Наречие как особая часть речи
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Презентация к уроку русского языка по теме «Наречие как особая часть речи» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урокам русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon galina_g.r._narechie_.ppt190 КБ
Microsoft Office document icon galina_g.r_narchie_kak_osobaya_chast_rechi.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверьте работу чужом неуклюже могучо рощей

Слайд 2

Вставь пропущенные буквы На чуж_й стороне и весна красна. В колюч_м кустарнике не спрятаться. Долг платеж_м красен. Пальц_м хлеба не отрежешь. В гостях хорош_ , а дома лучше.

Слайд 3

Запишите пословицу Тот не будет хорошо учиться , кто от работы проч _ мчится.

Слайд 4

Физминутка

Слайд 5

Найди лишнее. Обоснуй. Доч_, реч_, дач_, ноч_, вскач_. Врач_,задач_, куч_, невтерпёж_, лож_. Испеч_, купаеш_, прилеч_, сплош_.

Слайд 6

Домашнее задание: упражнение 169. Спасибо за работу! Молодцы!



Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по русскому языку с использованием ЦОР

г. Магнитогорск

МОУ СОШ № 56

Учитель Галина Г.Р.

Класс 5 «В»

Тема урока: « Наречие как особая часть речи»

Продолжительность: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Цели: (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия

  1. Формирование представления о наречии как об особой части речи, формировать навык правописания  наречий.
  2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.

 

Дидактический материал: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: проектор, экран.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

1.Орг. момент.

Сообщение темы, цели.

1мин.

Собрать внимание детей, стимулировать деятельность учащихся.

Организация внимания

Умение организоваться

Словесный

Фронтальная

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

-Сегодня мы с вами говорим о наречии, об особенности этой части речи. Что вам уже известно о наречии?

Подготовка к работе


- Наречие  является неизменяемой формой, поэтому у него нет окончания, только различные суффиксы.

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

2.

Проверка домашней работы. Актуализация знаний

4мин.

Выявление затруднений при выполнении домашнего задания

Правило правописания суффиксов наречий

Формирование умения правильно писать наречия

Словесный,  репродуктивный

Фронтальный, индивидуальный.

№1

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

-Ученик выполнил домашнее задание. Проверьте его работу, оцените. Где он допустил ошибку? Какое правило он не знает? Сформулируйте это правило.

Вывод: Итак, мы с вами проверили выполнение домашнего задания, вспомнили правило

Индивидуальная работа

-Могуче пишется с суффиксом Е

Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов наречий.

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

3

Создание ситуации успеха

5 мин.

Отработка навыка правописания наречий, развитие речи

Правило правописания суффиксов наречий, знание словарных слов, пословиц

Формирование умения правильно писать наречия

Объяснительно - иллюстративный

Фронтальный, индивидуальный.

№2

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

-Мы знаем правило, а давайте проверим умеем ли мы его применять. К какому жанру можно отнести эти предложения?

На чуж_й стороне и весна красна.

В колюч_м кустарнике не спрятаться.

Долг платеж_м красен.

Пальц_м хлеба не отрежешь.

В гостях хорош_ , а дома лучше

- А теперь проверим, как вы знаете словарные слова. Найдите в данных пословицах словарное слово. Какие в нем орфограммы? Какие еще пословицы с этим словом вы знаете?

Вывод: Молодцы, знаете словарные слова и различные пословицы


-Это пословицы, жанр устного народного творчества.

Дети выполняют задание

Индивидуальная работа




-Словарное слово: хорошо

Орфографическая работа.

-Хорошо понемножку бывает.

 Хорошо дешево не бывает.

 Хорошо чужими руками жар загребать

 Хорошо того учить, кто слушает. И т.д.

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

4 Создание проблемной ситуации и поиск путей ее решения

10 мин.

Определение границ знаний учащихся, стимулирование на нахождение

Знать правило ь после шипящих.

Формирование умения самостоятельно мыслить, умения обобщать.

Проблемный,частично - поисковый

Фронтальная,  индивидуальная

№3

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

-Запишите ещё одну пословицу с этим словарным словом. Но тут есть слово с пропущенной буквой.  Определите часть речи этого слова. Знаем ли мы, как его написать? С Ь или без Ь знака?

-Вспомним, как пишется Ь знак после шипящих в уже известных нам частях речи.


  Ь   ?      Наречие   ?     без Ь


- Наречию тоже есть место в этой схеме.

Как вы думаете, где же оно?

- Мы с вами говорили о наречии как об особой части речи, в этом случае оно тоже ведет себя по-особому.


Вывод:  Наречия: уж, замуж, невтерпёж пишутся без Ь знака, а остальные наречия пишутся с Ь после шипящих на конце слов.



- Это наречие, но мы не знаем, как его правильно записать.

Учащиеся формулируют правило правописания Ь знак после шипящих

Запись правила на доске.

          Ь                          без Ь

1 Сущ Ж.Р. Ед.Ч          1 Сущ Ж.Р. Мн.Ч  

                                          Сущ М.Р.

2 Глагол                        2 Краткое прилаг.

 Различные предположения учащихся.

-Наверное, если это особая часть речи, то оно может относиться и к первой и ко второй группе слов?


Учащиеся дополняют схему.

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

4  Усвоение новых знаний

10 мин.

Проверить понимание учащимися новой темы 

Правило ь после шипящих

Формировать умение правильного выбора написания

Словесный

исследовательский

Индивидуальная Работа в парах

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

- Мы  узнали правило правописания Ь знака после шипящих в наречиях, теперь применим эти знания на практике.

Упражнение «Распределительный диктант».

-Запишите слова в 2 столбика, объясните правописание

-Выполните взаимопроверку в парах.


Упражнение «Вставь букву». Работа по карточкам.

-Тот, кто уже уверен в своих силах, выполняют задание сложное, а тот, кто еще сомневается, может выполнить задание чуть легче.

Вывод: Кто сделал без ошибок? Молодцы! Кто допустил ошибки? Где засомневались? В чем была сложность?

 Выполнение упражнения

           Ь                                  без  Ь

настежь(наречие)       замуж(наречие искл.)

привлечь(глагол)          грач(сущ М.Р.)

 сплошь (наречие)    трескуч(кр.прилаг)

  испечь(глагол)   невтерпёж(наречие искл)

молодёжь( сущ Ж.Р Ед.Ч)   туч(сущ Мн.Ч)

 мышь (сущ Ж.Р. Ед.Ч)   могуч (кр. прилаг)


Дифференцированное задание.

Работа по карточкам



Ответы детей

 

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

5 Физминутка

2 мин

Снятие мышечной усталости, профилактика перенапряжения.

№4

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

-Я говорю слово, если оно пишется с Ь знаком на конце, то вы поднимаете руки, а если без Ь знака, то раки нужно будет опустить.

Борщ, горечь, уж, хорош, вскачь, силач, невмочь, меч, стеречь, невтерпёж, наотмашь.

Учащиеся выполняют упражнение.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

6  Закрепление  нового материала

10 мин.

Закрепить полученные на уроке знания.

Правописания наречий, правило ь после шипящих

Формировать умение правильного выбора написания

Словесный

исследовательский

Фронтальный, коллективный

№ 5

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

Упражнение «Найди лишнее».

- Теперь вам не только нужно будет найти лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.


Упражнение «Выборочное списывание».

- Выпишите из упражнения только те словосочетания, в которых наречия  пишутся с Ь знаком.

Вывод:  Какое правило мы отрабатывали? Что нужно запомнить?


Выполнение упражнения

Объяснения учащихся


Выполнение упражнения из учебника.



Ответы детей.

 

Этап учебного занятия

Время

              Цель

   Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

Знания

Умения

7 Итог урока

3 мин.

Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся

Наречия, их правописание

Умение обобщать полученные знания

Беседа

Фронтальная

№6

      Деятельность учителя

        Деятельность ученика

        

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что повторили? О чём расскажите дома?

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

- Упражнение 169

Запись домашнего задания.

Литература:

 1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М Разумовской, П.А Леканта-13 изд, перераб.-М.: Дрофа,2006г.

2.  Толковый словарь русского языка И.С.Ожегова. - М.: Просвещение,1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междометие как особая часть речи

Урок русского языка в 7" А" классе.На данном уроке дети знакомятся с междометием,и выделяют ее как особую часть речи.Урок проводится в начале апреля,поэтому тему урока связываем с днем космонавти...

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...

Конспект урока "Междометие как особая часть речи", 7 кл

Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. Задачи: 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междом...

Контрольная работа "Наречие и служебные части речи"

Тестовое задние в двух вариантах....