Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Миронова Елена Владимировна

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миронова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 14

                                                                           г. Березники

        

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе

Цель: сформировать  понятие междометия как особой части речи.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать междометие от других частей речи;

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
умение работать с информационными источниками, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации в  печатных изданиях;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное  построение речевого высказывания в устной форме.

           Коммуникативные:

умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

умение слушать и понимать речь других людей;

умение транслировать свой проект.

Личностные:

личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

умение представить, продемонстрировать свою работу;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 

 Оборудование:

1.Справочная литература (энциклопедии, словари, учебники разных авторов, в которых есть определение междометия)

2.Бумага, маркеры.

Ход урока.

 1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755), одном из первых учебников русского языка, описывал систему частей речи. Чем его представление отличается от современной системы частей речи?

«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:

  1. имя - для названия вещей;
  2. местоимение - для сокращения именований;
  3. глагол - для названия деяний;
  4. причастие - для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
  5. наречие - для краткого изображения обстоятельств;
  6. предлог - для показания принадлежности обстоятельств к вещам и    деяниям;
  7. союз - для изображения взаимности наших понятий;
  8. междометие - для краткого изъявления движений духа».

Учащиеся находят отличия:

-      В 18 веке все части речи считали знаменательными, т.е. самостоятельными. Сейчас выделяют и самостоятельные, и служебные части речи.

 -    Союз и предлог не относятся к знаменательным частям речи.

 - «Имя для названия вещей» сейчас называется имя существительное.

 - Не выделялись такие части речи, как имя прилагательное, имя числительное, частица.

-    Причастие считали отдельной частью речи, а не формой глагола.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка цели и задач урока. 
Учитель
: Постройте современную систему частей речи.

Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги.

Представление результатов работы.

Запись современной системы частей речи в тетрадях учащихся.

Учитель: Почему междометие вы поместили отдельно, не отнесли к самостоятельным или служебным частям речи?

Учащиеся: Мы уже изучали самостоятельные и служебные части речи, но не говорили о междометии.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Междометие как часть речи.

Запись темы урока.

Учитель: Определите цель урока.

Учащиеся: Мы должны узнать, что такое междометие как часть речи и как отличить междометие от других частей речи. Для этого надо построить модель междометия: определить его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Определите общее грамматическое значение междометий (упр.1). 

Ура! Мы спасены!

Ах! Как красиво кругом!

Увы, я опоздал!

Учащиеся работают в группах. Приходят к разным выводам:

1) Междометие обозначает чувства: радость, восхищение, сожаление и др.

2) Междометие не обозначает, а выражает чувства.

Учитель: Чтобы разобраться, кто прав, выполним упр.2:

Ах, дедушка, ужели это ты?

Ах, милый край, не тот ты стал, не тот!

Ах, как  вы могли это сделать?

«Ах!» - воскликнула Соня испуганно.

Учащиеся делают вывод о том, что одно и то же междометие может выражать разные чувства, не называя их.

 Учитель: Определим морфологические признаки междометия (упр.1).

Учащиеся: Междометие - неизменяемая часть речи.

 Учитель: Определим синтаксическую роль междометия (упр.2).

Учащиеся: Междометие не является членом предложения.

Учитель: Теперь мы все знаем о междометии. Выполним упр.3. Найдите междометия. Что вы можете о них сказать?

Далече грянуло ура.

Татьяна ах, а он - реветь.

Учащиеся обращают внимание на то, что в первом предложеним междометие является подлежащим, а во втором - сказуемым, доказывают, делают вывод, что междометие иногда может выполнять  роль члена предложения.  

4. Моделирование понятия междометия.

Учитель: Используя выделенные признаки, постройте модель междометия.

Модель междометия, построенная детьми:                                      

                       выражает, но не называет чувства

                                     

                                         

                                                междометие

 

   не является                                                                            не изменяется

членом предложения

Учащиеся записывают модель в тетради.

Учитель: Дайте определение междометия.

Учащиеся: Междометие - часть речи, выражающая различные чувства, но не называющая их, неизменяемая, не являющаяся членом предложения, но иногда может выполнять роль члена предложения.

Учитель: Вспомните определение других частей речи. Мы всегда говорили: «Это самостоятельная или служебная часть речи». А как быть с междометием?

Учащиеся высказывают разные мнения: 

- Междометие нельзя назвать ни самостоятельной, ни служебной частью речи.

- Она особенная.

- Она двуличная.

Учитель. Сравним с определениями, которые дают ученые.

Учащиеся работают со справочной литературой. Отмечают, что все ученые говорят о междометии как об особой части речи.

Учитель. Почему же междометие - особая часть речи?

Учащиеся: Оно соединяет признаки самостоятельных и служебных частей речи.

5. Первичная проверка понимания.

 Учитель. Проверим, как вы научились отличать части речи друг от друга. Выполните тест, определяя, какими частями речи являются слова:

1. аукать

2. аукающий

3. ауканье

4. ау

5. аукая

Учащиеся работают в тетрадях. Проверка, доказательство. Количество правильных ответов равно оценке за тест.

Учитель спрашивает детей о результате теста.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель. Вспомним о цели урока. Достигли ли мы ее?

Учащиеся: Мы достигли цели урока, т.к. узнали общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометия, построили его модель и дали определение, научились отличать междометие от других частей речи.

- Мы узнали, что междометие - особая часть речи.

- Поэтому надо исправить тему урока, добавить слово «особая».

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Задание на зону ближайшего развития

 В текст необходимо вставить подходящие по смыслу междометия, выделяя их знаками препинания. (Так ребята продолжат работу с признаками междометия (значениями) и обратят внимание на знаки препинания и дефис при написании этой части речи. )

Девушка начала обмахиваться платком: «…, жарко!» «…, какой ты гадкий!» - презрительно сказала она. «…!» - вздохнула старушка. Режиссер басовито засмеялся: «…!»   …! Как холодно!

 Слова для справок: уф, ай-ай, фи, хо-хо-хо, ох-ох-ох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...

Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.Задачи:Дать представление о разрядах числительных.Формировать умение находить чис...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи". 6 класс

Конспект урока по теме: «Имя числительное как часть речи»  с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс    ...

Дистанционный урок по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс

Урок по теме "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса по УМК Т.Ладыжеснкая, Тростенцова...

Презентация к уроку по теме "Категория состояния как часть речи", 8 класс

Презентация к уроку по теме "Категория состояния как часть речи", 8 класс...