Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Елисеева Ксения Геннадьевна

Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_po_teme_imya_chislitelnoe.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

–ознакомить с общим значением, морфологическими признаками имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:  

- развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД:  

- формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

- развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

- коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное понятие: имя числительное

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах

Ресурсы: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска, классная доска.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент

    Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Ксения Геннадьевна. Я учитель русского языка и литературы Большеподберезинской средней школы. Я очень рада, что сегодня проведу урок русского языка в вашем классе.

  1. Мотивация учебной деятельности. СЛАЙД №1

    Сегодня прекрасный зимний день, морозный и снежный. Я надеюсь, что все сегодня пришли на урок с хорошим  настроением, у всех радостно на душе. А когда у человека радостное настроение, то он по – настоящему счастлив.

         Как вы думаете, что такое счастье? На этот вопрос вы  ответите,  посетив остров Счастья, где сбываются мечты.        

      Вы разделились на команды, выбрали капитана. Сейчас вы поработаете в командах. Каждый участник команды напишет то, что ему необходимо для счастья. Это должны быть  слова – имена существительные. Джот Тотс (запишите мысли).

Участник команды под №1 зачитает нам слова, которые у вас получились. Слова в одной команде не должны повторяться.                                                                                                                                        

                                                                                     СЛАЙД №2

- Я полностью согласна с вашим выбором. Хочу отметить, что многие из вас выбрали здоровье. Здоровье - это действительно очень важно, ведь без него не будет ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья.

 - Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».                                                                       СЛАЙД №3

  1. Актуализация знаний. 

     Ребята, скажите, пожалуйста, девять десятых это много? Сколько это %?  

                                                       (Это почти всё, это 90%).

- На каком уроке вы часто встречаете такие слова как 9/10, 90%? (В математике)

- А еще на каких уроках вы используете числа?

(На уроке истории, когда говорите о датах, на уроке географии ищите координаты, на уроке литературы, когда узнаете о годах  жизни писателей, на физкультуре вы считаете количество прыжков, приседаний и так далее). 

- То есть, ребята, ежедневно, сами того не замечая, вы произносите огромное количество чисел.

- А сейчас давайте мы попробуем отгадать загадку               СЛАЙД №4

    Вышел старик Годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев. Каждое крыло с 1 стороны черное, а с другой – белое. Что это?        (Год,  месяцы, недели, дни, ночи).

Год состоит из 12 месяцев.

В каждом месяце  4 недели.

В каждой неделе 7 дней.

Каждый день бывает и ночь, и день

- Что помогло вам отгадать эту загадку?               (Указание на цифры).

4. Проблемная ситуация

- На уроках русского языка  словам, связанным с цифрами,  уделяют особое внимание. Учёные объединили их в отдельную именную часть речи, о которой вы ранее не говорили. Чтобы узнать, что это за часть речи, я вам предлагаю отгадать РЕБУС.                                                   СЛАЙД №5

- Какое слово у нас получилось?                 ( Числительное)

 - Правильно, числительное. 

6. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы узнаем…

Сегодня на уроке мы научимся…

                                                                                                                                          СЛАЙД №6

- Что такое имя числительное

- Что оно обозначает

- На какие вопросы отвечает

- На какие разряды делятся имена числительные

- Откроем учебник  (параграф 67, стр.  42) и запишем тему сегодняшнего урока в рабочую тетрадь.  СЛАЙД №7

7. Первичное усвоение знаний.

Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем предложения.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.                                             СЛАЙД №8

2) Лук семь недугов лечит.

3) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

4) Баня – вторая мать.

- Что объединяет все предложения?  Что в них общего?  (Все они о здоровье).

- Есть ли в них слова, непонятные вам?

8. СЛОВАРНАЯ РАБОТА                                                      СЛАЙД №9

НЕДУГ – болезнь

СЛЯГ – от слова «слечь», т. е. серьезно, сильно заболеть,  стать лежачим больным, не вставать с постели.

Сейчас каждая группа запишет себе в тетради по 2 предложения. 1-ая группа пишет 1-2 предложения, 2-я группа пишет 3-4 предложения и подчеркните  слова, которые можно заменить цифрой.

1 группа

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Лук семь недугов лечит.

2 группа

3) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

4) Баня – вторая мать.

СЛАЙД №10

- Это и есть числительные. Имена числительные можно записать и словами, и цифрой.

- Каждая команда должна сейчас и задать к вашим числительным вопросы.

                           1 - я команда. Сто рублей и семь недугов –  вопрос сколько?

 2 –я команда, как вы думаете, правильно ли  задали вопрос ваши товарищи?

                            2 –я команда. Первой боли и вторая мать – какой? И какая?

1 –я команда, как вы думаете, правильно ли  задали вопрос ваши товарищи?

9. Работа с правилом в учебнике

 - Прочитайте на странице 43 учебника, как называются эти имена числительные. (Правило читают и обобщают учащиеся)

Числительные делятся на 2 разряда:                                                       СЛАЙД №11

Количественные, которые отвечают на вопрос сколько и указывают на количество предметов. Например, один, два, семь, десять, сто и т.д.

Порядковые числительные отвечают на вопросы какой?, который? и указывают на     порядок при счете. Например, первый, второй, десятый, сто двадцать первый.  

- То есть в предложениях первой группы встретились какие числительные?    (количественные)

А у второй группы?  (порядковые)

Физминутка                       СЛАЙД № 12

А сейчас, ребята, я предлагаю вам встать и немного отдохнуть.  

Один – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

- Продолжаем работать. Садитесь прямо, не забывайте следить за своей осанкой. 

- Встретились ли в нашей физкультминутке имена числительные? Назовите их. Поаплодируйте друг другу и садитесь.

10. Первичная проверка понимания

- Внимание на слайд.                                                                       СЛАЙД №13

Перед вами фотографии. Как вы думаете, что объединяет их? (Занятия учащихся спортом).

 - (Спорт – это прежде всего здоровье. Не зря говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Занятия спортом укрепляют наш организм).

Посмотрите внимательно на слайд и составьте предложения,  используя в них числительные.  

  1. Два ребенка делают зарядку на улице.

     2. Павлик сделал упражнение с гантелями тринадцать раз.

     3. На уроке физкультуры Наташа отжалась семь раз.

     4. На соревнованиях по бегу Маша прибежала первой.

     5. На соревнованиях по спортивным танцам Резеда заняла третье место.

     6. Первое место в соревнованиях заняли Алия и Аделина.

     7. Артуру вручили медаль за первое место по бегу.

     8. Марсель сделал десять наклонов, а Регина – семь.

   

РАБОТАЕТ КОМАНДА Раунд Тэйбл (Выполнение письменной работы по кругу на одном листе.)

- А сейчас команды посмотрят предложения друг у друга, подчеркнут числительные и определят их разряд. (Команды возвращаются на место).

Проверка. Участник под №2.

- Молодцы, ребята. Похвалите  по цепочке друг друга за работу. Скажите друг другу какой-нибудь комплимент.

11.  Интеллектуальная рефлексия. Итог урока. СЛАЙД №14

Сегодня на уроке мы узнали…

Сегодня на уроке мы научились…

12. Эмоциональная рефлексия

        Ребята, у вас на парте лежат фрукты, яблоки. Они тоже очень полезны для нашего организма. Считается, что каждый человек в день должен съедать хотя бы одно яблоко. Кроме этого, для нас это ещё и очень доступные фрукты. Они у вас разных цветов, красное, жёлтое, зелёное. Эти яблоки помогут нам сейчас оценить вашу работу на уроке.

     Если вы к концу урока всё поняли, вопросов у вас не осталось, возьмите красное яблоко.

     Если в основном материал поняли, усвоили, но кое – где испытывали трудности,  желтое яблоко.

     Если материал оказался очень трудным и непонятным, всё было сложно, возьмите зеленое яблочко .

     Украсьте, пожалуйста, именно этими яблочками нашу яблоню.

- Вот какой разноцветной получилась наша яблоня.  О чем это говорит? (Это говорит о  том, что нам еще надо с вами много работать, чтоб понять эту тему до конца. На следующих уроках вы узнаете еще много нового и интересного об имени числительном).

13.Домашнее задание. СЛАЙД №15

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Оно будет творческим.

1) 1 команда: написать мини – сочинение «Мой режим дня» (с использованием числительных).

2) 2 команда: подготовить сообщение «История возникновения числительного»  

14. Оценивание

- Ребята, вы все хорошо работали, и я вас ставлю такие оценки.

 

15. Заключение. СЛАЙД №16

А в заключение хочу напомнить вам, ребята, что здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И только от него зависит, как долго он сможет удержаться на ней. Я желаю, чтобы вы достигли всех вершин и всегда были на высоте.  Будьте здоровы и счастливы!

Урок окончен. Спасибо. До свидания.

  1. Два ребенка делают зарядку на улице.

  1. Павлик сделал упражнение с гантелями тринадцать раз.

  1. На уроке физкультуры Наташа отжалась семь раз.

  1. На соревнованиях по бегу Маша прибежала первой.

  1. На соревнованиях по спортивным танцам Резеда заняла третье место.

  1. Первое место в соревнованиях заняли Алия и Аделина.

  1. Артуру вручили медаль за первое место по бегу.

  8. Марсель сделал десять наклонов, а Регина – семь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...

Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи».

Конспект урока русского языка. Тема: « Омонимия частей речи»....

конспект урока по теме "Союз как часть речи"

данный урок - первый по теме "Союз"....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....