Сценарий конкурса знатоков русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Смолякова Елена Викторовна

Задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_konkursa_znatokov_russkogo_yazyka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-соревнование

«МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ...»

Мы показываем те конкурсы, в которых принимали участие наши школьники в рамках Лицейских Дней.

5ые классы

«Буквы разные писать...» (Фонетика, графика, орфография)

6ые классы

«В начале было слово...» (Лексика)

7ые классы

«Вот – новый поворот» (Стилистика и культура речи)

8, 9ые классы

«Точка, точка, запятая...» (Синтаксис и пунктуация)

10ые классы

«И сам заслушаюсь...» (Языковые средства художественной выразительности)

11ые классы

- Что вы читаете?

- Слова, слова, слова... (Текст и его строение)

В той же последовательности мы сегодня покажем вам некоторые задания. Они универсальны: могут быть использованы как во время урока, так и во внеклассной работе.

1. Задание связано с темой «Фонетика», а у команд пока нет названий. Придумайте название своей команде, составив его их  из звуков  слова

Ф О Н Е Т И К А

2. Именно из-за несоответствия звучания и норм написания мы испытываем орфографические трудности. Поэтому Фома никак не может понять, почему

 в тетрадке  – «пятерка»,

а

в тетраде  – «двойка»?

3. Действительно, прав был К.Г.Паустовский, когда писал, что «с русским языком можно творить чудеса»... Действительно, чудно и необычно, выглядят предложенные вам фразы. Но, подобрав контекстные антонимы, вы легко узнаете знакомые высказывания:

Используя контекстные антонимы, запишите известную фразу)

  1. Улетело счастье – закрывай окна. ..................................................................................................................................................................................................................................................................................
  2. Мойша добрый рожает чужую дочь. ..................................................................................................................................................................................................................................................................................

  1. Полрояля перед дверью радостно заткнулись. ..................................................................................................................................................................................................................................................................................
  2. А, ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо! ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Недаром говорят, что наш язык живой. Словарный запас его постоянно меняется. Приходят неологизмы, уходят  архаизмы. А мы просим выйти сюда по одному представителю от команды ... Сейчас будут произнесены слова, которые уже устарели. Но  ведь предметы, обозначающие их, остались.

Мы просим капитанов команд указать ту часть тела, которая будет названа.

Очи

Глаза

Чело

Лоб

Уста

Губы

Длань

Ладонь

Ланиты

Щеки

Перст

Палец

Шуя

Левая рука

Выя

Шея

Десница

Правая рука

И напоследок поприветствуем зрителей: давайте перстять шуей и  десницей (поднять обе пятерни).

5. Особое внимание к вопросу! Вы, наверное, обратили внимание, что тема игры по стилистике звучала так: «Вот – новый поворот...»

Пестрый ящик – в зал! В нем находится предмет, который непосредственно связан как с названием науки, так и с темой.

Скажите, что это за предмет и при чем тут новый поворот?

6. А это задание по синтаксису и пунктуации – и на знание, и на  внимательность. Вспомните нашу презентацию и проставьте недостающие знаки препинания в пушкинском стихотворении:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село.

Друзья мои  (1)  прекрасен наш союз (2)

Он (3) как душа (4) неразделим и вечен (5)

Неколебим (6)  свободен (7) и беспечен (8)

Срастался он под сенью дружных муз (9)

Куда бы нас ни бросила судьбина (10)

И счастие куда б ни повело (11)

Все те же мы (12) нам целый мир чужбина (13)

Отечество нам  (14) Царское село (15)


п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Знак

препинания

!

.

.

Правильный вариант


п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Знак

препинания

,

!

,

,

-

,

,

.

,

:

;

.

7. Следующее задание  должно отвлечь вас от знаков препинания и  обратить к сути прочитанного:

 - Что вы читаете?

А) – Фразы, фразы, фразы...

Б) – Слоги, слоги, слоги...

В) – Буквы, буквы, буквы...

Г) – Стихи, стихи, стихи...

Единственно правильный (и не  только в смысловом, но и ритмическом смысле)  вариант ......, так как в других случаях изменяется .............................................................. . (Это же ссылка на поэтический перевод трагедии Шекспира, выполненный Б.Пастернаком).

Правда, Гамлет в каноническом тексте  на вопрос «Что вы читаете?» ответил:

«........................................................................................»

8. Слова, слова, слова... Но ведь они – главные элементы текста. Сейчас он распался – и ваша задача восстановить его.

Допустимо, меняя форму слов, включая или исключая предложенные слова, составить небольшой текст:

гул

затихнуть

выйти

подмостки

сумрак

косяк

ловить

далекий

отголосок

случиться

век

ночь

ось

чаша

пронести

прожить

тысяча

распорядок

действие

конец

путь

один

тонуть

жизнь

поле