической и динамической/П.В.Чесноков.//Известия СКНЦ ВШ, Общественные науки, 1989. №3. -Ростов - на - Дону, Изд-во РГУ.-С.63-69.

2. Библиографический словарь отечественных тюркологов.Н.Ф.Катанов.-М.,1989.

3.Кокова И.Ф.Документально - публицистическое эссе. Н.Ф. Катанов.- Абакан,1993

4. Катанов Н.Ф.Избранные научные труды. Тексты хакасского фольклора и этнографии./Ред. Е.Е. Межекова, В.Г. Шулбаева. //ИПП Йорум Матбааджылык, - Анкара,2000.

5. Щукин А.Н.Лингводидактический энциклопедический словарь. - М.,2006

6.Иптышев А. Чтобы был настоящим богатырём .Аскизский труженик № 4,2012.

6.Караулов Ю.Н.Русский язык и языковая личность. - М.,2003.

7. Воркачев С.Г.Слово "Родина": значимостная составляющая лингвоконцепта //Язык, коммуникация и социальная среда:Сбор.научн.трудов.-Вып.4.-Воронеж: ВГУ,2006.

 8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд.3-е,испр.и доп. -М.: Академический проект,2004

 9. Абрамова И.А.Принципы формирования концепта в языковом сознании учащихся общеобразовательной школы// Вопросы современной науки и практики.Университет им. Вернадского. № 4-6 (29).2010.

10. Боргоякова Т.Г. Приветствие участников конференции. Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы III Международной  научной конференции.23-25 сентября 2010года,г.Абакан/отв.ред. Т.Г. Боргоякова. -Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,2010.

11.Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания//Русский язык и современность .Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции.Часть 2.М.,1991.С.73-75.

        

Приложение №1

 «Вечная слава Вам, создавшему почётный музей собственной энергией  и любовью…На своём веку я видел до 30 музеев, но людей, которые бы любили музей ради науки, как любите музей Вы, сознаюсь , я нигде не встречал».Н.Ф.Катанов Н.М.Мартьянову

Н.Ф.Катанов восторгается подвигом  создателя музея  Н.М.Мартьяновым. Учёный активно содействовал изданию каталогов по языку и истории тюркских народов Сибири, путеводителей, научных трудов Минусинского музея.

« Я устроился в Казани прекрасно. Благодаря Вас и барона Розена, что выхлопотали мне здесь место. С профессорами я сошёлся как нельзя лучше» Апрель1884.Из письма Н.Ф.Катанова В.В.Радлову.

В своих письмах Н.Ф.Катанову приходилось соединять дружеское послание  и деловые переговоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой портрет современного школьника

Материал поможет пранализировать словарный состав современного школьника, расскажет об основных источниках пополнения лексикона подростка, нарисует речевой портрет современного школьника...

Речевой портрет современного школьника

Чтобы реализовать названные принципы, современной школе нужны не только новые педагогические технологии, новая инфраструктура, но и новое   содержание образования, закреплённое и оформленное...

Стенд о Катанове Н.Ф.

Материал в текстовом редакторе о жизни и деятельности всемирноизвестного хакасского учёного Катанова Н.ф....

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Методическая разработка урока по творчеству Н.Ф Катанова для 6 класса по темеУзнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие люди.

В материале содержится информация  о разработке урока по творчеству Николая Федоровича Катанова и сценарий урока для учащихся 6 класса по теме" Узнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие лю...