Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Грущенко Марина Викторовна

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

Задачи:

  1. Дать представление о разрядах числительных.
  2. Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
  3. Развивать у учащихся умение  обобщать, делать выводы.
  4. Воспитывать творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnye_kak_chast_rechi.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

16.02.2015

Тема: Имя числительное как часть речи

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

Задачи:

  1. Дать представление о разрядах числительных.
  2. Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
  3. Развивать у учащихся умение  обобщать, делать выводы.
  4. Воспитывать творческие способности учащихся.

Виды УУД:

  • Личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии  с поставленной задачей , умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • Познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в  устной и письменной форме;
  • Коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности

I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).

Прослушайте стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»

Существительное школа,

Просыпается – глагол

С прилагательным- веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное -  семь

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем…

- Какую часть речи, прозвучавшую в этом стихотворении, мы не изучали?

2. Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

3. Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный

На неделе пятниц семь -

Семимильными шагами -

За семью замками -

-На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

II. Знакомство с новым материалом.

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №2).

 Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии  для детей». «Языкознание. Русский язык»)

1.Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 3).

Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет…         (С. Маршак)

Все выделенные слова – это числительные.

2. Чтение теоретического материала по учебнику

Дайте определение имени числительному.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

3. Вспомните и запишите  русские пословицы, в которых упоминаются числительные

(слайд № 4).

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.

- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 5).

Имя числительное

количественное                порядковое

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №6).

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

сотый автомобиль

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию

Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 7).

Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

двестипятидесятый

тридцать шесть

одна пятая

Дополните таблицу  своими примерами (каждому выдается  распечатанная таблица).

5.  Какова синтаксическая роль  имени числительного?

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 8).

На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

Мне подарили  второй том  увлекательной книги.                          

После шестого урока состоится классный час.

6. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните их (слайд № 9).

Родная Хакасия.

Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9°С, января –18,9°С. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в соседних регионах.В республике более 500 озер, рек и мелких речушек. Общая протяженность рек – 8 тыс. км.Площадь Республики Хакасия 61 900 км2. Это 0,4 % от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия – города Абакана до Москвы составляет 4218 км

III. Подведение итогов урока. (слайд № 11).

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Какие  разряды имени числительного вы узнали?

- Какими могут быть числительные по строению?

- Какова синтаксическая роль  имени числительного?

Ответьте на вопросы:

  • Сколько лет жили  старик со старухой в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»?
  • Сколько пятниц на неделе у человека , легко и часто меняющего свои решения?
  • Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
  • Сколько коробов можно наврать?
  • Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
  • Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

IV. Домашнее задание (тексты распечатаны).

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру  «Эта важная часть речи…».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Открытый урок по теме

«Имя числительное как часть речи»

6 класс

Подготовила и провела:  Грущенко М.В.

Абакан - 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"

Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного...

Технологическая карта урока (ФГОС) Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»

Технологическая карта урока (ФГОС)Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»...

Урок по теме Имя числительное как часть речи

Урок по теме Имя числительное как часть речи. 6 класс...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи". 6 класс

Конспект урока по теме: «Имя числительное как часть речи»  с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс    ...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...