Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок)
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Гомзякова Вера Ивановна

    конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mou.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»

    Из опыта работы учителя

    русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории

    Гомзяковой Веры Ивановны

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок).

    Цели урока: углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

    Оборудование: «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданиями, рисунки детей.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Рано утром Мама-квочка В класс отправила Сыночка.

    Говорила: - Не дерись, Не дразнись, Не петушись.

    Поспеши –  Уже пора. Ну, ни пуха Ни пера!

    Через час Еле живой Петушок Идет домой

    Ковыляет еле-еле Он со школьного двора,

    А на нем и в самом деле ьНет ни пуха, ни пера.

    2. Слово учителя:

    - Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:

    1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)

    2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)

    3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)

    4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).

    5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).

    - С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия  при закрепление изученного.

    3.Закрепление изученного.

    а) Орфоэпическая минутка.

    Обратите внимание на ударение:

    Гроша ломаного не стоит.

    Семи пядей во лбу.

    Львиная доля.

    Смотреть сквозь пальцы.

    Обвести вокруг пальца.

    - Значение всех фразеологизмов вам понятно? Давайте обратимся к словарю.

    б) Работа со словарем (у каждого ученика на парте лежит «Школьный фразеологический словарь русского языка»).

    в) Выполнение упражнений.

    1. Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия).

    Стали искать проводника, а

    его и след простыл;

    его поминай как звали;

    он сквозь землю провалился.

    Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой.

    2. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречается и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

    кот наплакал; хоть иголки собирай;

    слова не вытянешь; куры не клюют;

    хоть глаз выколи; рта не закрывают;

    по чайной ложке; на ночь глядя;

    чуть свет; не покладая рук;

    повесить нос; воспрянуть духом;

    сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

    душа в душу; единым духом.

    (Все слова даны на карточках, написаны в два столбика).

    3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака.

    Приводить в ярость – действовать на нервы – доводить до белого каления – выводить из равновесия. (Примеры записаны на доске).

    4. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):

    Глеб у доски повесил …

    Краснеет до корней …

    Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

    О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

    5. Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

    На ухо наступил …;

    покупать … в мешке;

    смотрит как … на новые ворота;

    биться как … об лед.

    6. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят …

    о кротком, безобидном человеке;

    о чувстве большой неловкости, стыда;

    о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

    о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

    (Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).

    - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.

    4. Выступление учащихся.

    (Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С. Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался – И.А. Крылову.)

    - Наше путешествие продолжается. Мы останавливаемся на проспекте Крылатых выражений. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения. Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:

    Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.

    Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.

    Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.

    Крылатые слова.

    Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения.

    Выступление учащихся.

    Кричать во всю Ивановскую. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

    Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день. Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.

    «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.

    Казанская сирота. В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

    Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.

    - Ребята, подобных выражений очень много. Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями нашего села.

    - Наше путешествие продолжается. На улице Творчество нам предстоит еще одно испытание – конкурсы, для выполнения которых вам необходимо образовать команды и посоревноваться. Давайте разделимся на три группы по принципу – в первую войдут те, кто ассоциирует себя с Луной, во вторую – те, кто ассоциирует себя с Солнцем, в третью – те, кто считает, что похож на звезду. Что ж, ни пуха ни пера!

    5. Выполнение творческих коллективных заданий:

    а) конкурс живописцев.

    Учитель показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

    Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

    б) конкурс «Путаница».

    В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить: Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

    в) Конкурс «Кто больше?»

    Учитель называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово: нос, рука, голова, глаз, палец.

    6. Домашнее задание: 1) сочинить сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм или 2) написать историю, используя несколько фразеологизмов.

    7. Рефлексия и подведение итогов урока.

    Вопросы классу: - Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”? - Чему научились?

    - Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

    - Что особенно сегодня понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

    Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

    Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...

    Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

    Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

    открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

    Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...