Главные вкладки

    Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка
    статья (русский язык) по теме

    Чебодаева Вера Николаевна

    Статья-обзор по формированию этнокультурной компетенции на материале местной топонимии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Чебодаева Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы,

    МБОУ Катановская СОШ

    Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка

    Методическая система обучения русскому и родному (хакасскому языку) требует постоянного обновления и совершенствования. Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к культуроносной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре.

    Этнокультурная компетенция учащихся - это умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения. Овладение этнокультурной компетенцией происходит на основе поэтапной социализации учащихся в этнокультурной среде.

    Особое значение при этнокультурном подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания родного языка. Такой подход воспитывает у учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у учащихся национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

    Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.

    "Работа с местным топонимическим материалом, - как указывает Т.В. Майорова, - вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свой знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников" [2, 24].

    Особое место среди географических названий занимают названия  гор, рек, долин, пастбищ и др. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места"). Микротопонимический материал любого района представляет особый интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит наиболее целую и богатую информацию об истории местности, об истории республики, о ее современной жизни, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о родном и русском языке.

    Интересна в этом отношении и микротопонимия нашего микрорегиона  - бассейна р. Камышта, которая представлена значительным количеством номинаций разных по происхождению, структуре и семантике. Микротопонимический материал бассейна р. Камышта  может быть использован на уроках русского языка в начальных и средних классах.

    Знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале.

    Топонимия Хакасии - различного происхождения. Сравнительно легко лингвистически выделяются термины, которые связаны с живыми языками: русским и тюркскими. Из старых топонимов выделяются топонимы кетского и самодийского происхождения. Следует отметить, что топонимы бассейна р. Камышта восходят к более позднему хакасскому языку и им объясняются. Чаще используются и хакасами и русскими в первоначальном виде, без перевода.

    Данные топонимии можно использовать, например, на уроках в 5-6 классов, когда идет подробное изучение темы "Имя существительное", "Собственные и нарицательные имена существительные". Здесь в уроки русского языка можно гармонично ввести названия Уйтаг (уй + таг "гора"), Камышта (Хамыс (камыш) + та (вода)). Компоненты -ба (бу), -та (ту), -сас (сес, сос, зас, сес) пришли к нам из древних языков: они кетского происхождения. У учащихся просыпается интерес и далее при изучении темы "Этимология" можно дать несколько местных названий для самостоятельной работы.

    На уроках при изучении темы "Способы словообразования", "Числительные", "Прилагательные" так же частично можно использовать данные микротопонимии. На данных уроках проводятся параллели с хакасским языком.

    Слова и в русском и в хакасском языке образуются чаще суффиксальным способом. Например, пещер-н-ый лог - Хуйу-лыг озен, сар-ой - долина в виде чаши. Используется  сравнительно-соспоставительный метод.

    Числительные: Пис таг - пять гор, Ус аастыг хуйу - пещера с тремя выходами, Чарым кун сыхчан таг - гора, где показывается только половина солнца; прилагательные: Ах хайа - белая скала (качественные), Нымырттыг пил - черемуховая седловина, Ситтiг хыр - лиственичный холм (относительные), Тарастай тигей - вершина Тарастая, Пулан кол - лосиное озеро (притяжательные).

    В 10 классе предполагается углубленное изучение курса русского языка. На данном этапе в работу можно ввести тексты с топонимическим содержанием, фотографии данной местности: "Уйтаг", "Легенда о белой волчице", "Хаарчах хайа", "Сiвее таг (крепостная гора), "Киикчiн тугчан таг" и др. Через анализа текста учащиеся знакомятся с достопримечательностями родной земли, обогащается словарный запас, развивается речь учащихся.

    Использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического материала в качестве регионального компонента способствует воспитанию любви и формированию интереса к "малой" родине, обогащению и активизации словаря детей и в конечном счете формирует этнокультурную компетенцию. Использование материалов микротопонимии дает нам возможность реализовать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему лингвистического образования.

    Литература

    1. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. – Абакан, 1995.
    2. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000, № 3. - С.43-46.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

    Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

    «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

    «Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

    Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...

    Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

           Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...