Игровые технологии на уроках русского языка
статья по теме

Материалы, представленные в работе, будут полезны педагогам, использующим на своих уроках элементы игровых технологий. Вниманию учителя русского языка предложены различные игры, которые могут быть включены в процесс обучения на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.odt31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. Материалы, представленные в работе, будут полезны педагогам, использующим на своих уроках элементы игровых технологий. Учитель всегда может наполнить предложенную модель или форму игры другим содержанием, которое наиболее точно соответствует конкретному уроку, классу, ситуации.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1.          1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса, а не от результата (процедурное удовольствие);

          2) творческий, в значительной  мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

  1. В структуру игры как деятельности входит:

1) целеполагание;

2) планирование;

3) реализация цели;

4) анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  1. 1) роли, взятые на себя играющими;

2) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

3) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

4) реальные отношения между играющими;

5) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые формы на уроках русского языка

 

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических  норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки  произносительных норм.

 Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говори по-русски правильно». Вот некоторый из возможных вариантов, как можно разнообразить задания.

        «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается на выбор набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Задача учащихся  - за 2-3 минуты составить связный текст, использую данные слова и прочитать его, соблюдая орфографические нормы.

Например: звонишь, километр, помощник, шинель, свитер, средство, шофер, щавель, украинский, термос, начал (5 класс).

        «Пригласи на обед»

Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый компот и др. (слова, вызывающие трудности в произношении).

        «В эфире — новости»

Данный тип задания предполагает составление текста со словами, представляющими трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире, в стране. Вариантом данного задания может стать конкурс дикторов. Задача участника — прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова.

        «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. НамЕрение углубИть социальные реформы, нАчатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. ПриведЕнные данные о процЕнтах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тендЕнция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчИть обсуждение спорных вопросов.

        Было подготовлено ходАтайство о том, чтобы средства, полОженные регионами в рамках  реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчЕнному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировАть.

        Для мониторинга и контроля должна быть созданА группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декАды  текущего месяца до конца квартАла. Дебаты прошли без инцидЕнтов.»

  1. 2. Лексико-фразеологические игры

         «Собери фразеологизм»

        Как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.

(Куда Макар телят не гонял.

Как в воду канул.

Ветер свистит в карманах.

На языке вертится.

В ежовых рукавицах.)

        «Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно.

  1. 1) Семь раз отмерь, а речь короткая.

2) Без грамоты хоть плачь, а корень свеж.

  1. 3) Веревка хороша длинная, а один раз отрежь.

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскачь.

Ключ: 1+3, 2+4, 3+1, 4+2

«Акростих»

К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

Сорвать маску

М

Мозолить глаза

О

От доски до доски

С

Сбросить иго

«Переводчик»

Перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Око (глаз), чело (лоб), выя (шея), перст (палец), ланиты (щеки), уста (губы), зеница (глаз).

Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют. Как они называются?

Мыльня (баня), ветродуй (вентилятор), ошейник (галстук), любомудр (философ), лечезнание (медицина), костотряс (велосипед).

«Найди пару»

Их данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу. Например: Не видно ни зги — хоть иголки собирай.

Заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

на чужой шее сидеть

душа в душу

сидеть сложа руки

Жить своим горбом

воспрянуть духом

на ночь гляди

от горшка два вершка

как кошка с собакой

единым духом

расхлебывать кашу

не покладая рук

«Замени фразеологизмом»

Заменить слова фразеологизмами.

Метко — не в бровь, а в глаз, неожиданно — как снег на голову, темно — хоть глаз выколи, опытный — стреляный воробей, молчать — держать язык за зубами, хвалить — возносить до небес, обманывать — водить вокруг пальца.

«Закончи фразеологизм»

Дрожит (как осиновый лист). Катается (как сыр в масле). Выводить (на чистую воду). Держать (в ежовых рукавицах). Вариться (в собственном соку). Сидеть (сложа руки). Знать (как свои пять пальцев).

  1. 3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

        «Я работаю волшебником»

Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

        «Помоги Пете Ошибкину»

Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный не изменяются». Прав ли он?

Вырастили у Ошибкина написано с буквой О, рядом стоит проверочное слово — рослый? А как надо?

Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово,- сказал он,- можно заменить синонимом без не — отсутствовал». Прав ли он?

        «Лингвистический футбол»

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс задает вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей-вопросов». Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

        «Найди пару»

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода.

3) Чтобы получить хорошую профессию,

тихо шелестящих под ветром.

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.

5) Воздух пропитан ароматом трав,

коли делать нечего.

1 4

2 5

3 1

4 2

2 5

  1.         «Отними букву»

Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.

 (Срубили, рубили, убили, били, или, ли,и).

Лесорубы … в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Те, которые шли впереди, … ветки, мешающие идти. По дороге  они ...двух гадюк, … их палками. «А гадюки ядовитые … нет?» - спросил самый молодой. «Ты … это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы … самому знать».

        «Какой глагол задуман?»

Учитель записывает глагол без первой буквы, побеждает тот, кто угадает его.

...ей (бей, вей, лей, пей, рей, сей, шей);

...ою (вою, мою, дою, ною, пою, рою);

...ить (бить, вить, жить, лить, пить, шить);

...арит (варит, дарит, жарит, парит, шарит, царит).

        «Перепутаница» (спряжение глагола)

Соотнеси существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставь глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, определи спряжение. Что поможет вам это правильно сделать?

Собака

Волк

Овца

Свинья

Гусь

Кузнечик

Кошка

Курица

Хрюкает (хрюкать — 1спр.)

блеет (блеять — 1спр.)

лает (лаять — 1спр.)

гогочет (гоготать — 1спр.)

кудахчет (кудахтать — 1спр)

мяукает (мяукать — 1спр.)

стрекочет (стрекотать — 1спр.)

воет (выть — 1 спр.)

  1.         «Лови ошибку» (вид глагола)

Исправьте речевые ошибки С чем они связаны?

Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собрались (собирались) и наконец отправлялись (отправились). Пошли (шли) они, пошли (шли), как вдруг замечали (заметили), что заблудились. Сначала они пугались (испугались), но потом успокаивались (успокоились). «Надо садиться (сесть), съедать (съесть) бутерброды, а там видно будет», - сказывает (сказал) Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили (нашли) дорогу домой.

        «Двойное ударение»

Прочитайте глаголы так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.

Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать, косить, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить, избегать.

        «Назови часть речи»

Учитель называет глаголы. Какими еще частями речи могут быть эти слова.

Поцелуй (сущ.), три (числит.), мой (мест.), гоним (кр.прич.), смела (кр.прил.).

        «Добавь мягкий знак»

Добавляя в именах существительных мягкий знак, превратите их в глаголы.

Плач (плачь), плющ (плющь), полет (польет), вес (весь), стан (стань), удар (ударь), пример (примерь), быт (быть), жар (жарь), пар (парь).

4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий

Задания этого типа предполагают формирование исследовательских умений: работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения

анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст

сообщения, реферата, доклада. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой — серьезное лингвистической содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки обучающихся.

Наиболее типичны:

  1. 1) развернутый ответ на вопрос проблемного характера (Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, лай, клей, три?);

2) сочинение на лингвистическую тему (Портреты приставок ПРЕ- и ПРИ-);

3) исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие). Пропала буква (детективное исследование).           

Список литературы

  1. 1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.

2. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград,1961.

3.  Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.

4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...