Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мищенко Елена Васильевна

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnye_i_deeprich_oboroty.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ Мокро-Гашунской СОШ №7

 Мищенко Елена Васильевна

Тема: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах.

7 класс. русский язык

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать  знания о причастном и деепричастном оборотах;

2.Посредством различных упражнений продолжить развитие умения употреблять причастные и деепричастные обороты в речи.

3.Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: раздаточный материал, индивидуальные карточки, таблица.

Тип урока: повторение изученного.

Форма урока: традиционная.

Ход урока

Этапы

Содержание

1.Псих.настрой

Образование прич.

Работа по таблице

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на стихотворения, лежащие у вас на столе. Давайте их прочтем.

1.Снежные горы

(Ф.Тютчев)

Уже полдневная пора

Палит отвесными лучами, -

И задымилась гора

С своими черным лесами.

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи,

И с камней, блещущих на зное,

В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный

Наш дольный мир, лишенный сил,

Проникнут негой благовонной,

Во мгле полуденной почил. –

Горе, как божества родные,

Над издыхающей землей

Играют виси ледяные

С лазурью неба огневой

2.Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка.

Все, что было. Уйдешь, я умру»

Улыбаясь спокойно и жутко,

Он сказал мне: «Не стой на ветру».

А.Ахматова

Скажите, о чем эти стихотворения.

(первое о природе,  а второе о любви)

А теперь обратите внимание на выделенные словосочетания и попытайтесь сформулировать нашу сегодняшнюю тему.

Верно, тема нашего урока «Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах».

(Запись темы в тетрадь).

Но прежде чем говорить об оборотах, давайте вспомним, что же такое причастие  и деепричастие.

(причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность,  залог, переходность) и прилагательного (изменяется по числам, родам и падежам; синт. ф-ция – определение, или составная часть именного сказ.; страд. прич. имеют полную и краткую форму).

Обратите внимание ребята у причастий всего два времени – у них нет будущего времени.

Причастия образуются при помощи суффиксов: -ущ(-ющ), -ащ(ящ); -ем(-ом), - им, - вш, -ш, - енн, -нн, -т.

Но ребят причастий у глагола может быть  несколько (1-4). Их количество зависит от грамматических признаков (вида и переходности).

Если глагол несов.в. и  переходный то у него 4 прич. страд. и действий двух времен.

Решать

 Н. вр.

действ                              страд

решающий                       решаемый  

Пр.вр.

решавший                       решенный

У глаголов сов. вида не будет причастий наст. вр.

Надеть

Наст.вр.

действ.                    страд.

-                                -

Прош.вр.

Надевший               надетый

У непереходных глаг. не будет страдат.прич.

Лежать

Н. вр.

действ                                  страд

лежащий                                   -

пр.вр.

лежавший                                  -

Обратите внимание, ребята у каждой формы прич. свои суф.

В наст. вр. у  действ. прич. суфф. – ущ(-ющ), - ащ (-ящ); у стр. прич. : -ем (-ом), -им.

В прош. вр.

у действ. – вш(-ш)

у стр. прич – енн(нн) – т.

 А теперь давайте обратим внимание на таблицу в ней отражены знания о том какие прич. образовыв., а какие нет:

Настоящее время

Прошедшее время

действ.

страд.

действ.

страд.

вид

Сов в    

Несов в +

Сов в    

Несов в +

+

Сов в    +

Несов в + –

переходность

+

Перех       +

Неперех  

+

Перех       +

Неперех  

Итог: КАКИЕ ФОРМЫ ПРИЧ.ЗАВИСЯТ ОТ ГРАМ ПРИЗН ГЛ.

Склонение прич.

Прич.оборот

Повторение материала о дееприч.

Повт. мат. о прич. обороте

Подведение итогов.

Домашнее задание

Ребята, вы сказали, что прич. изменяются  породам,  числам и падежам

А каким образом можно проверить написание этих форм (по вопросу).

Например

Строящийся дом

Строящимся домом (каким?) (Тв.п.)

Но: может чередоваться ом – ем.

Нр: мы получили квартиру в (каком?) строящемся доме (Пр. пад.).

Ребята, а что называется прич. оборотом.

А как выделяется причастный оборот на письме (Если прич. оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми с двух сторон. А если перед определяемым словом то нет).

Итак ребята я  вам дам два предложения в (них не расставлены знаки препинания) и три схемы. Вам нужно расставить знаки препинания и указать какая схема лишняя.

Дом, покинутый людьми, казался мрачным

Покинутый людьми дом  казался мрачным

А составьте мне предложение на третью схему.

В предложении причастный оборот является определением.

А сейчас ребята мы  с вами выполним одно упражнение устно.

А пока мы выполняем это упражнение к доске  пойдут два человека с карточками.

А упражнение такое. Я читаю вам предложение с глаголом. А вы  заменяете его предложением с причастным оборотом.

1.Тучи, которые гонит ветер.

2.Лодка, которую увлекает сильный поток (увлекаемая) .

3.Книга, которую прочитал мальчик

 ( прочитана).

4.Старые письма, которые хранит бабушка (хранимые).

5.Земля, которая освещается солнцем (освещаемая).

Проверка работы по карточкам.

А теперь давайте обратимся к деепричастному обороту.

Но сначала: Что такое деепричастие?

(неизм. форма глагола включающая в себя признаки нареч. и глагола, обозначающая дополнит. действие образуется при помощи суффиксов

 – а(-я) – в (вш), - учи (ючи).

Выбор суффиксов зависит от вида.

Несов. в – (я)

Сов. в   -в(-вши)

В предлож. – обособл. определен.

И снова мне нужно два человека для работы по карточкам.

А пока они работают у доски, мы напишем выборочный диктант.

Я диктую  предложения, а вы выписываете из них деепричастные обороты и определяете вид деепричастия:

1.Рука Серебряного, гремя цепью, опять упала к нему на  колени (несов.в.).

2.Пошарив кругом, он нащупал на столе краюху хлеба (сов.в.).

3.Даже птицы на дубах щебетали как будто  вполголоса, ветер не шелестел в листьях, и только кузнечики, притаясь  в  траве, трещали без умолку.

4.Подъехав к валу, князь и его товарищи спешились и привязали лошадей к  столбам, в которые нарочно для того были ввинчены колья.

5.Гляда на него, царь начал смеяться.

Проверка карточек. Вместе с детьми.

Ну а теперь давайте подведем итоги:

  1. От каких грамматических признаков глагола зависит образование причастий и как?
  2. А как и от чего зависит образование деепричастий.
  3. Что такое причастный оборот? Всегда ли от выделяется на письме?
  4. Что такое деепричастный оборот?

Составьте дома правила поведения на улице или в школе используя  в своем рассказе причастный или деепричастный обороты.

Карточки:

№ 1. Сделать морфемный анализ слов

Потрескавшаяся

Покинутый

№2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Здесь, погрузившись в сон железный, усталая природа спит.

№3. В данных предложениях перепутаны деепричастные обороты. Запишите предложения, поставив дееприч. обороты на «свое» место:

  1. Старуха вышла, гремя цепями.
  2. Узники в темницах вскочили, спасаясь от огня, и стали прислушиваться.
  3. Татары, шаркал ногами и стуча клюкой бежали в беспорядке.
  4. Соседние люди, узнав боярина, спешили запирать ворота и гасить огонь.
  5. Узнав о нападении опричников и видя зарево над двором Морозова Елена образовалась

(А.К.Толстой)

№ 4. Из данного текста «исчезли» прич. и дееприч. обороты. Верните их на место. Глаголы, к которым относятся дееприч. в тексте отмечены.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица…

Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и  улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес. Затрещали кусты. Заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел наст. Сорока вскрикнула и по прямой полетела прочь.

(Б. Полевой)

Слова для справок:

Не разбирая дороги; распустив хвост, похожий на оперенья стрелы; оставив на снеге кружевной, хитро запутанный след.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"

конспект урока русского языка в 6 классе....

Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)

Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....

Конспект обобщающего урока по теме "Причастный и деепричастный обороты в тексте"

Предлагаю рабочий  конспект простого урока, обобщающего изученный материал по "темам "Причастный оборот. Деепричастный оборот"....

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении"

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении" для 5 класса...

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении"

Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении" для 5 класса...

КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Повторение изученного в 5-8 классах.  Морфемика  и словообразование»....