Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:
1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.
2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительные
На уроке используется компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_otkrytogo_uroka_v_6.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения открытого урока в 6-б классе на тему «Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные»

Цель урока: познакомить с именем числительным как частью речи

Задачи: 1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.

2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительные.

3. Воспитание интереса к изучению раздела «Имя числительное».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня у нас необычный, увлекательный и познавательный урок - урок-поиск. И работа наша будет проходить под девизом, слова которого вы видите на доске.

Ученик читает:

Мы будем исследовать,

Будем искать.

И знания наши как клад добывать!

Учитель: Прочитайте название темы урока и скажите, что каждый из вас может узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться.

Ученики: Я думаю, что узнаю, что такое числительное. А я познакомлюсь с количественными и порядковыми числительными, их различием.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, «классная работа», тему урока.

Ребята! В конце урока вы оцените свою работу и деятельность одноклассников и поможете мне выставить оценки. Учитываются правильные ответы и активность на уроке.

А теперь посмотрите на экран. Прочитайте предложения.

Три и три будет шесть.

Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Эвристическая беседа.

Учитель: Назовите знакомые части речи, которые вы изучали, много раз встречали в предложениях на уроке.

Какие слова вы не назвали? Что они означают?

Ученики: Три, шесть, два, семь, один, сто. Они обозначают число, количество предметов.

Учитель: Как вы думаете, как называется такая часть речи?

Ученики: Имя числительное.

Учитель: Да, ребята. Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду, и поэтому важно знать, как их правильно писать и употреблять в речи. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы дайте на них полные ответы.

  1. В какой школе вы учитесь?
  2. Сколько уроков у вас сегодня?
  3. За какой партой ты сидишь?
  4. Сколько тебе лет?

Вот видите, ребята, в каждом вашем ответе прозвучало числительное. А на каких предметах вы встречаетесь с числительными?

Ученики: На уроке математики.

Учитель: А еще? Послушайте предложения и ответьте.

В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.

У берега цунами достигает от 10 до 50 метров…

Ребята! А на уроках литературы вы употребляете числительные?

(Год рождения автора произведения, в каком году происходят события).

Учитель: Итак, мы убедились в том, насколько широко распространены числительные в нашей жизни. А теперь снова обратимся к числительным из предложенных на экране. Выпишите их в один столбик. Что они означают? На какой вопрос отвечают?

Ученики: Число, количество предметов. Отвечают на вопрос «Сколько?».

Учитель: Образуйте от каждого числительного  другое числительное, отвечающее на вопрос «Какой?», и запишите их в другой столбик.

Три                                третий

 Шесть                        шестой

 Два                                второй

 Семь                                седьмой

 Один                                первый

 Сто                                сотый

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, ребята, что обозначают числительные во втором столбике?

Ученики: Порядок предметом при счете.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами идем по пути познания части речи, поиска ее особенностей.

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 145 и самостоятельно прочтите теоретические сведения в рамке, которые нам дают ученые - лингвисты.

Ученики читают правило.

Учитель: Так что же такое имя числительное? На какие разряды оно делится?

Ребята отвечают.

Учитель: А что вы еще узнали об этой части речи из учебника?

Ребята отвечают.

Учитель: А сейчас посмотрим, какими членами предложения могут быть имена числительные. Обратимся к примерам на странице 144 учебника. (Дети читают примеры, комментируют).

Учитель: Для закрепления нового материала выполним упр. 345. Возьмем предложения 1, 3, 4, 5, 6. Прочитайте задание к упражнению, определите падеж числительных.

(К доске вызываются 2 ученика).

Учитель: Следующее задание на экране. Перед вами предложения. Найдите в каждом из них числительное, выпишите в два столбика: количественные и порядковые:

  • Восьмое марта – праздник мам.
  • В году двенадцать месяцев.
  • Первое сентября – День знаний.
  • … в чешуе, как жар, горя, тридцать три богатыря.
  • Девятое мая – День Победы.

(Для проверки вызывается один ученик)

Учитель: Ребята, устали? Пришло время для физминутки:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на стульчик тихо сесть.

Какие числительные вам встретились в этом стихотворении? К каким разрядам они относятся?

Учитель: К сегодняшнему уроку некоторые учащиеся получили индивидуальные задания. Поэтому они знают, немного больше, чем мы с вами на данный момент. Сейчас они поделятся  с нами своими познаниями, а вы слушайте и выделяйте главное.

Исторический экскурс (два ученика)

Учитель: Ребята! Что же нового вы узнали из сообщений сових товарищей?

(ученики отвечают)

Учитель: А знаете ли вы, что числительные могут прятаться внутри слов?

Перед вами на экране текст. Расшифруйте его и запишите.

Дети выполняют задание.

Вскоре 7ья 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою.

Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько устриц, что пред100ит целый пир.

Учитель: Проверим, что у вас получилось?

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, кто же был наиболее активным, чьи ответы вы считаете удачными?

(Дети ставят моральную оценку, учитель ставит оценку в журнал).

Учитель: На перемене подойдут с дневниками те, кто получил отметку.

Учитель: Ребята! А что больше всего вам понравилось на уроке?

(Дети высказывают свое мнение).

Учитель: А теперь запишем домашнее задание. Откройте дневники. Задание будет по выбору (дифференцированное).

  1. Выучить правило №59, упр. 347(выбрать нужный вариант числительных из скобок)
  2. Если вам понравилось задание «Расшифруй текст», придумайте и напишите подобный рассказ из 3 предложений, где числительные будут внутри слова.
  3. Можно придумать 2 отдельных предложения с числительными внутри слов.

Учитель: Урок окончен. До свидания.

Приложение 1.

Три и три будет шесть.

Два конца, два кольца,   посередине гвоздик.

Семь раз отмерь – один отрежь.

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Приложение 2.

Восьмое марта – праздник мам.

В году двенадцать месяцев.

 Первое сентября  - День знаний.

… в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

 Один в поле не воин.

 Девятое мая – День Победы.

Приложение 3.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько устриц, что пред100ит целый пир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Порядковые числительные".

Данный урок предназначен для учителей, работающих в 6 классе. Материал интересен тем, что привлекается краеведение, воспитывается чувство любви к своей малой Родине....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".

Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС...

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему«Имя числительное как часть речи»...