"Н - НН в разных частях речи"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Зиатдинова Татьяна Александровна

Интернет-Урок русского языка в10 классе поможет систематизировать знания учащихся при выполнениее задания А12.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n-nn_v_raznyh_chastyah_rechi.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 10 классе

Зиатдинова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы                                                                                     МОУ «Рудногорская средняя

общеобразовательная школа»

Рудногорск 2013

Тема урока: "Н и НН в разных частях речи"

Цели: 

1. Систематизировать объемный теоретический материал по данной теме.

 2. Определить индивидуальные трудности учащихся при выполнении орфографической части теста ЕГЭ  (А12)

3.Сформировать индивидуальный банк заданий учащегося для работы над данной орфограммой.

Оборудование:

  1. компьютеры с выходом в интернет
  2. мультимедийная установка, экран

Структура урока:

  1. Орг момент (2 мин)
  2. Проверка домашнего задания:                                                                                                           А) тесты, таблицы, алгоритмы (10 мин)                                                                                             Б) Обзор интернет-ресурсов (12 мин)
  3. Физминутка для глаз (2 мин)
  4. Работа в группах  интернет-ресурсами (15 мин)
  5. Домашнее задание (2 мин)
  6. Итог урока. (2 мин)

Ход урока.

  1. Орг момент.

Пришли сюда мы на урок, чтобы компьютер нам помог                                                                                                                                                           В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться.                                                     Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать.                                                         Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две Н.

  1. Проверка Д/З.

На предыдущем уроке в качестве домашнего задания всем учащимся было предложено выполнить задание А12 в 10 тестах ЕГЭ, составить на материале выполненных тестов  алгоритм, отражающий выбор Н или НН (оформить в электронном варианте, а также сформулировать трудности, с которыми они столкнулись при выполнении заданий)                                                                                                          Индивидуальное Д/З: проанализировать интернет-ресурсы, которые предоставляют в их распоряжение разнообразные материалы для устранения  трудностей, возникших при решении тестовых заданий.  

  А) Урок начинается с предъявления учащимися составленных   алгоритмов, их обсуждения, выработки единого варианта. В окончательном варианте  алгоритм   выглядит так:

Затем проверяем выполнение домашних тестовых заданий.

 Б). Инд выступления (3 ученика)

Знакомство учащихся с различного рода интернет-ресурсами, которые предоставляют в их распоряжение разнообразные материалы для устранения  трудностей, возникших при решении тестовых заданий.  (12 мин)

 Выполняется выход в интернет, всё проецируется на экран.

  Российский общеобразовательный портал

Адрес портала: http://www.school.edu.ru/

 О портале

Данный портал входит в систему федеральных образовательных порталов. Владельцем авторских прав является издательство «Просвещение». Портал создан в рамках проекта «Педагогика общеобразовательной школы» при поддержке Министерства образования и науки РФ.

 Слева на главной странице  указаны названия основных разделов портала: Актуально, Официально, коллекции, Образование в регионах, проекты и архивы, О ресурсах каталога, форумы и консультации, поиск по энциклопедиям и словарям, О портале. В верхнем меню имеется Главная страница, каталог, добавить ресурс. В средней части страницы находится система поиска.

Содержание портала

Поиск может идти в каталоге (в этом случае вводится наименование искомого) или в рубриках .Для обнаружения информации о предмете «Русский язык» необходимо обратиться в рубрику «Основная и полная средняя школа», раздел «Филология». В этом случае появятся названия статей, посвященных различным вопросам русского языка, и названия источников, из которых взят материал.

Справочно-информационный портал «Русский язык»

 Адрес портала: http://www.gramota.ru

О портале

Справочно-информационный портал «Русский язык» создан в мае 2000 г. по рекомендации комиссии «Русский язык в СМИ» Совета по русскому языку при правительстве РФ и функционирует при поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Портал содержит различные словари и специальные рубрики: язык и закон, наука о языке, язык и образование, культура языка и речи, язык и творчество, организации, персоналии, олимпиады по русскому языку, конкурсы, форумы, читальный зал, правила, а также интерактивные диктанты.

 

 

 

Структура портала

Портал включает следующие разделы:

• Грамота; • Словари; • Справка; • Навигатор; • Игра; • Класс.

Каждый из разделов состоит из ряда подразделов.

Репетитор онлайн Справочно-информационного интернет-портала ГРАМОТА.РУ состоит из «Интерактивных диктантов» и «Учебника ГРАМОТЫ».

 Интерактивные диктанты направлены на комплексную проверку правил орфографии и пунктуации, сопровождаются проверкой. Несомненным плюсом является возможность копирования в виде документа Word с пропусками в местах орфограмм и пунктограмм.

«Учебник ГРАМОТЫ» разбит на разделы, каждый из которых посвящён какому-либо правилу. Раздел состоит из двух частей: теоретической (содержит формулировку правила, примеры, исключения, особые случаи употребления, на которые нужно обратить внимание) и практической (содержит большое упражнение на отработку правила, которое можно выполнить и проверить онлайн или скопировать для последующей работы в случае отсутствия доступа в Интернет).

Культура письменной речи 

  Адрес сайта: http://www.gramma.ru

О сайте

Сайт создан в 2001 г. Руководителями его создания являются преподаватели русского языка и литературы гимназии № 405 г. Санкт-Петербурга, преподаватели кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета и специалисты технического профиля высшей категории. Авторские права принадлежат А. Белорукову. На сайте представлены статьи и материалы из современных изданий, авторские работы, а также работы учеников, выполненные под руководством и контролем опытных преподавателей.

Оформление

На главной странице   справа имеются рубрики: Карта сайта, Задать вопрос, Словари, О проекте, Коллеги (реклама вузов), Рекомендуем. В средней колонке дан анонс материалов разных страниц. В левом столбце – названия разделов сайта и система поиска.

Структура сайта

Сайт содержит следующие страницы:

• «Колокол» (новости);

• нормы русского языка (русский язык, грамматика, лексика, орфография, стилистка, орфоэпия, типичные ошибки);

• стиль документа (научный текст, деловые бумаги, терминология, деловое общение);

• школьникам (экзамен, документы, рекомендации, русский язык, русская литература, тестирование, сочинение, изложение);

• тесты и задания (русский язык и литература) и тд

 Физминутка для глаз  

3. Работа в группах с интернет-ресурсами

Класс делится на  группы (в классе 16 учеников, на группу – 1 компьютер).  

1 группа: http://www.school.edu.ru/   Российский общеобразовательный портал

Диктант с последующей самопроверкой «Правописание суффиксов прилагательных»

Диктант прописывается под диктовку в специально отведённом поле экрана. А потом проверяется. Проверка возможна как в случае окончания работы над диктантом, так и в случае его частичного выполнения.

2 группа: формирует индивидуальный банк заданий по теме «Н-НН в прилагательных»: http://www.gramota.ru/class/coach/ Справочно-информационный интернет-портал Учебник ГРАМОТЫ: орфография.  

 3 группа: формирует индивидуальный банк заданий по теме «Н-НН в причастиях»: http://www.gramota.ru/class/coach/ Справочно-информационный интернет-портал Учебник ГРАМОТЫ: орфография.  

 4 группа:  http://www.school.edu.ru/   Российский общеобразовательный портал Диктант с последующей самопроверкой «Правописание приставок»

 5, 6 группы:  Орфографический футбол                                                                               http://www.gramma.ru/ раздел «Ликбез»: тесты, задания

 7, 8 группы: Интерактивный диктант: Упражнение. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных                                                                                                                                                    http://www.gramota.ru/class/coach/ Справочно-информационный интернет-портал

После выполнения всех заданий весь собранный материал  отправляется в одну папку «Н и НН»  «на рабочий стол» учителя.

 4.  Д/З:  выполнить задания, собранные в папку «Н-НН в разных частях речи» (см.  электронную почту)

5. Итог урока: Что полезного было сегодня на уроке?

С какими трудностями столкнулись?  

Какова практическая значимость сегодняшнего урока?

Приложение.

 Банк заданий по теме «Н и НН в разных частях речи»

Познакомившись с образцами рассуждения, выберите правильные варианты ответов.

Образцы рассуждения.
(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н : ЗА-ПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД?
Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс –ОВА-, в нем надо писать две буквы Н : АСФАЛЬТИР-ОВА-ННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов –ОВА- или –ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ ( что делать?), нужно писать одну букву Н : ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ
1) "Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_ный и вместе обрадова_ный взгляд. (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
2) Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_ное предположение… (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
3) Ну, гость неприглаше_ный,
Быть может, батюшка войдет!                                                                                                    Прошу служить у барышни влюбле_ной!  (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
4) Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_ной красы. (Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)
5) Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_ных и незва_ных… (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
6) Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_ным локтем. (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
7)…Были затребова_ны от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_ны… (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
8) А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_ный комитет который поселился… (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
9) И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_ный листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_ный возок… (Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)
10) Левин приезжал в Москву всегда взволнова_ный, торопливый, немножко стесне_ный и раздраже_ный этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.(Лев Толстой, «Анна Каренина»)
11) Нет, в этот вырубле_ный лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат! (Некрасов, «Русские женщины»)
12) На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_ных детей?! (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
13). Снизу донесся нарастающий, поднимающийся гул, сбоку – стук костя_ных шаров через стекля_ную перегородку, за которой мелькали встревоженные лица. (М. Булгаков «Дьяволиада»)                                                                                                                                    14) Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалты_ного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек завхоз уворовал. (М. Булгаков «Собачье сердце»)                                                                                                                                             15) . Затем кровя_ное солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал. (М. Булгаков «Дьяволиада»)                                                                                                        16) . Ути_ный нос побледнел, и Турбин сразу понял, что он ошибся, схватил не того, кого нужно. (М. Булгаков «Белая гвардия»)                                                                                17) Машина, провернув первые застоявшиеся волны, пошла ровно, тысячеголовым, льви_ным ревом и звоном наполняя пусты_ные залы Спимата. (М. Булгаков «Дьяволиада»)                                                                                                                            18). Орли_ным взором окинув позицию, Коротков поколебался мгновение и с боевым кличем: «Вперед!» – вбежал в бильярдную. (М. Булгаков «Дьяволиада»)                                                                 19) Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_ную ночную рубашку и лег… (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
20) С изуродова_ным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...